Воздушное питание растений. Фотосинтез

Разделы: Биология

Класс: 6

Ключевые слова: биология


Основные цели: углубление знаний о способах питания в органическом мире, об особенностях пластического обмена веществ на примере фотосинтеза, изучение механизма фотосинтеза.

Создать условия для развития:

предметных компетенций:

  • посредством раскрытия механизма процесса фотосинтеза (знания о процессе фотосинтеза, его протекании и значении для всего живого на Земле).
  • способности к синтезированию умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
  • учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
  • информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
  • коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через использование различных форм организации деятельности (индивидуальная, работа в парах и малых группах) и их разумное сочетание в зависимости от этапа урока;
  • социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
  • личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии.

Метапредметные:

  • самостоятельное выделение и формулирование учебных задач;
  • формирование умения: выделять главное, общее, находить причину, следствие, связь;
  • тренировать умение концентрировать внимание, умение наблюдать, слушать других, четко выражать свои мысли, осуществление самоконтроля.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Эпиграф к уроку

Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям. (К.А.Тимирязев)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать питание растений. Прочитайте эпиграф к уроку. Какова главная мысль этих слов?

Возможные ответы учащихся

Хлорофилл - это особое вещество зеленых растений. Хлорофилл придает растениям зеленый цвет.

Хорошо! Вот и сегодня на уроке мы потрудимся и приоткроем еще одну тайну о зеленых растениях.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Ребята, мы продолжаем изучать один из самых важных процессов жизнедеятельности растений. Кто помнит – какой?

Фронтальная работа.

Отвечают: питание.

Актуализация знаний.

- Что мы знаем о питании растений?

- У растений существует минеральное (почвенное) питание.

- Что называется почвенным питанием?

Выполните задания:

- Заполните пропуски в тексте.

- Какие структуры участвуют в почвенном питании растений.

Выполните тест «Да-Нет»

Учащиеся выполняют задания в рабочих листах по двум вариантам.

По окончании работы учащиеся осуществляют взаимопроверку, оценивают работы.

Проверяем работу учеников у доски (проверяет ученик, комментирует правильность выполнения задания)

Итак, по сосудам корня и стебля вода поступает в листья.

1. Этих веществ, хватит для нормального роста и развития растений? Нет.

2. А какие вещества еще нужны растениям? Органические.

3. Какие вещества относятся к органическим? Белки, жиры, углеводы

Определение проблемы и цели урока, которая может быть поставлена с помощью проблемного вопроса.

Ребята! Весной мы бросаем в землю зернышко, а потом из него вырастает колос с множеством зерновок, наполненных питательными веществами. Откуда берет растение эти вещества?

Данный вопрос вызывает затруднения у учащихся. Сформулируйте свое затруднение.

Я пока не могу ответить на поставленный вопрос.

− У кого есть ответ, вы можете его обосновать? Я пока не могу обосновать правильность своего ответа. Откуда растения берут эти вещества?

− Что дальше надо сделать? Надо выяснить, почему возникло затруднение

3. Выявление места и причины затруднения

− Какое задание вы должны были выполнить?

Мы должны были ответить на вопрос,

В результате, какого процесса растение синтезирует органические вещества

Мы не знаем, какой это процесс и как он называется.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Как вы считаете, какую цель мы поставим для нашего урока? Сформулируйте тему урока.

Узнать, как происходит образование органических веществ в растениях, как называется этот процесс и его механизмы.

− Как вы считаете, что вы можете сделать для достижения цели?

Изучить литературу, текст и схемы учебника, рассмотреть рисунки, эталоны

− Вы все правильно сказали, я вам предлагаю внимательно посмотреть и проанализировать эксперимент.

Учитель демонстрирует заранее заложенный опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету (проба Сакса): обесцвеченные листья и дольку картофеля учитель обливает раствором йода.

Учитель просит ребят объяснить, почему долька картофеля и лист, находящийся на свету, окрасились в синий цвет

Ученики обнаруживают, что лист с растения из шкафа остался светлым, а лист с растения, находившегося на свету, и долька картофеля окрасились в синий цвет.

Cравнивают, формулируют вывод.

В результате обсуждения опыта учащиеся убеждаются в том, что в листьях на свету образуется органическое вещество- крахмал (глюкоза), а в темном месте образование крахмала не происходит.

Какое главное условие, необходимое для образования крахмала Наличие солнечного света

Во всех ли клетках листа образуется крахмал? Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.

Для ответа на этот вопрос демонстрируется опыт с пестролистной геранью. (Опыт с геранью закладывается так же, как и предыдущий, только без контроля.)

Школьникам предлагается выяснить, почему в зеленой части листа пестролистной герани обнаружен крахмал, а в белой – нет.

Учащиеся видят, что в растворе йода не весь лист окрашивается в синий цвет. Белая полоса по краю листа не окрашивается, значит, в ней крахмал не образуется.

Учащиеся предполагают, что в клетках зеленой части листа имеются пластиды зеленого цвета-хлоропласты, содержащие хлорофилл. В них протекает процесс образования крахмала. А в белой полоске листа герани хлоропластов нет, поэтому в ней крахмал не образуется.

А теперь, ребята, проанализировав результаты эксперимента и текст учебника, скажите, как же называется этот процесс Фотосинтез

5. Реализация построенного проекта

Как же протекает процесс фотосинтеза, какие вещества необходимы и какие вещества образуются в результате? Об этом вы узнаете, поработав с текстом и схемой фотосинтеза в учебнике.

Работа в группах с текстом:

1 группа: «Какие вещества принимают участие в фотосинтезе»

1 группа. Прочитайте текст п.14 в учебнике и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»).

Известная информация

Новая информация

 

 

Запишите вывод: Фотосинтез протекает в _________ листа, из почвы в лист поступает _______, а их воздуха лист поглощает __________ . Главное условие ___________.

– Выполните задание, осуществите самоконтроль.

2 группа. Прочитайте текст п.14 в учебнике и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»).

Известная информация

Новая информация

 

 

Запишите вывод: В результате фотосинтеза в ____________листа синтезируются_____________, которые по __________оттекают ко всем частям растений, а образовавшийся ______________выделяется через__________в атмосферу.

Осуществите самоконтроль.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сформулируйте выводы из работы.

1 группа. Фотосинтез протекает в хлоропластах листа, из почвы в лист поступает вода, а их воздуха лист поглощает углекислый газ. Главное условие наличие солнечной энергии.

2 группа. В результате фотосинтеза в хлоропластах листа синтезируются органические вещества, которые по ситовидным трубкам луба оттекают ко всем частям растений, а образовавшийся кислород выделяется через устьица в атмосферу.

Теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу. Объясните результаты опыта Д.Пристли.

В результате фотосинтеза растения выделяют кислород, поэтому мышка, во втором случае, задохнулась.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполните тестовое задание:

1. В процессе фотосинтеза происходит
а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

2. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для
а) снабжения им всех частей растения;
б) выделения его во внешнюю среду.

3.Фотосинтез происходит
а) во всех частях растений
б) в зеленых частях растений

4.Какие вещества необходимы для фотосинтеза?
а) вода и углекислый газ
б) кислород и углекислый газ

5.Что способствует образованию крахмала в листьях?
а) кислород и минеральные вещества;
б) свет и вода.

Выполняют задание.

После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по эталону:

Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание.

Правильный ответ: 1-б,2-а,3-б,4-а,5-б

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Беседа

Как вы думаете, влияет ли процесс фотосинтеза, протекающий в растениях, на другие живые организмы Земли? (Да – регулирует количество кислорода и углекислого газа в составе воздуха, синтезирует органические вещества, которые необходимы животным и человеку, но к образованию, которых они не способны)

- Что может произойти на Земле при полном уничтожении растительного покрова? (рассуждения учащихся)

Обобщаем сказанное, записываем выводы в тетрадь.

Записывают выводы:

  1. Воздушное питание, фотосинтез - это процесс образование на свету с помощью хлорофилла органических веществ (сахаров) из воды и углекислого газа.
    Выделяемый в процессе фотосинтеза кислород поступает в атмосферу и используется всеми живыми существами для дыхания.
  2. Зеленые растения благодаря фотосинтезу играют важную роль в жизни нашей планеты, поэтому ее называют космической.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оцените свою работу на уроке:

  1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке?
  2. Появился ли интерес к содержанию урока?
  3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества? Да–нет–не знаю
  4. А как вы считаете, при каких условиях в жизни Вам может помочь информация о фотосинтезе?

Оценивают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о содержании урока.

Домашнее задание

  1. п.14,
  2. вопросы 1-4 стр. 81

Дополнительно (по выбору учащихся):

  1. Объясните, как вы понимаете выражения: Огонь костра – это солнечная энергия. Растения – связывают Землю с космосом.
  2. Составить синквейн по теме «Фотосинтез», используя опорные слова: солнце, жизнь, фотосинтез, кислород.

Приложение 1

Приложение 2