Тема урока: "Восстание декабристов"

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: Восстание декабристов


Цель: Дать представление о восстании, которое произошло в Петербурге 14 декабре 1825 года и его последствиях для России.

Задачи:

Образовательные:

  • выяснить значение восстания на Сенатской площади;
  • проанализировать, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;
  • выяснить ошибки декабристов; проследить ход восстания.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию познавательных способностей; продолжать развивать навыки устной и письменной речи (выделение нужных материалов из текста, подчеркивание ключевых слов, составление полных и развернутых, требующих аргументации ответов);
  • развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Воспитательные:сформировать чувство глубокого уважения к мужеству людей, вставших на защиту угнетенного и обездоленного народа.

Основные знания

  • Присяга — клятва в верности новому императору;
  • декабристы — члены тайного общества, восставшие 14 декабре 1825 года против царского режима;
  • каторга — особый вид наказания за преступления в России с привлечением к тяжелому физическому труду.

Основные термины и понятия: Присяга, декабристы, династический кризис, каторга.

Оборудование и материалы: Иллюстрации «Восстание декабристов на Сенатской площади», «Декабристов-каторжан ведут на поселение»; портреты С.П.Трубецкого, М.А.Милорадовича.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,
воспитанников

Оргмомент

Повторение
пройденного
материала

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь?
Почему в России появились тайные общества?
С помощью таблицы «Тайные общества» вспоминают следующее:
1. Какие общества возникли в России?
2. Кто возглавлял тайные общества?
3. Какие программы были составлены членами обществ?
4. Какие преобразования члены обществ хотели осуществить в России?

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.

 

 

С помощью таблицы дают ответы на вопросы.

Тайные общества

Название
общества

Северное общество

Южное общество

Руководители

Никита Михайлович
Муравьев

Павел Иванович
Пестель

Программа
обществ

«Конституция»

«Русская правда»

Цели и задачи

1. Ограничить власть
императора
2. Ввести новый орган — Народное вече.
3. Отменить крепостное право и уничтожить военные
поселения.

1. Ликвидировать власть
императора. Установить республику.
2. Отменить крепостное
право и ликвидировать
военные поселения.
3. Земля делилась между помещиками и крестьянами.

Актуализация знаний,
объявление
новой темы

Вводное слово учителя.
Во время правления Александра I в России появились тайные общества.
Состояли они из офицеров-дворян.
Эти общества хотели изменить государственное устройство в стране и
уничтожить крепостное право. Но они
понимали, что ни помещики, ни царь
добровольно не откажутся от власти
и богатства. Освободить народ можно
было только вооруженным путем.

Слушают учителя.

  Сообщение темы урока: «Восстание
декабристов».
Записывают тему урока в тетради.

Изучение
нового материала

Рассказ учителя.
Руководители тайных обществ готовились провести восстание в 1826 году.
Но в 1825 году умирает Александр I.

Слушают учителя.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,
воспитанников

  Династический кризис
Императором должен был стать его
брат Константин Павлович
Но из-за женитьбы на польской графине Жанетте Грудзинской 14 января 1822 года Константин Павлович отрекся от престола. Акт отречения держался в тайне и после смерти Александра I, с 20 ноября по 14 декабря 1825 года, до официального обнародования акта, Константин Павлович считался российским императором. Следовательно, наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества. Этой заминкой и решили воспользоваться дворяне-революционеры, ускорив свое выступление. “Переприсяга” новому императору Николаю I была назначена на 14 декабря. На этот день и было назначено выступление членов Северного общества.
Члены тайного общества решили поднять полки, собрать войско на Сенатской площади и не присягать новому императору.
Рассказ учителя
  Руководителем был выбран Сергей
Петрович Трубецкой.
Демонстрация портрета Трубецкого
Сергея Петровича.
Рассматривают портрет
С.П.Трубецкого.
  Восстание решили начать 14 декабря 1825 года. Поэтому членов тайного общества в дальнейшем стали называть декабристами. Знакомятся с объяснением
нового понятия.
  Словарная работа: декабристы.
Запомните! 14 декабря 1825 года – восстание декабристов.
Демонстрация иллюстрации «Восстание декабристов на Сенатской площади».

Записывают в тетради: 14 декабря 1825 года — восстание
декабристов.

Рассматривают иллюстрацию.

 

Работа с текстом учебника.

Комментированное чтение.
– Где выстроились полки?
– Какое количество солдат собралось на площади?
– Почему полки так долго простояли
на площади?
– Кто окружил восставшие полки?
– Кто прибыл на площадь уговаривать восставших?

Один учащийся читает, остальные следят.

Дают полные и развернутые
ответы.

  Демонстрация портрета М.А.Милорадовича.
– Что послужило сигналом к решительным действиям?
– Кто отдал приказ открыть огонь по восставшим?
Рассматривают портрет
М.А.Милорадовича.
  Раздался первый артиллерийскийзалп. Но многие солдаты отказывались стрелять по своим. Декабристына это рассчитывали. Они не сталиоткрывать ответный огонь. Но когда последовали один за другим выстрелы, восставшие побежали. Они бросились на другой берег Невы, но ядра разбивали неокрепший лед и люди стали тонуть. Слушают учителя.
  – Когда было подавлено восстание?
– Как поступили с восставшими?
Словарная работа: каторга.
Дают ответы.
  Задание. Найдите в тексте учебника, сведения о наказании декабристов.
Контролирует выполнение задания.
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Декабристы и их жены».
Задание выполняют самостоятельно, устно.
Один учащийся дает ответ, остальные сверяют их.
Один учащийся читает, остальные следят.
  Демонстрация портретов М.Н.Волконской, А.Г.Муравьевой. Рассматривают портреты М.Н.Трубецкой, А.Г.Муравьевой.

 

– В каких условиях жили на каторге декабристы?
– Кто из жен декабристов поехал к своему мужу в Сибирь?
– Чем занимались в Сибири жены декабристов?
Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме.

Дают ответы.

Слушают вывод по теме.

Первичное закрепление нового материала

Фронтальная работа.
1. Почему члены тайного общества решили выступить 14 декабря 1825 года?
2. Где произошло восстание?
3. Почему к восставшим послали героя Отечественной войны М.И.Милорадовича?
4. Чем закончилось восстание?
5. Какие наказания получили декабристы?
6. Кто поддерживал декабристов в Сибири?

Участвуют во фронтальной работе.
Дают полные и развернутые ответы.

Рефлексия

Считаете ли вы подвигом отъезд жен декабристов к ним в Сибирь?
Назовите причины неудачи восстания 14 декабря 1825г.

Дают ответ.

Подведение
итогов

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы письменно на один из предложенных вопросов:

- Как вы считаете, можно ли назвать этих деятелей «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от людей своего времени?

- Почему я стал членом тайного общества? (от имени одного из участников)

Записывают домашнее задание в дневник.