Методический семинар "Технология развития критического мышления на уроках обществознания"

Разделы: История и обществознание


Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Любые достижения человека зависят от того какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо ознакомиться с самим миром, т.е обществом и найти гармонию с ним. Чтобы найти гармонию с миром надо найти свое место в этом мире. Поэтому школьное обществоведческое образование как никогда призвано не только давать знания об обществе, но и развивать у учащихся умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмыслять проблемы развития общества.

Проблема. В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами:

1. Низкая познавательная активность учащихся, т.е. ученики стремились механически воспроизвести информацию, но не осмыслить ее; испытывали трудности в понимании взаимосвязей между явлениями и процессами; затруднялись обобщать, сравнивать разные точки зрения;

2. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

3. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах;

4. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.

6. Не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Цель. Данная ситуация показала, что требуется создание максимально благоприятных условий для повышения учебно-познавательной мотивации к изучению предмета, активизации и развития мыслительных способностей школьников. Поэтому ключевым направлением для повышения познавательной мотивации было выбрано использование приемов технологии развития критического мышления. Это соотносится с требованиями ФГОС основного общего образования: «Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности»

Методологический фундамент. В своей педагогической практике я использую технологию развития критического мышления. В основу технологии РКМ положены идеи о творческом сотрудничестве ученика и учителя Жана Пиаже и Льва Семёновича Выготского, теория осмысленного обучения Л.С.Выготского, К.Поппера и Р.Пола об основах формирования и развития критического мышления. Американские педагоги Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл смогли «переложить» положения данных теорий и идей на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

Они разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии, а также методические приёмы. Технология развития критического мышления - один из наиболее эффективных способов, посредством реализации которого возможно добиться высокой мотивации к познавательной деятельности.

Примеры использования методических приемов технологии развития критического мышления.

На практике для каждого учителя выбор и комбинация использования методических приемов данной технологии на уроке индивидуальны.

Здесь рассматриваются приемы, которые применяются мной.

На стадии вызова мною используется прием составления кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. Так, например, при изучении темы «Этнос» обучающиеся в парах составляют кластер и в дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей» конкретизируют направления развития темы. В результате осуществляется актуализация имеющихся знаний, возникает интерес к получению новой информации. Использование приема Кластера способствует формированию умения выделять главное, переходить от общему к частному, понимая проблему в целом, учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения. (слайд 6,7)

Также на первой стадии активно использую прием «До-После». В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.(слайд 8)

Например, на уроке изучения темы «Глобализация» в части таблицы «До» обучающиеся записывают все то, что они знают о глобализации. После изучения темы, они заполняют второй столбец. Данный приём формирует умения прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, выражать свои мысли, сравнивать и делать вывод.

На стадии осмысления содержания использую прием «ИНСЕРТ». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. (слайд 10)

При изучении «Форм государства» в теме «Государство» в 9 классе учащиеся работают по тексту параграфа, осуществляя маркировку значками. Затем переносят результаты в таблицу.

Этот методический прием технологии критического мышления позволяет поддерживать устойчивую мотивацию к изучению нового материала, осознанию новой информации, развивает навыки самостоятельной работы, способствует развитию внимательности, критичности в восприятии новой информации.

На стадии «Осмысления содержания» также эффективен прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Где? Когда? Что? Кто? Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. Каковы последствия? В чем состоят различия? К примеру, при изучении в 8 классе вопроса о налогах в теме «Роль государства в экономике» ученица задала следующие вопросы, тонкие - «что такое налог?», толстый - Что будет, если люди перестанут платить налоги? Дальше они по желанию задают свои вопросы классу. Данный прием позволяет развивать навык формулирования вопросов, а также формирует следующие коммуникативные умения: слушать; взаимодействовать в паре, группе; владеть приемами монологической и диалогической речи. (слайд 12)

На стадии «Рефлексия» использую прием Синквейн, которые многие из вас, наверное, используют в своей работе. Они полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, прием синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, т.е. резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хотелось, бы представить примеры синквейнов, составленных учениками 7 класса после изучения темы «Человек и природа». (слайд 14)

Также на стадии «Рефлексии» наиболее эффективен прием «Эссе», который применяется в технологии критического мышления только на этой стадии. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Хочу вам показать эссе, написанные учениками 8 «б» класса после изучения темы «Роль государства в экономике». Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту. (слайд 16)

Написание эссе позволяет формировать у учащихся умение определять главную тему, общую цель или назначение текста, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования своей позиции, выражать своё мнение, отношение к проблеме, аргументируя её.

Использование данных приемов технологии развития критического мышления способствовало формированию у учащихся общих учебных умений, развитию самостоятельности и освоению универсальных учебных действий, что в условиях развития современного образования в рамках метапредметного подхода немаловажно.

Личностные результаты

  • Сформированность самооценки;
  • Оригинальность мышления;
  • Умение продуцировать новые идеи

Метапредметные результаты

  • Умение выделять сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.
  • Проявлять инициативу, самостоятельность при приобретении знаний.
  • Контролировать свою деятельность.
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать другие точки зрения):
    • методическом объединении учителей общественно-научных предметов в школе;
    • на муниципальном этапе конкурса «Учитель года 2017»;
    • на его республиканском этапе «Учитель года 2017»;
    • на августовской конференции учителей истории и обществознания.

Список использованной литературы

  1. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. – http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
  2. Диана Халперн. Психология критического мышления. – 4-е междунар изд. – СПб.: Питер, 2000 – 512 с. – http://www.alleng.ru/d/psy/psy026.htm
  3. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // Интернет-журнал.
  4. Игорь Загашев. Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками». – Педагогический университет «Первое сентября» – http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm