Организация индивидуальной работы с одаренными детьми в области хореографического искусства (методические рекомендации к постановке танца)

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: одаренные дети


Слово «хореография», греческого происхождения, буквально означает «писать танец». Специфика хореографии состоит в том, что чувства, мысли, переживания человека она передаёт средствами движения и мимики. Для того, чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографическое образование, но и способности к этому виду творческой деятельности. Исходя из собственного опыта, при организации конкурса юных балетмейстеров, хочется отметить одну из неотъемлемых сторон при работе с одаренными детьми – это талант, большая работоспособность и любовь к танцу. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять разнообразнейшие танцевальные композиции. Балетмейстер должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых различных характеров. Он должен иметь выразительное тело и лицо для хорошего показа той или иной партии исполнителям своего номера. Ещё Новерр писал: «Широко распространено ошибочное мнение, будто балетмейстер может сочинять балеты, сидя и письменно или устно указывать на фигуры, группы, действия, выражение и жесты. Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, нежели профессия балетмейстера: он должен и ставить и сочинять па, и показывать их; если артисты их не воспринимают, то он обязан начинать сначала и несколько раз подряд…» [3]. Для юного балетмейстера задача постановки танца очень сложна. Прежде всего, необходимо любить танец, иметь желание создать собственное произведение искусства. А для этого необходим опыт исполнительского мастерства, владение азами и основными движениями классического и народного танца, пластикой своего тела. Иногда не хватает смелости сказать словами то, что ты думаешь. Танец – одно из средств высказывания своих чувств, своего «Я». Но создать танец может не каждый… Организация индивидуальной работы с одаренными детьми является прекрасным условием для воспитания юных дарований, настоящих творцов. Балетмейстерское сочинение, в которое вложены душа, принципы, идея и мастерство автора воплощается на сцене артистами. Говорят, нет плохих номеров, есть плохие исполнители. К подбору исполнителей своего номера, балетмейстер – постановщик должен подходить очень серьёзно. Участие балетмейстера в своих постановках нежелательно. Он должен видеть танец со стороны, из зрительного зала, чтобы иметь возможность оценить его, что-то добавить или убрать, изменить отдельные рисунки или движения.

Итак, первым этапом в постановке танца является либо замысел балетмейстера, а в дальнейшем нахождение музыки для решения этого замысла; либо музыка, выбранная балетмейстером, с разработанными в дальнейшем идеей, сюжетом на данное произведение. Определившись в качественном составе и подборе исполнителей, балетмейстер приступает к сочинению хореографического произведения. Когда балетмейстер сочинит движения, отдельные комбинации, он приступает к работе с исполнителями: дает им прослушать музыку, рассказывает о теме и идее будущего хореографического произведения, характеризует действующих лиц, назначает исполнителей. Лучше всего определять солистов после изучения движения или отдельных комбинаций. Ознакомив исполнителей с музыкой, темой постановки, балетмейстер приступает к изучению движений. Показ должен быть точным, эмоционально выразительным. Замечания исполнителям должны делаться четко и конкретно. Движения в начале разучиваются одновременно всеми исполнителями, стоя лицом к зеркалу. Это даёт им возможность следить друг за другом и вырабатывает ансамблёвое исполнение. Начинать разучивать движения надо в медленном темпе, без музыки. Затем темп исполнения ускоряется. Когда движения выучены и доведены до нужного темпа, характера и манеры исполнения, их можно исполнять под музыку, в паре, а затем в композиции. После того, как изучены отдельные движения, определены солисты и другие исполнители, начинается работа над постановкой хореографического произведения от начала до конца. Работать с массой и солистами надо отдельно для того, чтобы экономить время исполнителей, более полноценно проводить репетицию. Каждая последующая репетиция должна начинаться с повторения и закрепления материала, выученного на предыдущей репетиции. Иногда в процессе создания номера может возникнуть необходимость изменения того, что было уже сделано. После окончания постановочной работы балетмейстер должен убедиться в том, что в хореографическом произведении передан его замысел, раскрыта тема, идея, использованы различные выразительные средства, найдены интересные решения подачи хореографического материала. После этого начинается новый этап – репетиционный. Репетиция, в переводе с французского – «повторение», причём не единичное, а многократное. Неоднократное повторение делает хореографическое произведение более совершенным.

Вернёмся к процессу сочинения танца. Постановщик хореографических номеров должен знать структуру сочинения танца, т.е. законы его построения. Согласно этим законам, танец должен сочетать в себе пять частей.

  1. Экспозиция – знакомство зрителя с персонажами, временем и местом действия. Действие в экспозиции может развиваться постепенно, неторопливо, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от музыкального материала и от замысла балетмейстера. Назовём экспозицию началом номера.
  2. Завязка – это момент, когда возникает конфликт, начало борьбы двух тенденций, и нам интересно, что произойдёт дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.
  3. Развитие действия – ряд ступеней перед кульминацией. Конфликт обретает напряжённость, развивается на протяжении нескольких эпизодов. Это основная часть хореографического произведения по своей длительности. Здесь наиболее последовательно раскрываются характеры героев через различные действия и оценку этих действий. Иногда, для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, балетмейстер для контраста прибегает к снижению напряженности действия.
  4. Кульминация – вершина музыкально – хореографического действия. Она подготовлена всем предыдущим развитием хореографического произведения. Хореографический текст – движения, позы, жесты, мимика и рисунок танца в своём логическом построении приводят к этой вершине. Кульминация может строиться, как на основе единства рисунка и лексики (движения в танце), так и с помощью только одного из этих выразительных средств.
  5. Развязка – завершает мысль, ставит точку в действии. Она может совпадать с кульминацией, может быть стремительной или развиваться постепенно (концовка).

Что такое композиция танца?

Композиция происходит от латинского «composition» - соединение, связь. Графически это можно изобразить так:

Гармоническое слияние всех этих композиционных компонентов и будет настоящим хореографическим произведением.

Рисунок танца – это расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в определённой последовательности и композиционной завершенности. Есть номера (в основном это хороводы), где основным выразительным средством является рисунок танца.

Танцевальная лексика – это танцевальные комбинации, построенные не только на движениях ног, но и рук, жестов, поз, мимики танцовщика. Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства.

Сочинение танца, разводка номера на конкретных исполнителей, обработка всех партий, движений, рисунков, подбор костюмов, декораций, освещения, показ хореографического номера – всё это огромная работа балетмейстера.

В каждой работе юного балетмейстера должно присутствовать своё я, собственный почерк, авторская индивидуальность. То, что волнует вас, должно волновать и зрителя – это, пожалуй, и будет являться доказательством вашего творчества. Необходимо пробовать себя в разных жанрах: ставить классические, народные, эстрадные танцы, пробовать стилизацию, пластику.

Эти методические рекомендации к постановке танца адресованы одаренным детям, начинающим балетмейстерам, будущим мастерам своего дела, и должны помочь им при воплощении средствами хореографического искусства их мыслей и чувств.

Литература

  1. Бухвостова Л.В., Щекотихина А.С. «Композиция и постановка танца». Курс лекций. Орел, 2002.
  2. Захаров Р.В. «Сочинение танца», страницы педагогического опыта («Искусство» 1989г, Москва)
  3. Новерр Ж.Ж. «Письма о танце», Ленинград, «Музыка», 1973.