Краеведение как средство формирования семейной идентичности

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: краеведение


«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д.С.Лихачев

Сегодняшние дети – это будущие руководители, депутаты, служащие – будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей страной, заботиться о ее процветании. А гордиться есть чем. В то же время для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического, краеведческого воспитания детей.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке братьям и сестрам. Это
корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (детский сад, родная улица, город и др.)

Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй.

За годы работы в ДОУ я постепенно систематизировала свою работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Эта планомерная работа привела меня к написанию программы «Мир вокруг нас».

Данная программа является актуальной в настоящее время.

Программа «Мир вокруг нас…» рассчитана на 2 занятия в неделю.

И создана для того, чтобы изучить историю своего города и знать его современное состояние; пробудить интерес к изучению истории и культуры родного края; к изучению традиций народа; воспитывать чувство любви к Родине; формировать гражданско-патриотическое сознание.

Решая данные задачи, стараюсь свою работу проводить в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Важным условием успеха в краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

В начале своей работы, с целью выявления широты кругозора родителей о родном городе, провела анкетирование родителей. В результате было выявлено: многие родители знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного города. Большинство родителей не совершают экскурсии по городу, основной путь лежит к магазинам, торговым центрам, кинотеатру и т.д. Лишь небольшая часть опрошенных родителей (21%) с завидным постоянством посещают достопримечательности, краеведческий музей, картинную галерею. Самые посещаемые места детей совместно с родителями – игровые комнаты, выездные цирки и центральная площадь – около 58%. Есть семьи, в которых прабабушки или прадедушки были первостроителями города Кольчугино, но внуки ничего об этом не знают. Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают выставок, парков, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, в котором живут. Но тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше информации о родном городе.

В связи с этим мной подготовлены и проведены: родительское собрание «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста». «Семья-что может быть дороже!»

Консультации: «Лучше нет родного края», «Роль фольклора в развитии детей», «Русское народное творчество».

Папки передвижки: «Роль семьи в воспитании детей», «Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка» (в рамках дня пожилого человека); «Как правильно провести праздник с ребенком» (в рамках Нового года); Подборка книг.

Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы и познавательные занятия по темам: «Какая у тебя семья!», «Как хорошо играть всем вместе», «Домашние обязанности», «Моя дружная семья!», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх. Дети с удовольствием рассказывали о своей семье.

Большой интерес и отклик у родителей, вызвала работа по составлению родословной своей семьи. Так выяснилось, что большинство, столкнувшись с понятием родословная, начали активный поиск в установлении контактов с прадедушками и прабабушками, дальними родственниками.

Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи. Родители и другие родственники активно включаются в такую работу, подбирают материалы. У детей расширился кругозор и обогатился словарный запас. У них сформировались представления о дружной, крепкой семье, возникло добрые чувства к людям преклонного возраста, углубились знания о своей родословной.

Многих родителей, заинтересовала эта тема и они с воодушевлением принялись за дело, каждая семья постаралась приложить максимум стараний и умений, творческую фантазию, используя различные средства художественного дизайна при создании семейного герба. Дети были активными помощниками своим родителям, они помогали раскрашивать детали семейного герба, украшали элементами аппликации в итоге у нас получилась прекрасная выставка. (Ценно то, что каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются самобытностью, стилем, содержанием).

Так же родители изготовили альбом «Я и моё имя».

В наше время родители для своих малышей выбирают имена по-разному: кто-то смотрит календарь имён или называет ребёнка именем любимого супергероя. Дети узнали в честь кого было выбрано имя и что оно означает.

Родители вместе с детьми оформили альбомы «Наша семья», в которых представлена подборка фотографий ближайших и дальних родственников, принадлежащих разным поколениям.

В процессе изготовления альбомов дети узнали много примечательных фактов из жизни конкретных родственников, отдельных поколений, о семейных ценностях и традициях, преемственности поколений, семейных легендах и преданиях.

Семейный альбом - это огромное пространство жизни, с одной стороны, простой и понятный ребенку, с другой - загадочный и удивительный. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.

Родители были заинтересованы и с удовольствием собирали материал, интересные фотографии, искали информацию в интернете, создавали портфолио. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье.

Таким образом, родители стали нашими единомышленниками. Родители, замечая какой интерес и любознательность, которые проявляют дети, стараются поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.

В семейных архивах нашлись фотографии бабушек и дедушек с их мест работы. Помогли сделать альбом: «Профессии моих бабушек и дедушек».

В результате всей этой большой информации дети с удовольствием играют в подвижные и сюжетно-ролевые игры, с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.

В нашей группе организована работа кружка по интересам (с привлечением родителей, бабушек): «Мыловарение»; (где мама Миши делится своими секретами по изготовления ручного мыла. Дети вмести с родителями пытались месить и изготавливать мыло)

Наиболее эффективной формой реализации данных задач является организация выходного дня. Эта форма взаимодействия помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить отношения родителей и детей на основе совместной деятельности, и возродить традиции семейного отдыха.

Мы используем различные формы сотрудничества, способствующие их активному включению в образовательный процесс - конкурсы и выставки совместного творчества, праздники, выпуск газет: «Как я провел лето», «Мой отдых с семьей», «Наш Крым».

В моей практике родители всегда рядом с детьми. Мы проводим очень много совместных мероприятий праздников (театрализованные новогодние концерты, Масленица, Пасха, поздравления к 8 марта).

На развлечениях и досугах родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие. «День матери», «День семьи, любви и верности».

С детьми мы обязательно разучиваем песни и стихи о маме и её неоценимой роли в жизни каждого человека.

Дети с удовольствием изготавливают для родителей сюрпризы и поделки.

В нашей группе сложились свои традиции. Это организация и проведение «сладких» вечеров, совместных посиделок с родителями. А также проведение дней рождения детей. (Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.)

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям. Кто-то лепит пельмени раз в месяц всей семьей, кто-то каждую весну устраивает семейные пикники на природе-вариантов столько же, сколько и семей. Одни традиции передаются по «наследству» от родителей, другие создаем мы сами.

Благодаря развитию доверительных отношений между родителями и детьми, укрепляются имеющихся семейные традиции и создаются новые; Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей. Альбомы: наша спортивная семья», Кулинарные рецепты моей семьи», «Наш семейный отпуск на море».

Совместная деятельность «Вместе с мамой, вместе с папой»- сближает членов семьи, наполняет дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время. Участвуя в таких мероприятиях родители и дети проявляют фантазию, выдумку, творческие способности. Такие формы работы объединяют семью и дошкольное учреждение, создают условия для совместного тесного сотрудничества и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи среди родителей у нас прошла выставка «Умелые руки моих близких». Мамы, папы, бабушки и дедушки активно откликнулись и приносили предметы вышивки, поделки своими руками, т.е. своё хобби. (Такая связь с семьей очень радует, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье.)

Совместно с родителями ребята изготовили альбомы: «Пословицы и поговорки о семье», «Стихи о семье» Каждый ребенок рассказывал свою пословицу или поговорку. (Знакомство с ними развивает мышление детей прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью)

Активные участники краеведческой работы – это наши родители. Они с удовольствием принимают участие в сборе познавательного материала, в организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, совместной деятельности по благоустройству участка детского сада, обогащению предметно-развивающей среды в группе. Вместе с родителями в группе был создан уголок по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В.Путина, герб родного города, фото районов и достопримечательностей родного города.

Альбомы о птицах и животных нашего края, альбомы о растениях нашей области, альбом «Достопримечательности нашего города» изготавливались детьми и их родителями.

В дидактических играх дети закрепляют полученные знания. Помимо этого, в группе имеются карты, буклеты и аудиовизуальные средства, видеофильмы, связанные с историей города.

Родители помогли сделать «Лэпбук», «Куб по краеведению», «Чемоданчик дидактических игр по краеведению», изготовили макет русской избы.

Родители охотно приносили вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и других детей. И мы создали музей: «Игрушки наших мам и бабушек». Это позволяет воспитывать у детей чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину. Формировать традиционные семейные ценности, мировоззрение ребенка, а также осуществлять духовно-нравственное воспитание посредством воспитательного потенциала «добрых» игрушек в настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своего народа.

Важное место в системе изучения региональной истории в ДОУ принадлежит экскурсионной работе в музее (СЮТур), способствующей развитию познавательной деятельности, творческих и эстетических навыков детей, активизации интереса к изучению истории края, т.к. дети маленькие, то музей приходит к нам.

Музейный материал учит дошкольников слушать глазами, что, несомненно, повышает уровень восприятия информации. Тематические выставки, посвященные различным событиям, старинным русским обычаям и обрядам. Способствуют патриотическому воспитанию детей и формируют их гражданскую идентичность.

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов... Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы". К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке.

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в Семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте Вы Счастье своё пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Одегова Иванна

Список литературы

  1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2015.
  2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Изд.: УЦ «Перспектива», 2016.
  3. Алѐшина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом», творческий центр Сфера, Москва 2008.
  4. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду.- М., 2010.
  5. Громова О.Е. «Ознакомление дошкольников с социальным миром». Творческий центр «Сфера», М.: 2012.
  6. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М. 2003.
  7. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. - М.2007.
  9. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М., 2010.