Саморегуляция в учебной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, саморегуляция


Способность личности выступать для себя одновременно в качестве субъекта и в качестве объекта данной деятельности, реализует так называемую позицию «Я – учитель». В основе данной способности лежит механизм рефлексивной саморегуляции, самооценки, который позволяет отражать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через призму индивидуального сознания и образования [1].

Способность обучающегося к самостоятельному управлению своей учебно – познавательной деятельностью определяет понятия «умение учиться». Саморегуляция занимает особое место в структуре учебной деятельности. В общем смысле, саморегуляция определяется как целесообразное функционирование живых систем. Психическое саморегулирование является одним из уровней регуляции активности этих живых систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности. Согласно А.М.Новикову, «…саморегулирование имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительных действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности» [2].

Для объяснения рефлексивных механизмов саморегулирования учебной деятельности надо отметить, что обучающийся – это не просто объект, поведением которого управляет учитель, а субъект с собственным центром управления и аналитическим центром [3;5]. Как известно из психолого – физиологических исследований, за оперативное управление поведением человека отвечает левое полушарие мозга, а память, жизненноважный опыт, система ассоциаций, возможности человека делать прогноз, лежат на правом полушарии мозга. Прежде чем поступить в правое полушарие, информация проходит через семантический фильтр, и, если она жизненно важна для человека, поступает в правое полушарие, где обогащает структуру понятий и встраивается в систему долговременной ассоциативной памяти. Поскольку ассоциативная память связана с системой взаимосвязанных образов, то можно высказать гипотезу, что информация, образующая тезаурус (базу знаний) человека, представлена в виде образов. Эта жизненно важная информация, постепенно накапливаясь, изменяет информационную структуру или матрицу человека, что позволяет ему перейти на новый уровень развития, то есть реализовать принцип саморазвития. Переход на новый уровень развития происходит с изменением характера оперативного управления, работы левого полушария мозга. Уровень самосохранения системы при этом становится выше, так как прогностическая способность системы, ее тезаурус качественно изменились.

Таким образом, у человека как живой открытой системы существуют два контура циркуляции информации. В первый контур, который открыт для окружающей информационной среды, поступает вся внешняя информация. Человек действует, принимая решения на основе этой информации. Отрицательная обратная связь с оперативным центром управления позволяет человеку осуществлять саморегулирование деятельности, то есть корректировать последствия своих действий, поступков. Любое отклонение, угрожающее самосохранению индивида, учитывается и устраняется. Это делается на основе информации, поступившей из внешнего мира. При этом в левом полушарии мозга человека вырабатывается новая информация, которая в виде управленческих решений (команд) начинает свой круговорот в первом контуре. Второй контур циркуляции информации является внутренним. В нем, как мы иногда говорим, «прокручиваются мысли в голове». Чтобы попасть во внутренний контур, информация должна пройти семантический фильтр. Информация, прошедшая через семантический фильтр, имеет ассоциативный образный характер, она встроена в систему понятий и определяет уровень развития человека.

В рамках учебно – познавательной деятельности происходят два процесса: собственно учение (изучение предмета или то, что мы назвали предметной деятельностью) и учебная деятельность, осуществляемая с целью усвоения умений выполнять определенные учебные действия. Принято считать, что человек учится не только предмету, но и тому, как надо учиться. Этот процесс мы будем называть учебной деятельностью. С точки зрения информационных технологий, учебная деятельность подразумевает обучение школьников способам получения, переработки, хранения и передачи информации. Эти умения и навыки носят общий характер без относительно конкретного предмета, но их можно формировать на конкретном содержании любого учебного предмета (алгебра, физика и т.д.). Содержание учебной деятельности составляют способы и процедуры выполнения конкретных учебных действий. Предметом ее являются учебные умения и навыки. Например, навыки аналитической деятельности, умение делать обобщения, умение планировать свою деятельность и создавать модели и т.д. Значительное место среди условий, определяющих эффективность учебной деятельности, занимает организация управления этой деятельностью [4, 6].

Таким образом, учебная деятельность реализуется как целенаправленная последовательность осознанных учебных действий в процессе решения задачи. Прежде чем их исполнить, человек мысленно продумывает последствия действий и соотносит то, насколько он в результате выполнения действия приблизится к цели. Это ориентировочная фаза выполнения действий связана с включением сознания для осмысления и принятия решения. Исполнительная часть действия есть результат принятого решения.

Заключительная фаза выполнения действия контрольно-коррекционная, в основе своей является рефлексивно-оценочной. Она определяет саморегулирование учебной деятельности обучающимся [7]. Саморазвитие структуры действий обучающегося в процессе научения решению математических задач представляет собой последовательность сменяющихся механизмов саморегулирования действий, что определяет учебную деятельность как активную составляющую учебно-познавательного процесса, в основе которой лежит рефлексивно-оценочная компонента деятельности.

Список использованной литературы

1. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.101 - 108.

2. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

3. Дьячук П.П., Бажин Д.С., Логинов Д.А. Гомеостатическая неустойчивость и самоорганизация учебной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. 2013. № 4(26). С. 69-72.

4. Дьячук П.П. Компьютерные системы управления процессом обучения ученика как неопределенного объекта // Педагогическая информатика. 2006. №1. С. 80-85.

5. Дьячук П.П., Стюгин А.А. Компьютерные динамические тесты. Психолого-педагогическая диагностика обучаемости.: учебное пособие / Красноярск, 2004. 176 с.

6. Дьячук П.П. Диагностика индивидуальных траекторий обучения решению задач по математике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 28-33.

7. Дьячук П.П., Дроздова Л.Н., Дьячук П.П., Бортновский С.В., Шадрин И.В. Управление адаптацией обучающихся в проблемных средах и диагностика.