План-конспект урока русского языка на тему "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сложное предложение


Класс: 9.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: обучающийся должен иметь представление о том, что такое бессоюзное сложное предложение, должен отличать бессоюзное предложение от других типов сложных предложений, должен определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Задачи урока:

  1. обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении
  2. научить находить бессоюзные сложные предложения
  3. научить понимать и выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений
  4. активизировать познавательную деятельность

Оборудование: персональный компьютер с доступом к сети Интернет, программа Skype, электронная рабочая тетрадь в Google-документах.

Планируемые результаты: обучающийся знает, что такое бессоюзное сложное предложение, умеет находить бессоюзные предложения и отличает их от других типов сложных предложений, определяет смысловые отношения в бессоюзном предложении в зависимости от интонации.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель приветствует обучающегося. Обучающийся приветствует учителя, открывает электронную рабочую тетрадь.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

‒ Мы изучили сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Сегодня мы познакомимся с новым типом сложного предложения. Для этого повторим изученное с помощью следующего задания.

Задание 1.

Распредели номера предложений в колонки в соответствии с типом предложения.

  1. .Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
  2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
  3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.
  4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
  5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.
  6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
  7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.
ССП СПП ?
     

‒ Чем похожи ССП и СПП? Чем отличаются ССП и СПП?

‒ Какие предложения вызвали затруднения?

‒ В чем особенности этих предложений? Как они называются?

Ученик заполняет таблицу, отвечает на вопросы, формулирует цель урока.

ССП СПП ?
2, 3 1, 4, 5 6, 7

ССП ‒ это предложения с сочинительной связью, СПП ‒ предложения с подчинительной связью. Простые предложения в составе ССП и СПП соединены союзами или союзными словами. Предложения 6,7 не являются ни ССП, ни СПП, в этих предложениях нет союзов.

‒ Какие предложения мы будем сегодня изучать? Как назвать последний столбик в таблице?

Бессоюзные предложения.

‒ Какова цель нашего урока?

Узнать, что такое бессоюзные предложения.

3. Актуализация знаний.

‒ Сравни предложения:

  1. Стало холодно, подул ветер.
  2. Стало холодно: подул ветер.
  3. Подул ветер ‒ стало холодно.

‒ Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?

Все предложения бессоюзные. В одном предложении стоит запятая, в другом двоеточие, в третьем тире. В первом предложении говорится об одновременных событиях, во втором предложении вторая часть раскрывает причину того, о чем говорится в первой части. В третьем предложение вторая часть называет следствие того, о чем говорится в первой части.

4. Первичное усвоение новых знаний.

‒ Продолжи предложение: “Бессоюзное сложное предложение ‒ это такое … предложение, …” и запиши.

Бессоюзное предложение ‒ это такое сложное предложение, в котором простые предложения соединены не союзами и союзными словами, а интонацией и смысловыми отношениями.

5. Первичная проверка понимания.

Задание 2. Найдите бессоюзные предложения.

  1. Пока живешь, творить добро спеши. (СПП)
  2. Не рой другому яму – сам споткнешься. (БСП)
  3. Добро не купишь. (ПП)
  4. Слабые выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. (БСП)
  5. Плод, полученный терпением, сахару подобен. (ПП)
  6. И у моря есть дно, и у терпения есть предел. (ССП)
  7. Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. (ПП)
  8. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. (ПП)
  9. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство. (БСП)

6. Первичное закрепление.

‒ Какие смысловые отношения существуют между частями сложного предложения?

Сравни интонацию в предложениях с запятой, двоеточием и тире. Чем она отличается в этих предложениях?

  1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки.
  2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы.
  3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
  4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.
  5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.
  6. Жара усиливалась – становилось тяжело.
  7. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  8. Лес рубят – щепки летят.
  9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес.

Ученик определяет значения между частями сложного предложения, определяет интонацию в предложениях с запятой, двоеточием и тире.

  1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)
  2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны)
  3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)
  4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)
  5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)
  6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)
  7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)
  8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)
  9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)
  • значение перечисления событий
  • значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны
  • вторая часть объясняет причину названного в первой
  • вторая часть поясняет содержание первой
  • вторая часть дополняет смысл первой
  • вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть
  • части противопоставлены
  • первая часть указывает на время происходящего во второй части
  • первая часть указывает на время происходящего во второй части

7. Рефлексия.

‒ Что такое бессоюзное сложное предложение? Чем оно отличается от ССП и СПП? С какой интонацией произносятся бессоюзные предложения?

Учитель предлагает подвести итог, заполнив таблицу.

Я знал (а) о БСП Узнал (а) о БСП
   

Использованные ресурсы:

  1. Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова ‒ Просвещение, 2014-2019 г.
  2. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-klass-g-tema-bessoyuznoe-slozhnoe-predlozhenie-i-ego-osobennosti-2673855.html
  3. https://infourok.ru/urok_s_prezentaciey_bessoyuznye_slozhnye_predlozheniya-182869.htm