Малые жанры фольклора как инструмент активизации речи детей раннего возраста

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, малые жанры фольклора


На сегодняшний день существует огромное количество игрушек для детей раннего возраста. Погремушки, грызунки, специальные книжки и др. Но, как показывает практика, использование развивающих пособий не гарантирует эффективное развитие активной речи. Говоря о том, что гуление и лепет не являются истинной речевой активностью хочется отметить то, что именно в эти периоды ребенок отрабатывает звуки раннего онтогенеза. Это является основой для качественного произношения звуков позднего онтогенеза. Также не стоит недооценивать важность доречевого периода, ведь как раз в возрасте от рождения до года у ребенка закладываются такие навыки, как умение смотреть в глаза, умение смотреть в лицо, внимание, подражание, координация глаз-рука, очередность, слушание, умение делать движения, умение играть, понимание, что к окончанию этого периода позволяет ребенку начать использовать первичный детский лексикон. Именно малые жанры фольклора могут послужить инструментом для развития всех перечисленных навыков в режимных моментах.

Чтобы перейти непосредственно к малым жанрам фольклора, обозначим этапы психомоторного развития детей раннего возраста [1, с.28]:

  • У детей 2-3 месяцев жизни длительность фиксации взглядом значительно увеличивается.
  • К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки, которые имеют большое значение, так как являются физиологической основой сенсорного развития.
  • Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека. Периферический отдел слухового анализатора подготовлен к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые моменты после рождения ребенка несовершенен (Поликанова Р.И., Красногорский Н.И.).
  • По данным А.М.Фонарева, А.И.Бронштейна, А.Пейпера, у ребенка нет врожденной ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука. Такая реакция формируется к 3-3,5 месяцам.
  • В четыре месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением.
  • С пяти месяцев дети различают тон голоса, адекватно на него реагируют, то есть появляются слуховые дифференцировки.
  • В возрасте 8-12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи.
  • По данным ряда авторов с 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а заканчивается его формирование в норме к 1 году 7 месяцам.

Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребенка является уровень понимания речи. Формирование понимания речи является очень сложным и длительным процессом. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни посредством использования устного народного творчества (Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова, Е.К.Каверина, М.И.Попова).

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жилье, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.

В отношении развития ребенка первого года жизни актуальными будут такие жанры фольклора, как:

  • Колыбельные.
  • Пестушки и потешки.

Более подробно остановимся на каждом.

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии.

Характерным для колыбельных можно обозначить протяжность гласных и монотонность исполнения. Обычно при пении колыбельной мать или нянька не меняют ритм, что в свою очередь успокаивает ребенка. Определенный ритмический рисунок при многократном повторении формирует предпосылки моторного планирования, без которого ребенок может испытывать значительные затруднения в речи, вплоть до ее отсутствия. Наиболее интересным в данном жанре, является многократное повторение звуков раннего онтогенеза. Это мы можем наблюдать на примере колыбельной «Дрема», где повторяется звук [О].

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.[3]

Стоит отметить, что колыбельная может вообще не иметь слов, а только определенный ритмический рисунок, по которому идет пропевание какого-либо гласного, в основном первого ряда (А, О, У, Ы, Э).

Артикуляция матери при пении колыбельной достаточно очевидна для ребенка, так как они находятся в непосредственном контакте, а также дополнительная вибрационная стимуляция формирует у ребенка глубинное представление о звуках родного языка. Именно поэтому особенно важна артикуляция взрослого, уже начиная с 2-3 месяцев ребенка.

Пестушки и потешки

Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.  

Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками .

Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка, так как чувство базового доверия к миру формируется именно в этот период. Хорошим помощником в этом послужит использование фольклора.

Потешки и пестушки являются идеальным сопровождающим материалом для режимных моментов. Просыпание, умывание, прием пищи и т.д., для всего найдется своя пестушка или потешка.

В отличии от колыбельных в потешках и пестушках могут появиться подбрасывания, подкидывания на коленях и покачивания на ноге, что в свою очередь активно стимулирует вестибулярный аппарат. Характерное положение «на коленях» или «мама над ребенком», простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего, а также стимулирует ребенка сначала к непроизвольному, а потом к произвольному повторению звуков, слогов, слов потешки.

Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает:

Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки.[2, c.2]

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ

Повторение простых слов «Топ-топ-топ» дает ребенку усвоить конструкцию, а подкрепление игр проприоцептивной активностью дает дополнительную стимуляцию центральным отделам головного мозга, а соответственно, облегчает формирование моторной программы, что в дальнейшем упрощает усвоение и введение в речь звуков позднего онтогенеза.

Сорока-белобока

Взрослый играет с ребенком.

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)[2, c.5].

На этапе перехода от активного гуления к простому лепету, игры, сопровождающиеся массажем и гимнастикой имеют большой эффект. В моменты проговаривания мамой потешки ребенок пытается повторить отдельные слоги, и, получая в этот момент дополнительную тактильную стимуляцию, происходит иррадиация возбуждения речевых центров головного мозга. Использование потешки «Сорока-сорока» в более раннем возрасте позволит сформировать у ребенка координацию глаз-рука.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что использование колыбельных, потешек и пестушек на первом году жизни ребенка помогают сформировать не только такие навыки как: внимание, глазной контакт, координация глаз-рука, умение делать движения, подражание, но и имеют большое влияние на развитие гуления, лепета, а в следствии появления первичного детского лексикона.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
  2. Аникин В.П. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки. игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. Москва, 1985 – 367 с.
  3. Колыбельные песни / Е.М.Фраёнова, Т.В.Зуева // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 573.
  4. Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А.Н.Афанасьевым. 1857—1862 / РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом); Издание подготовили: О.Б.Алексеева, В.И.Еремина, Е.А.Костюхин, Л.В.Бессмертных. — М.: Ладомир, 1997. — 736 с.
  5. Учебник под ред. А.М. Новиковой. Русское народное поэтическое творчество. – М.: "Высшая школа", 1986 – 495 с.
  6. http://rusfolklor.ru/archives/13131