Школьная журналистика как средство формирования ФГОС

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 2, 3, 7

Ключевые слова: школьная газета, стенгазета, пресс-центр, Любознайка


В молодёжной среде пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редко в какой школе, тем более лицей или Доме творчества обходятся без выпуска собственной газеты. У детей и подростков есть потребность в периодических изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому в очень многих школах и выпускают свои газеты.

Кому нужна школьная газета? Соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это ей и не надо. Газета существует для того, чтобы сообщать новости. А ещё школьную газету сейчас можно рассматривать как средство создания в школе крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т. д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов – создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

В нашей школе с 2017–2018 года в ИБЦ проходят занятия внеурочной деятельности «Газета “Любознайка”» и занятия дополнительного образования «Юные журналисты».

- Моя основная задача на занятиях, помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью, сформировать у юных журналистов способность свободно излагать свои мысли, формы занятий позволяют глубже раскрыть творческий потенциал обучающихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.

- На занятиях юные корреспонденты знакомятся с основами истории журналистики, с нормами профессиональной этики журналиста, изучают основы газетного жанра (заметка, интервью, репортаж, отчет, рецензия, статья, обозрение, очерк, фельетон, эссе).

- Как я упомянула ранее у нас в школе выпускаются две газеты: газета «Любознайка», выпускается учащимися 2-х и 3-х классов и газета «Парта», которую выпускают учащиеся 5–8-х классов.

- Во-вторых классах учащиеся учатся собирать информацию по теме, подбирать к ней рисунки, составлять композицию из информации и рисунков и всё это аккуратно оформлять. То есть делать стенгазету. Учащимся нравиться такие занятия, а если ещё потом эти работы отправляешь на конкурс, и они занимают места – ребятам еще больше нравиться работать. Так с учащимися 2 «Б» класса мы делали стенгазету на тему «Синичкин день» и потом отправили её на Международный экологический конкурс «Синичкин день – день встречи зимующих птиц» в номинации «Художественное творчество», который проводил Интеллектуальный центр дистанционных технологий «Новое поколение». За данную работу нам дали Диплом лауреата II степени. Ребята немного расстроились «Почему не первое место?». Мы с ними разобрали ошибки, которые они допускали в работе и сейчас они работают над стенгазетой на тему «9 мая – День победы» и хотят опять учувствовать в конкурсе. Они молодцы. Они учатся работать в команде, распределять обязанности.

- В-третьих классах учащиеся собирают и обрабатывают информацию, подбирают к ней рисунки и картинки, составляют композицию и оформляют это уже не в виде стенгазеты на ватмане, а работают на компьютере с помощью программы Microsoft Word. Здесь уже работа больше индивидуальная или в парах. Современных детей не оторвать от гаджетов, а на занятиях они работают за ноутбуками и на каждом уроке учатся чему-то новому. За время посещения занятий они научились работать с текстом (выделять, копировать, вставлять, перемещать, раскрашивать элементы текста) и с картинками (копировать, вставлять, перемещать, менять размер, делать рамки). В последствии некоторые ученики берут свои работы и представляют, как проекты. Пока не на какие конкурсы мы эти работы не отправляли. Так, например, учащаяся 3 «Б» класса Николаева Таисия делала газету на тему «История Большого театра» и хочет эту работу защитить как проект.

- В 5–8-х классах у ребят уже больше опыта работы с программой программы Microsoft Word. На этих занятиях мы верстаем газету в программе Microsoft Publisher. Здесь уже взрослые ребята, умеющие работать с текстом, отбирать главное, обрабатывать его, умеющие работать с фото и рисунками, разрабатывают дизайн страниц, составляют макет газеты и затем его верстают. На этих занятиях у ребят – членов пресс-центра распределены обязанности по-другому. У нас есть и корректор, и художник, и дизайнер, и корреспонденты (кстати некоторых из них вы сегодня видели на мероприятии. Сегодня они выступают в роли корреспондентов и берут у гостей Фестиваля интервью.) и главный редактор.

- В прошлом учебном году пресс-центр «Парта» принимал участие в IX областного конкурсе юных журналистов и редакций школьных газет в рамках областного проекта «Территория детско-юношеской журналистики» в подноминации «Новичок», который проход на базе ГОУ дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» и Конкурсе школьных СМИ «Будущее журналистики» (01 ноября – 25 декабря 2018 г. ) в номинации «Лучшая школьная газета», который проводил АНО ДПО "Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" в городе Москве. Правда мы не заняли никаких мест и наше участие в этих конкурсах было впервые. Но мы поработали, исправили ошибки продолжили участие в конкурсах.

Так же в прошлом году проходил муниципальный конкурс «Технокарусель творческих находок педагогов», где в номинации «Лучшее занятие по издательскому делу и журналистике» нам присудили первое место.

В апреле 2019 года проходил муниципальный конкурс журналистских материалов «Дайте слово», которое проводило Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный центр ТМР. В этом конкурсе мы заняли 2 и 3 места в номинациях «Репортаж» и «Заметка».

На межмуниципальном фестивале «Техно+» наши юные журналисты приняли участие в качестве корреспондентов и брали интервью у гостей фестиваля.

Еще мы стали победителями муниципального мероприятия «Районный слёт юных корреспондентов «School story», которое организовало для юных журналистов Детское досуговое движение «К истокам нашим».

И ещё одну награду мы получили, приняв участие в Областном фестивале детско-юношеской журналистики «МЕДИА-КРОСС», которое проводило ГОУ дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества». На данном конкурсе было много различных номинаций, но приняли участие в номинации «Печать» и были награждены Специальным диплом от Союза журналистов ЯО «За информационную насыщенность и дизайн».

Возможно, что нынешние юные журналисты не выберут профессию журналиста, но знания, умения и навыки, полученные в объединении «Парта» – умение анализировать информацию, грамотно писать заметки и статьи, общаться с людьми, опыт совместной работы в цепочке, где от каждого звена зависит конечный результат труда – обязательно пригодится им в жизни.