Рефлексивная деятельность обучающихся на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 5, 6, 7, 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я” (Я- концепции).

Уважаемые коллеги, в моей презентации будут вам встречаться буквы ярко-красного цвета. Они лежат в ваших конвертах. Просьба: доставать и выкладывать их по мере появления на экране. Спасибо!

В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов деятельности, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (комфортно – дискомфортно);

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную (стал лучше – хуже).

Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.

Ученикам начальных классов, к примеру, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), оценивать себя (правильно ли я думаю, размышляю?).

Подростковый возраст характеризуется:

- переходом от учебных действий, характерных для начальной  школы к овладению учебной деятельностью, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- осуществлением, благодаря развитию рефлексии, общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

Старший школьный возраст характеризуется:

  •  расширением сферы познавательной деятельности подростка, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  •  формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителями и сверстниками в учебном процессе;
  • изменением при этом самооценки подростка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

Но без помощи учителя школьник не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю “поиграть в пазлы”, из букв попробуйте собрать слово. И мы получили слово: РЕФЛЕКСИЯ

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, отражение и толкуется так: размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Почему я делаю это так?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Можно ли это сделать по-другому?
  • Какой вариант лучше?
  • Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?
  • Что я буду делать дальше?

Рефлексия может и должна осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Существуют множество приёмов рефлексии, которые классифицируются по цели, функции, типу урока, способу ее проведения и содержанию, по форме организации деятельности учащихся.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Для 5-6 классов

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения. А когда совсем  нет времени, а так хочется поговорить с каждым, узнать, что у него таится на душе я  использую прием, который называется

«Человечки настроения».

Материалы: каждому лист бумаги с нарисованными двумя мордочками: веселой и грустной, между которыми проведена прямая, ниже написан список причин, которые могут повлиять на настроение.

Ход занятия. Пусть дети посмотрят на двух человечков, нарисованных на листочке. Отметят на прямой, проведенной между человечками, ту точку, которая соответствует их настроению. Ниже найди причину, которая повлияла на их решение. Причины могут быть следующие:

- общая атмосфера в классе;

- поступки некоторых ребят;

- недовольство собой;

- собственная успешность в работе;

- отношение ко мне других ребят;

- отношение ко мне учителя;

- погода;

- плохо себя чувствую;

- что-то личное;

- другие причины (укажите).

Этот тест также поможет точнее найти тему для разговора.

Или еще более короткий прием, но результативный прием (который может быть использован для любого возраста), карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз; 

Интересным примером такой рефлексии является также приём «Что у меня на сердце». Всем ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки в начале урока.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. Рефлексия в конце урока:

Давайте вернёмся к нашим сердечкам.

- Встаньте «у кого на сердце сейчас легко». Почему?

Молодцы! Вы хорошо и плодотворно поработали на уроке.

- Есть такие «у кого тяжело на сердце»?

- Что можно сделать, чтобы на сердце стало легче?

Правильно, надо поднять себе настроение и сказать: «Всё будет хорошо!».

К данному виду рефлексии также относятся приемы формирования мотивации, например в начале года для 5-6 классов я использую приемы:

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Уточняем, что необходимо им для дороги в страну знаний.

Материалы: несколько листов бумаги с нарисованными на них большими чемоданами.

Ход упражнения. Предложите детям собрать чемоданы в дорогу за знаниями со всем необходимым. Пусть это будут несколько чемоданов и несколько рабочих групп. Одни пусть собирают школьные принадлежности, другие подумают, какие черты характера человека помогают в учебе, третьи – кого из взрослых необходимо взять с собой, четвертые – где можно получать знания, пятые - …

Обсудите результаты их сборов в дорогу.

Упражнение «Дерево целей»

И вновь учимся ставить конкретную цель – ближнюю или дальнюю, пробуем намечать шаги к достижению этой цели.

Материалы: каждому лист бумаги с крупно нарисованным деревом с корнями.

Ход упражнения. Предложите детям на кроне дерева написать цель на ближайшее время (хочу), на стволе - что можно сделать для достижения этой цели (могу), на корнях – что необходимо, помощь или определенные условия, чтобы добиться этой цели (надо).

Если дети постарше (7 класс), то можно попробовать составить план действий для достижения этой цели.

«Сажаем Дерево целей» (представлен в Приложении)

В течение года, действенен прием: «Дорога к «5», «4», «3», «2».

Получится ли у ваших детей осмысление своего движения к «5», «4», «3», «2»? Предложите им сделать это упражнение. Материалы: каждый получает листочек с четырьмя отрезками, в начале которых стоят цифры 5, 4, 3, 2, а в конце написано слово «Я». Ход упражнения. Перед тобой четыре дороги, и каждый день ты отправляешься в путь сразу по всем четырем. Будь честным по отношению к самому себе и покажи истинное направление своего движения стрелочкой. Отметь точкой, где ты находишься сейчас по отношению к каждой оценке. Покажи дугой, сколько тебе до «5», до «4», до «3», до «2».

Скажи или напиши:

- Чего тебе не хватает, чтобы подойти к «5» ближе?

- Что тебе мешает дотянуться до «4»?

- Что мешает тебе быть еще дальше от «3»?

- Что может повлиять на направление твоего движения к «2»?

Для 7-9 классов

На первом уроке четверти ребята заполняют анкету следующего содержания:

1. За предыдущую четверть по черчению имею отметку ________

2. Отметка объективна, завышена, занижена (нужное подчеркнуть)

3. Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______

4. Для этого мне нужно ___________________________________

5. У меня пока не получается ______________________________

Все запланированные баллы выставляются на лист учета знаний зеленым цветом под заголовком «мечта»

В конце четверти подводятся итоги, выясняются причины успехов и неудач.

Следующий вид рефлексии: рефлексия деятельности .

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ (он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Какие варианты?

Для 5 классов

 Уже знакомая по начальным классам: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке для 5классов.

(показ «дерева успеха» используемого в классе)

Все эти варианты целесообразнее использовать в 5-6 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение, поэтому для 7-9 классов я применяю, следующие рефлексивные упражнения: «Мои ожидания»

Понимают ли дети, что их ожидает хотя бы на ближайшее время урока? Предложите им задуматься над этим.

Материалы: небольшие листочки бумаги для каждого ученика.

Ход упражнения. Перед началом работы каждый ребенок пишет на небольшом листочке бумаги свои ожидания, предположим, от предстоящего урока. Все высказывания крепятся на доске или на один общий лист, к которому можно будет в дальнейшем подойти и прочитать, кто что написал.

В конце урока те дети, чьи ожидания сбылись, снимают свои листочки. Оставшиеся несбывшиеся ожидания всем классом разбираются и обговариваются причины, которые помешали сбыться этим ожиданиям.

Цветные квадратики

Каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом:

  • Зеленый - Я уже об этом знал(а), но было интересно.
  • Синий - Я узнал)а) много нового интересного.
  •  Фиолетовый - Буду это применять в своей дальнейшей работе.
  • Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.

Интересный прием:

«Распределение времени»

С помощью него Вы можете помочь детям почувствовать время и задуматься над тем, на что оно тратится, и что время не вернуть вспять.

Материалы: каждому лист бумаги с двумя одинаковыми квадратами, карандаши.

Ход упражнения. Предложите детям проверить свое чувство времени. Пусть они закроют глаза, а вы скажите им, когда начнется минута. Когда кому-то покажется, что минута прошла, то пусть поднимет руку, откроет глаза и молча ждет, когда упражнение закончат все. Поговорите о том, можно ли эту минуту вернуть назад. Минута – это много или мало? Всему должно быть свое время.

Далее предложите детям определить, на что они тратят свое время, и отметить на одном из квадратов цветными карандашами долю каждой группы занятий. Пусть обозначат следующие доли:

- занятия, которые вы не любите, но обязаны делать;

- дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся;

- праздное времяпровождение, «ничегонеделание»;

- занятия в школе;

- прогулки на свежем воздухе;

- другое.

Предложите отметить это дважды, показав свой обычный день и день в идеале. Обсудите.

Пусть дети сравнят территории в обычном дне и в идеальном. Узнайте, какую территорию они закрасили больше всего и почему? Что предлагают они под другими? Что они изменили в своем идеальном дне и за счет чего? Почему?

Может, вам придется сказать детям одну китайскую мудрость:

- Если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха.

Третий вид рефлексии:

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

и заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте применяю один из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Также можно на листе бумаги обвести  левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

Это упражнение с удовольствием выполняют даже учащиеся 9 классов.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки.

 Для этого использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

"Дневник открытий"

Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий.

В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности.

Благодаря чему Вам это удалось?

Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).

Необходимы также техники и приемы, направленные на перевод не желающего по каким-то причинам рефлектировать школьника в рефлексивную позицию с последующей рефлексией.

Так, например, «запрет на»: "я не могу..."; "я не знаю, как..."; "у меня не получится...". "Эту же мысль" (а на деле совсем другую!) предлагается выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для...; какие умения нужны для этого; какая дополнительная информация и т.п. При этом происходит трансформация пассивного поведения учащегося в направленную рефлексию над опытом своей мыследеятельности.

«Сели – встали - встали выше»

Ход упражнения. Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться сидеть на стуле, можно встать, можно подняться на стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше ты должен находиться.

С помощью этого простого приема даже самооценку можно провести играючи, а еще и провести физминутку.

Заключение

В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая.Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

И напоследок хотелось бы поделиться замечательным советом, который дал научный сотрудник лаборатории методологии образования Евгений Доманский: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед».

Интегрированный урок (история, ИЗО) в 5-м классе "Искусство Древнего Египта"