Вводные слова и вводные предложения

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: пунктуационные навыки


УМК: Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобр. школ/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2010.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: владеть понятием «вводные слова и вводные предложения», уметь опознавать (находить)вводные слова и предложения, различать группы вводных слов по значению, формировать пунктуационные умения и навыки, отличать вводные слова от омонимичных форм.

Метапредметные результаты: развитие умения соединять художественное воображение со словом, умения интонационно выделять вводные конструкции в устной речи.

Личностные результаты: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Планируемый результат: Регулятивные УУД.

  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
  • Умение слушать и вступать в диалог.
  • Способность взаимодействовать с товарищами.
  • Оценка действий человека

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Проверяет домашнее задание: заслушивает некоторых учащихся. Приглашает 2 учеников к доске для выполнения индивидуальных заданий.

Отвечают на приветствие учителя.

Один из учащихся работает с интерактивной доской. Другой на обычной доске составляет кластер на тему «Осложнение простого предложения». Остальные учащиеся попарно зачитывают тексты, составленные дома с использованием обращений.

Определяют

Работа в парах.

Составление кластера.

II. Формулирование темы и цели урока (4 мин.)

Планируемый результат: Коммуникативные, Личностные, Регулятивные УУД.

  • Целеполагание как способность соотносить то, что известно и усвоено, и то, что еще не известно.
  • Планирование.
  • Постановка вопросов.
  • Умение строить речевое высказывание.
  • Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели.

Проверяет индивидуальную работу детей у доски. Анализируя кластер, задает вопрос ученикам: какой вид осложнения ПП нами еще не рассмотрен подробно? Обращает внимание на эпиграф к уроку: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово бесспорно, первое и самое чудесное из них» (Л. Успенский)

Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют тему урока «Вводные конструкции».

 

Проблемный диалог

III. Создание проблемной ситуации (2 мин.). Решение проблемной ситуации (1 мин.). Работа над выводом (1 мин.)

Планируемый результат: Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.

  • Воспроизведение (актуализация) знаний о вводных словах.
  • Взаимодействие с товарищами.
  • Учет позиции других людей.
  • Включаемость в обсуждение вопросов.
  • Умение аргументировать свою точку зрения.
  • Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Выделение наиболее важной информации.
  • Построение логическое цепочки вопросов.
  • Определение информационных лакун в теме «Вводные конструкции».

Предлагает учащимся заполнить первый столбик таблицы «До - ПОЛЕ», в которой нужно зафиксировать те знания, которыми дети владеют в настоящий момент по данной теме.

Учитель просит учеников в парах сформулировать по 1 вопросу в данной теме и озвучить их.

Комментирует, что составленные вопросы и есть цели урока.

Учитель обращает внимание на интерактивное задание. Создает проблемную ситуацию, задавая вопрос: одинакова ли роль слова «возможно» в приведенных предложениях? Каково его значение? Предлагает записать в тетрадь предложения и подумать над вопросами.

Для подтверждения или опровержения мнения детей учитель выделяет слова, в результате чего внизу появляется правило, а слово «возможно» в зависимости от ситуации выделяется запятыми.

Учитель предлагает ученикам сформулировать вывод: какие слова называются вводными.

Учитель вновь обращает внимание на интерактивное задание. Интересуется, чем отличаются вводные слова друг от друга.

Учитель просит предположить, где мы можем найти неизвестную нам информацию?

Отвечают на вопрос учителя, формулируя тему урока.

Заполняют первый столбик таблицы «ДО – ПОСЛЕ», комментируя свои записи.

Ученики составляют вопросы, озвучивают составленные вопросы к теме, тем самым формулируя цели и задачи урока.

Ученики определяют значение и синтаксическую роль слова «возможно» в предложениях, задавая к нему вопрос.

Работа в парах.

Составление кластера.

Простой вопрос, таблица «ДО – ПОСЛЕ»

«Хочу спросить…»

IV. Изучение нового материала (7 мин.)

Планируемый результат: Предметные УУД.

  • Формулирование вывода.

Учитель предлагает ученикам открыть учебник (параграф 33), при помощи карандаша отметить на

полях учебника в тексте параграфа знаками различной рода информацию: V - уже знал, + новое, - думал иначе, ? не понял.

Затем учитель предлагает ученикам проанализировать работу, спрашивая 2-3 учеников. Непонятные ситуации помогает ученикам разобрать.

Учащиеся записывают в тетрадь предложения, обозначают, что в первом предложении слово «возможно» является членом предложения (входит в состав сказуемого), поэтому его обособлять не нужно, Во втором же предложении, наоборот, к слову «возможно» нельзя задать вопрос. При помощи него выражается неуверенность. Ученики, таким образом, предполагают, что это и есть вводно слово.

ЭОР

V. Закрепление нового материала (11 мин.). Физ. минутка.

Планируемый результат: Познавательные, Коммуникативные, Предметные, Личностные УУД.

  • Умение осознанно строить речевое высказывание.
  • Построение нового знания о вводных конструкциях.
  • Анализ информации по теме «Вводные конструкции».
  • Выделение наиболее важной информации.
  • Построение логической цепочки.
  • Применение новых знаний для построения собственной речи
  • Умение аргументировать свою позицию.
  • Способность использовать полученные знания о вводных словах и вводных предложениях.

Учитель предлагает ученикам по рядам выполнить задание электронного модуля (этап 2) по вводным словам, а затем просит по 1 человеку от каждого ряда показать, какие знаки были расставлены и почему. Затем этап модуля проверяется.

Учитель предлагает ученикам отдохнуть и поиграть; если они услышат вводное слово в читаемом предложении, то хлопают в ладоши, если нет - молчат.

Учитель предлагает в парах составить текст по предложенным вводным конструкциям (слайд 3). Интересуется, чем предложенные вводные конструкции отличаются друг от друга.

Ученики делают вывод о том, что такое вводное слово, опираясь на собственные наблюдения над предложениями.

Ученики либо отмечают, что вводные слова разные по значению, либо находятся в замешательстве, чем вводные слова отличаются друг от друга. Ученики отвечают, что неизвестную информацию можно найти в учебнике.

Ученики читают текст параграфа и карандашом отмечают знаками те или иные моменты.

Инсерт

«Полминутки для шутки»

VI. Итоги (3 мин.)

Планируемый результат: Коммуникативные, Предметные УУД.

  • Контроль и оценка результатов деятельности.
  • Способность взаимодействовать с товарищами.
  • Оценка действий человека.

Учитель предлагает ученикам пройти интерактивный тест, тем самым подвести итоги урока.

2-3 ученика озвучивают, какая именно информация оказалась новой, известной или непонятной.

Ученики письменно выполняют тест, озвучивают итоги и тем самым подводят итоги урока.

 

VII. Рефлексия (4 мин.). Домашнее задание (2 мин.)

Планируемый результат: Коммуникативные УУД.

  • Рефлексия своих действий.
  • Анализ информации по теме «Вводные слова и вводные предложения».
  • Способность строить речевое высказывание.

Учитель вновь обращает внимание на таблицу «ДО – ПОСЛЕ», просит заполнить колонку и озвучить то, что каждый записал выборочно).

Учитель раздает ученикам листочки с дифференцированным домашним заданием (задание различного уровня).

Заполняют вторую колонку и озвучивают по желанию свои результаты, начиная предложение с «Я…»

Записывают задание в дневнике и определяют для себя, какое именно будут выполнять из предложенных.

Таблица «ДО – ПОСЛЕ»