Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе логопедической группе «Озорной котёнок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Цель: Закрепить навыки практического употребления предлогов «к», «от» у дошкольников с нарушениями речи.

Задачи:

  • Уточнить понимание детьми предлогов «к», «от».
  • Учить детей различать предлоги «к», «от».
  • Учить детей правильно употреблять предлоги с существительными в Д.п. и Р.п.
  • Развивать умение составлять предложения по демонстрации действий, по схеме, предметным и сюжетным картинкам.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать пространственную ориентировку.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Воспитывать любознательность, наблюдательность.

Оборудование: демонстрационный материал – мягкая игрушка «Котёнок», разноцветный клубок ниток, схемы предлогов «к» и «от», игрушки на ковре (машинка, кукла, мишка, коляска, кубик, мяч), плоскостные предметы из фетра (машина, дом, бабочка, цветок, улитка, листок, ёжик, грибочек, собака, будка, собака, лодка) на липучках, панно со схемами предложений; раздаточный материал – массажные шарики «су-джок».

Ход образовательной деятельности

1). Организационный момент

Логопед предлагает детям встать в полукруг на ковре.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку, и вы узнаете, кто будет сегодня с нами играть.

Кто умеет умываться
Без водички – язычком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком?
Голосок мурлыки зво́нок,
А зовут его … (котёнок).

(Логопед показывает мягкую игрушку - котёнка)

- Правильно. А вот и любимый клубочек (логопед демонстрирует разноцветный клубок) нашего озорного котёнка, с которым он очень любит играть. Котёнок и нам предлагает с ним поиграть.

2). Сообщение темы и цели ОД

- Мы по очереди будем катить клубочек, называя к какому предмету, расположенному на ковре, он подкатился и от какого предмета откатился. В этом нам помогут маленькие слова «к» и «от», которые мы сегодня будем закреплять и учиться различать. Давайте вспомним, когда нам помогает в предложении маленькое слово «к»? (Логопед демонстрирует схему предлога «к»).

- Мы говорим маленькое слово «к», когда кто-то или что-то к кому-то или к чему-то движется.

- Правильно. Когда нам помогает в предложении маленькое слово «от»? (Логопед демонстрирует схему предлога «от»).

- Мы говорим маленькое слово «от», когда предмет отодвигается от кого-то или чего-то.

- Верно.

3). Игровое упражнение «Клубочек»

Дети по очереди катят клубок, называя к какой игрушке на ковре он подкатился и (помогая, логопед катит клубок обратно к ребенку) от какой игрушки откатился.

- Клубок подкатился к кубику. Клубок откатился от кубика.

- Клубок подкатился к кукле. Клубок откатился от куклы.

- Клубок подкатился к мячику. Клубок откатился от мячика.

- Клубок подкатился к машинке. Клубок откатился от машинки.

- Клубок подкатился к мишке. Клубок откатился от мишки.

- Клубок подкатился к коляске. Клубок откатился от коляски.

4). Игровое упражнение «Ассоциации»

Логопед предлагает назвать предметы, на которые похож клубок.

Примерные ответы детей: мяч, шар, солнце, колесо, яблоко, апельсин, буква О, глобус, снежный ком.

5). Развитие мелкой моторики рук «Котик наш клубок катает…» (с массажным шариком «су-джок»)

6). Составление предложений с предметами по схемам

Логопед предлагает детям рассмотреть на столе плоскостные предметы из фетра (машина, дом, бабочка, цветок, улитка, листок, ёжик, грибочек, собака, будка, собака, лодка) на липучках, панно со схемами предложений. Дети по очереди выбирают предметы, прикрепляют на панно и составляют предложения по схемам с предлогами «к» и «от».

Схемы предложений:

Примеры предложений:

1. Машина подъехала к дому. – Машина отъехала от дома.

2. Ёжик подошёл к грибочку. – Ёжик отошёл от грибочка.

3. Бабочка отлетела от цветка. – Бабочка подлетела к цветку.

4. Улитка ползет к листочку. – Улитка уползает от листочка.

5. Рыбка подплыла к лодке. – Рыбка уплыла от лодки.

6. Котенок подбежал к клубочку. – Котенок убежал от клубочка.

7). Итог ОД

- Ребята, вам понравилось играть с озорным котёнком? Какие задания вам понравились больше всего? Какие маленькие слова нам помогали сегодня на занятии? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались!