Организация дистанционного обучения для детей с ТНР

Разделы: Инклюзивное образование, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Ключевые слова: ОВЗ, дистанционные технологии, дистанционное обучение


Важным этапом в дистанционном коррекционном обучении детей с ОВЗ является его организация. Для данной категории детей логопед подбирает специальные методики и технологии, составляет индивидуальный маршрут обучения для того, чтобы ребёнок освоил АООП по ФГОС. Применяет здоровьесберегающие технологии, чтобы соблюсти требования СанПин.

При организации дистанционных занятий, учитывается не только уровень речевого развития детей, но и стрессовая ситуация в мире (пандемия). Дети с проблемами в речевом развитии зачастую отличаются психической и соматической нестабильностью. А находясь в стрессовой ситуации (вся семья оказалась в непривычных условиях, нарушен режим сна-бодрствования) концентрация и распределение произвольного внимания снижаются ещё больше, программирование собственных действий нарушено. Родители, которые сейчас должны осуществлять контроль вместо логопеда, не совсем осознают всю важность своего участия в дистанционном обучении ребёнка.

Поэтому были предприняты следующие шаги:

  • Обеспечение пособиями родителей, чтобы они их отксерили, и мы могли заниматься не смотря на монитор на платформе ZOOM. Ребёнок наклоняет свой экран, я читаю слоги или слова из альбома, который лежит перед ним на столе, а он повторяет за мной. Либо, если у ребёнка есть отдельная веб-камера, он ее снимает и наводит на пособие, затем мы вместе читаем, или он за мной повторяет, либо смотрит и называет картинки. Это позволяет увеличить продолжительность занятий и соблюсти требования СанПин поресурсу непосредственной работы с экраном. А также для смешанного типа дистанционного взаимодействия, когда используются элементы как синхронных (учитель и ученик находятся в онлайн), так и асинхронных систем (не требует одновременного участия обучаемых и педагога).
  • Так же были запланированы консультации для родителей.
  • Правильное оформление документального подтверждения работы, соблюдая законодательство.

Для этого было предпринято:

  • Выяснение у родителей, методом опроса по телефону, наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера/планшета, сотового телефона).
  • Оборудование рабочего места:
  • Подготовка компьютера.
  • Камеры и микрофона.
  • Создание «cloud.mail.ru» для размещения: логопедических пособий, необходимых для занятий; видеоуроков; видеоконсультаций для родителей; фонетической ритмики; инструкций к заданиям и упражнениям; различных памяток; ссылок на другие ресурсы или файлы; мультиков и детских песен (для пальчиковой гимнастики, логоритмики и поднятия настроения) и т.д.
  • Установка приложения What app как на телефон (на платформе iOS), так и на компьютер (Whats apр Web). Где были созданы группы:

I. «Специалист», чтобы обмениваться информацией, опытом работы и видео-уроками с другими учителями-логопедами, дефектологами, психологами и воспитателями.

II. «Логопедическое сопровождение» для детей с АООП для ТНР и ООП с сопровождением логопеда, чтобы:

  • Наладить дистанционную связь-контакт с родителями учеников для установления дистанционного общения (оперативной связи: вопрос-ответ).
  • Проводить видео- и аудио-уроки в режиме реального времени.
  • Составить предварительное расписание онлайн-конференций в режиме реального времени на платформе ZOOM, с учетом возможности пользования обучающимся компьютера, а также с учетом их индивидуальных потребностей (10-15 мин 1 урок).
  • Отправлять отсканированные страницы из пособий (т.к. у некоторых детей нет возможности заниматься онлайн (по семейным обстоятельствам) или родители не присылают свою почту (по ряду причин), но состоят в группе):

Л.А.Комаровой, Ю.Б.Жихаревой-Норкиной для автоматизации звуков. Н.Э.Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. О.С.Гомзяк «Говорим правильно» по обучению грамоте для детей 5-7 лет. Картинки с большой 8-й, квадратом, овалом и т.д. Родители их распечатывают и кладут рядом с ребёнком. Во время урока, по моей команде, он берёт в руки листок, отворачивается от экрана и водит глазами по фигуре.

  • Посылать текстовые, аудио- и видео-инструкции по домашнему заданию.
  • Высылать рекомендации по организации досуговой деятельности ребенка в условиях карантина.
  • Высылать видеоуроки, чтобы не возникало трудностей у родителей в процессе объяснения ребёнку трудной темы.
  • Получать фото, аудио и видеоматериалы о проделанной коррекционной работе ребёнка. (Обратная связь)
  • Для коммуникации родителей между собой.
  • Письменные рекомендации по работе с программами, которые мы вместе используем.
  • Регистрация на сайте «Института коррекционной педагогики» для повышения квалификации. Видео-лекции: «Дистанционное обучение детей с ОВЗ».
  • Регистрация на специальном интернет-ресурсе «Online Test Pad» для проведения онлайн тестирования и обучения, чтобы отсылать детям для домашнего задания и контроля.
  • Установка (мессенджер) ZOOM на компьютер и на телефон на платформе iOS (ZOOM Cloud MeeTings), для использования аудио и видеоконференций.
  • Все приглашения на конференции осуществляются на корпоративной почте на базе своей школы.
  • Сбор электронной почты (E-mail) у родителей, для приглашения на конференции ZOOM; для передачи методических материалов; аудио-, видеоматериалов, игр и упражнений, которые можно осуществить без контроля логопеда.
  • Установила приложение Мерсибо и студио-Мерсибо, для использования интерактивных игр в видеоуроках и видеоконференциях.
  • Администрации отправляются по почте видеоуроки, которые сделаны заранее с указанием времени их реализации.
  • Составляется отчетность: количество детей и уроков за неделю; виды и формы занятий.

Активное включение родителей, детей, логопеда, а зачастую и кого-нибудь из родственников, делает процесс незабываемым. Все начинают друг друга контролировать и исправлять. Такой симбиоз благотворно влияет на образовательный процесс и на самих участников.