Конспект беседы на тему «Животные наши друзья» в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: воспитание заботливого отношения, сострадания к домашним животным.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить представление о домашних животных, понимать состояние и поведение животных.
  • Развивающие: развивать способность испытывать жалость к животным.
  • Воспитательные: сформировать представление о том, что значит сострадать, заботиться о домашних животных.
  • Дополнительные задачи по развитию речи: развивать связную речь, обогащать словарь детей.

Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, ИКТ-технологии.

Материалы и оборудование: мягкая игрушка кошка, картинки – слайды с изображением животных (кошек), смайлики-эмоции, мнемотаблица, поводок, ошейник, шлейка, презентация: «Хорошее настроение».

Предварительная работа: НОД о домашних животных, чтение художественной литературы «Кто сказал Мяу?» В.Сутеев, «Беспризорная кошка» «Живая шляпа», рассматривание альбома «Эти удивительные кошки», просмотр презентаций «Кошки», «Такие разные кошки».

Словарная работа: бездомная, безответственные, сострадать, специальный поводок, шлейка.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, а о каких вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:

У меня есть пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю» (Свинья)

Я хозяину служу
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю (Собака)

Хоть и бархатные лапки
Но зовут меня царапкой
Мышек ловко я ловлю
Молоко из блюдца пью (Кошка)

Воспитатель: Ребята, что объединяет этих животных?

- А почему их называют домашними?

- Правильно. Они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, лечит - ухаживает за ними.

- Ой, кто-то скребется в дверь. Я пойду, посмотрю, это бездомная, голодная кошка Мурочка (мягкая игрушка) пришла к нам.

Она жалуется, что живет в подъезде, в подвале, а ей так хочется жить в доме.

- Ребята, почему она оказалась в подвале, почему нет своего дома, теплого местечка, мисочки?

- Да, правильно. К сожалению, она не одна оказалась в такой трудной ситуации.

Воспитатель предлагает детям присесть на стулья. Читает рассказ.

- Послушайте рассказ «Потеряшка» он меня многому научил.

Одна семья поехала в отпуск на море на машине, и взяли с собой любимую кошку. По окончании отпуска, все собрались обратно домой. По пути у них сломалась машина, и пока папа ее ремонтировал, мама с детьми и кошкой вышли погулять. Но когда пришло, время ехать, то оказалось, что кошки нигде нет. Они очень долго ее искали, звали, но так и не нашли. И уехали домой без нее. Прошло очень много времени. Но хозяева по - прежнему скучали и вспоминали свою любимую кошечку.

Однажды мама услышала, что кто-то скребется в дверь. Она открыла дверь и увидела страшную кошку. У нее не было одного уха, один глаз закрыт, хвост стал короче наполовину. И была эта кошка худая, прехудая. Пока испуганная и удивленная мама стояла у порога, кошка прошмыгнула в дом и стала крутиться и мяукать на том месте, где стояла ее миска с молочком. И все поняли, что пришла их кошка, которая потерялась, когда они возвращались с отпуска.

Оказывается, что «Потеряшка» все это время шла домой одна. На нее нападали собаки, плохие мальчишки кидали в нее камнями. Она голодала, поэтому стала такая худая. Но, не смотря на все препятствия, на пути «Потеряшка» вернулась домой.

- Вам понравился рассказ?

- Почему рассказ называется «Потеряшка»?

- Представьте, как выглядела кошка в отпуске, расскажите с помощью схемы-подсказки.

Дети составляют описательный рассказ (с помощью мнемотаблицы, картинки домашней, ухоженной кошки) - слайды

Дети: Эта кошка белая, чистая, пушистая, красивая, домашняя (ухоженная), сытая, довольная, радостная; кошка испытывает чувство радости.

Воспитатель: - Люди любили свою кошечку и часто играли с ней в ее любимую игру.

Физминутка: «Кот Тимошка»

Кот Тимошка жил на крыше. (поднимают руки вверх)
Ниже в доме жили мыши. (приседают)
По стене взбирались мыши, (поднимаются пальчиками рук снизу вверх)
Не боясь кота на крыше. (руки вверх)
Караулил кот мышей, (руки к голове)
Вынув пробки из ушей. (руки к ушам, прислушиваются)
Он готовил мышеловки. (хлопок перед грудью)
Но мышата были ловки. (прыжки на месте)
Спрятавшись за спинку Тишки, (ладошками рук закрыть лицо)
В прятки с ним играли мышки. (повороты головой вправо и влево)

Дети возвращаются на место.

Воспитатель: Почему люди вернулись домой без кошки? Что случилось? – потеряли ее, убежала, не нашли, уехали.

- Можно ли считать этих людей злыми, жестокими? – нет.

- Почему? – потому что они не специально ее бросили.

- Как вы думаете, как их можно назвать? – безответственными.

- Что чувствовали люди, когда потеряли свою кошечку? – волнение

На слайде-картинке «Человек» выставляются эмоции-смайлики (страх, тоска, грусть, боль).

Воспитатель: Правильно, люди испытывали волнение, страх за кошечку, грусть, тоску, печаль, боль.

- А как вы думаете, что чувствовала кошка, когда осталась одна в чужом городе?

- На слайде-картинке «Кошка» выставляются эмоции-смайлики (страх, тоска, грусть, боль).

Воспитатель: Вот сколько боли и страданий выпало на долю «Потеряшки»

- Ребята посмотрите у нас одинаковые смайлики, а это значит, что люди и животные испытывают одни и те же (одинаковые) чувства, эмоции.

Животные, так же как и люди испытывают чувства, эмоции. В их глазах легко можно прочесть грусть, боль, страх, обреченность, радость, любовь.

- Ребята давай вспомним, какая она вернулась домой? Послушайте, как об этом говорит автор.

Мама услышала, что кто-то скребется в дверь. Она открыла дверь и увидела страшную кошку. У нее не было одного уха, один глаз закрыт, хвост стал короче наполовину. И была эта кошка худая, прехудая. Пока она шла, домой на нее нападали собаки, плохие мальчишки кидали в нее камнями. Она голодала. Поэтому стала такая худая.

- Вы запомнили, какая же вернулась домой «Потеряшка»

Слайд-картинка бездомной кошки

- Какие чувства она вызвала у вас? – жалко ее, хочется помочь.

Верно, хочется ей помочь: накормить, вылечить, приласкать, чтобы она не страдала. Все это называется, словом сострадать.

- Каким одним словом можно назвать помощь?- сострадать

- Что должны были сделать люди, чтоб этого не случилось? – ответы детей.

Воспитатель: Люди должны были подготовить кошку к отпуску.

- Кто из вас знает, как подготовить кошку к отпуску, чтобы она не потерялась случайно? - ответы детей.

- Правильно, если бы на кошечке был поводок, специальная бирочка на шее на которой написан домашний адрес, телефон и как зовут кошечку, то она бы не потерялась.

Слайд-картинка «Кошка со шлейкой, поводком»

Воспитатель: Думаю, что Мурочке очень понравился счастливый конец про «Потеряшку». Она мурлычит, что ей тоже очень хочется стать счастливой кошкой с домом, а не страдать в темном сыром подвале от голода и холода.

Ребята, мне так жалко Мурку и я очень боюсь, что ее может кто-то обидеть. Я решила, что возьму ее к себе домой. Буду заботиться о ней (кормить, лечить, играть с нею и никогда ее не брошу)

А чтобы она не потерялась, я уже купила специальный поводок для кошек.

Давайте попробуем надеть на Мурочку поводок.

Молодцы!!! Теперь Мурочка не потеряется.

Итог.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? – коты, как и люди болеют, страдают от одиночества и сильной боли, т.е. испытывают одинаковые чувства.

- Чтобы кошка не потерялась, нужен поводок – шлейка, ошейник с биркой.

- Чему научились – надевать поводок, заботиться о домашнем питомце; жалеть и сострадать, т.е. помогать жалея.

Ребята, вы сегодня правильно заметили, что животные испытывают те же чувства и эмоции, что и люди. Давайте, попробуем угадать, какие чувства и эмоции испытывают эти животные. Презентация: «Хорошее настроение».