Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Введение

Методические рекомендации представлены для учителей истории и обществознания. Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию деятельностно-компетентностного процесса в условиях реализации ФГОС в рамках образовательного учреждения.

Методические рекомендации содержат описание технологии применения формы групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, которые можно использовать в работе с целью формирования ключевых компетенций.

Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта.

Актуальность темы

Сегодня работодатели нуждаются в грамотных специалистах для ведения бизнеса, юристах, экономистах, управленцах, инновационных менеджерах. В чем же причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Российская экономика давно перешла на рыночные рельсы, а школьное образование базируется на знаниево-ориентированной системе подготовки. Таким образом, меры направленные на преодоление кризиса знаниевой парадигмы привели к необходимости изменения характера управления и обновления содержания образования. Этим обусловлены появление историко-культурного стандарта и концепции преподавания учебного предмета «Обществознаниия» в образовательных организациях. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века “Образование: скрытое сокровище” в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол “научиться”: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход может стать эффективной методологией построения практико-ориентированного образования в XXI веке. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Перед учителем истории встает проблема: поиск инновационных способов и приемов, которые позволят добиться максимальных результатов в проведении уроков системно - деятельностного подхода. В примерной образовательной программе, в разделе планируемые метапредметные результаты освоения ООП на базовом и на углубленном уровне прописаны универсальные учебные действия, которые должны освоить учащиеся.В историческом образовании акцент делается на формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущностных общественных явлений, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую информацию. Процессы мышления и учения индивидуальны. Но сами условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного ученика, либо его тормозить. Поэтому необходимо суметь найти оптимальные условия для развития каждого ученика. Для решения этих задач и предназначена настоящая методическая рекомендация.

Технологическое описание методической системы

Является простым, практичным, целостным и эффективным методом проведения уроков в старших классах при изучении трудных дискуссионных вопросов обозначенным в историко-культурном стандарте. На этапе планирования работы, формировании групп я использую прием модифицированной технологии открытого пространства, (адаптированной под урок). Технология открытого пространства или Open Space известна c 1983 года, была разработана американским консультантом по организационному развитию Харрисоном Оуэном. Учитель заранее вывешивает список тем: трудных, дискуссионных вопросов истории. Учащиеся могут определиться с темами, которые у них вызвали наибольший интерес, почитать литературу по теме. В классе всегда найдутся мотивированные дети, которые садятся в круг и предлагают вопросы, которые хотели бы обсудить, высказывают интересные идеи. Участникам предлагается подойти к центру круга, написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы, результатом которого будет письменный отчет в любой форме. Остальные все участники ходят между флипчартами и решают, к обсуждению какой темы они хотят присоединиться. Этакий принцип «ярмарки» или «рынка»: каждый самостоятельно находит то, что ему интересно.

Участники самоорганизовываются, расходятся по группам и начинают обсуждение. На данном этапе происходит целеполагание, учащиеся четко определяют для себя круг вопросов, ставят задачи и цель урока. Это очень важный этап в уроке, максимальное достижение цели происходит в том случае, когда дети принимают активное участие в постановке целей и задач, или когда цель задаёт учитель, а учащиеся имеют возможность вносить коррективы. Учащиеся могут сами определить критерии, вынести их на обсуждение.

Учитель должен разработать и представить содержание, выделить все необходимые вспомогательные средства для её освоения учениками на уроке. Нужно спрогнозировать те проблемные вопросы и подобрать соответствующий учебный материал помогающий учащимся «продвинуться» в решении трудных вопроса. На этом этапе урока учащиеся, могут, решить в каком виде будет представлен письменный отчет в решении проблемы. Учитель должен предоставляет ученикам не только свободу выбора, но и учить их действовать осмысленно в ситуации выбора. Чаще всего учащиеся используют технологию составления интеллект-карт, в некоторых случаях технологию моделирования. Основателем радианного способа мышления является Тони Бъюзен. Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Из опыта работы (примеры интеллект-карт из тетрадей учащихся)

При освоении метода моделирования надо начинать с организации на уроке обычной дискуссии, что является немаловажным для формирования исторического мышления. Здесь очень важно учитывать уровень подготовленности учащихся и предлагать им спор только по тем проблемам, которые им посильны, то есть по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, из доступных им источников. Если в начале урока у учащихся есть определенный «фундамент», то можно предложить этим ребятам заняться моделированием исторической ситуации в группе. Во время обмена мнениями, их столкновения, в ходе подбора аргументов развиваются умения и навыки формулировать и защищать свою позицию, выслушивать суждения противников, быть терпимыми к чужому мнению. Если в начале урока у учащихся есть определенный «фундамент», то можно предложить этим ребятам заняться моделированием исторической ситуации в группе. При рассмотрении альтернативных ситуаций ученики встают и перед проблемой нравственного выбора. И здесь роль учителя заключается в том, чтобы показать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий.

В каком формате учащиеся представляют результаты работы, зависит от темы, наличия проблемы, уровня класса. В классах, где уровень подготовленности учащихся низкий или средний, лучше использовать технологию КСО (работу в группах сменного состава). В.К.Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала. В классах с высоким уровнем подготовленности возможно представление продукта урока в виде презентации схем, таблиц, каких-то модельно-схематических средств. Рефлексия может проводится в разных формах: оценочные листы, шкала достижений, по методике шести шляп и т.д.