Психологическое сопровождение суворовцев – участников фестиваля инновационных научных идей "Старт в науку"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: защита проекта


В соответствии с новым стандартом образования большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности, результат которой обучающиеся представляют в виде публичной защиты – это предъявляет повышенные требования не только к их методической, но и психологической подготовке. Достаточно часто можно наблюдать ситуацию, когда способные воспитанники, выполнив работу на высоком уровне, испытывают затруднения при ее защите, выступая перед аудиторией, волнуются, теряются, не всегда могут сформулировать ответ на поставленный вопрос. Особенно актуальным это становится, когда воспитанникам предстоит публичная защита своего проекта в рамках конкурсов научно-исследовательских работ различного уровня, т.к. здесь на них возлагается большая ответственность – ведь они представляют не только себя и свою работу, но и родное училище.

Все это способствовало созданию программы «К победе готов!» по психологическому сопровождению участников фестиваля инновационных научных идей «Старт в науку», проводимого среди воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Данная программа состоит из 3-х модулей, каждый из которых направлен на развитие качеств личности, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для успешного представления результатов своей научно-практической деятельности в рамках данного фестиваля.

1 модуль «Я знаю зачем» - мотивация и развитие познавательных способностей. Данный модуль включает в себя:

  • техники, направленные на осознание ведущего мотива – познавательный, социальный, личный, одобрение и принятие, важно помнить, что не всегда мотивация воспитанника будет совпадать с целью проектной деятельности, главное, чтобы было стремление превосходно выступить, донести знания до аудитории, получить новый опыт, расширяющий возможности в будущем;
  • упражнения на развитие памяти, процессов внимания (переключаемость, объем, распределение) с помощью программы «EffektonStudio», развитие мышления, расширение диапазона копинг-стратегий поведения в нестандартных условиях.

2 модуль «Я знаю как» - формирование навыков саморегуляции. Обучение и отработка приемов, позволяющих стабилизировать свое психоэмоциональное состояние на подготовительном этапе, непосредственно перед и во время выступления, формирование стрессоустойчивости, применение дыхательных упражнений (обязательно обучение диафрагмальному дыханию), расслабляющих техник, растяжек, точечного массажа, аутотренинга.

3 модуль «Я знаю что» - развитие ораторских способностей. Отличительной особенностью данной программы является акцент на подготовке воспитанников к публичным выступлениям, включающей в себя:

  • преодоление страха публичных выступлений, работа с негативным опытом, формирование адекватного уровня притязаний и самооценки;
  • овладение навыками самопрезентации;
  • знакомство с социальными феноменами восприятия (эффект первого впечатления, прожектора, аудитории, доктора Фокса и т.п.);
  • применение обучающих видеороликов, видеозаписей художественных фильмов, мультфильмов;
  • аудио- и видеозапись тренировочных выступлений воспитанника с последующим качественным анализом сильных и требующих внимания сторон;
  • моделирование ситуаций при выступлении (проработать выступления в разных ситуациях: во внимательной, заинтересованной аудиториях и мешающей, занимающейся своими делами, перешептывающейся – важно завершить это упражнение на положительном опыте);
  • обучение технике публичных выступлений, одним из элементов которой является многократная практика выступлений перед небольшой и настроенной доброжелательно аудиторией с анализом чувств «до», «во время» и «после» выступления с последующей их проработкой с психологом в случае возникновения нежелательных переживаний;
  • артикуляционные упражнения, гимнастика речевого аппарата, работа с зеркалом, скороговорки, здесь необходимо отметить, что данные упражнения нуждаются в систематичности занятий и сознательном контроле;
  • методы и приемы вербальной и невербальной коммуникации (важно показать воспитанникам, как влияет на восприятие информации темп речи, тембр голоса, интонация, дикция, значимость пауз, позволяющих не только расставить акценты в выступлении, но и перевести дыхание, как важны поза, жестикуляция, мимика, контакт глаз, конгруэнтность, и закрепить полученные знания на практике).

Эффективность данной программы зависит от планомерной работы обучающегося, руководителя проекта и педагога-психолога.

Психологическое сопровождение участников фестиваля инновационных научных идей «Старт в науку» осуществляется по четырем направлениям деятельности:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • профилактическое.

Программа «К победе готов!» рассчитана на 16 групповых занятий по 1 академическому часу (общая продолжительность 16 часов). Каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 2 раза в неделю. Занятия могут проходить в помещении и на свежем воздухе, для проведения релаксационных дыхательных упражнений.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная часть (разминка).
  2. Основная часть (рабочая).
  3. Заключительная часть (рефлексия).

Публичная защита результатов своей научно-практической деятельности требует от воспитанников не только высокого уровня знаний по изучаемому вопросу, но и умения донести эти знания до других. Занятия по программе «К победе готов!» помогут воспитанникам сформировать положительный эмоциональный настрой, раскрыть свои внутренние ресурсы, развить коммуникативную компетентность – что является одним из важнейших условий самореализации, социализации и успешности молодых людей.