Влияние педагогической оценки на положительную мотивацию младших школьников

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, мотивация к обучению


Актуальность проблемы формирования положительной мотивации на стыке обучения и воспитания является важнейшим аспектом современного обучения.

Формирование положительной мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.

Учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в мотивации ребёнка, начавшего учиться. Они формируются в ходе активной учебной деятельности, поэтому важную роль в этом процессе играет учитель.

Педагогическая оценка оказывает определенное влияние и на процесс работы, и на отношения между школьниками, и на отношения между учителем и учениками, на формирование положительной учебной мотивации. Каждая из сторон  оценки является побуждением к действию, обладает стимулирующей силой.

Понятием “мотив” мы обычно обозначаем побуждение к деятельности, движущие силы поступков и поведения человека.

Принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
  2. cоциальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность.

Известно, что к концу дошкольного детства, у ребенка складывается   достаточно сильная   мотивация к обуче­нию в школе. Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое, самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией.

В формировании положительной учебной мотивации младших школьников большую роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.

Оценку мы трактуем как выражение положительного или отрицательного отношения учителя к процессу и результатам деятельности учащихся в обучении. В практике оценка выражается самыми различными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, интерес к личности ученика, похвала и порицание, награда, наказание).

В начале школьной жизни 6-7-летний ребенок оказывается в полной зависимости от оценки взрослых. Ребенок с большой доверчивостью относится к своему первому учителю, податлив его авторитетному влиянию. Свою любовь он авансом отдает учителю и ждет от него так много! Младшие школьники испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель  поощряет их за даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед. Поэтому для формирования положительного отношения к учению очень важно закреплять эту радость от успеха.

Педагог дает оценку ребенку с позиций своего внутреннего мира, высказывая свое собственное отношение, задавая ему определенный эталон, стимулируя отношение ребенка к миру, учит оценивать этот мир в будущем, формируя ценностное отношение к окружающему. Личность учителя создает для ребенка ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. С этой точки зрения, оценка педагога имеет объективный и субъективный характер.

Поэтому оценку одного и того же поступка педагог производит по-разному, используя разнообразные виды и средства оценочного воздействия, учитывая индивидуальные мотивы поведения, условия его развития.

Педагогическая оценка как одна из разновидностей общественной оценки выполняет важную функцию социального контроля за поведением и деятельностью ребенка. Но педагогическая оценка будет хороша тогда, когда она стимулирует, вызывает активность, желание взаимодействовать с миром. Это одно из функциональных назначений педагогической оценки.

К педагогической оценке предъявляют обычно два основных требования:

- требование объективности – оценка должна показывать отношение между реально достигнутыми результатами и теми, которых требовалось достичь согласно программе;

- требование справедливости - оценка должна учитывать вложенный учеником труд.

Эффективность педагогической оценки зависит и от того, как учитель учитывает индивидуальные особенности ребенка, его актуальные потребности, а также специфику ситуации, в которой происходит оценка деятельности.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога протекала и осуществлялась им в интересах психического развития ученика, а для этого необходимо прежде всего, чтобы педагогическая оценка была адекватной, справедливой и объективной.

Педагогическая оценка, подобно всему процессу обучения, должна основываться на оптимистической стратегии, вызывать ощущение радости от учения, чувство уверенности в больших и малых успехах. Умение правильно применять “педагогику оценки” - важное педагогическое искусство. Оно состоит не только в объективности оценки. Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности является другой, не менее важной стороной искусства учителя.

Таким образом, педагогическая оценка позволяет более эффективно формировать внутреннюю мотивацию учения, активирует развитие положительных свойств и особенностей ребенка, препятствует возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения. Использование всего арсенала педагогической оценки позволяет повысить эффективность урока, качество обучения и сформировать внутреннюю мотивацию учения.

 Наблюдая за влиянием педагогической оценки на учебную мотивацию младших школьников можно выделить ряд рекомендаций. Данные рекомендациии помогут учителю сформировать положительную мотивацию к учебе.

Рекомендации для учителей начальных классов по формированию положительной учебной мотивации у младших школьников посредством педагогической оценки.

1. Учитывайте индивидуальную направленность педагогической оценки.

2. Оценивайте ученика тогда, когда выявлены мотивы поведения.

3. Оглашайте оценку любого уровня (положительную или отрицательную) доброжелательным, приветливым тоном.

4.  Как можно меньше используйте запреты.

5. Нельзя давать поспешную отрицательную оценку, т.к. она может негативно изменить отношение ученика к кому или чему-либо.

6. Когда возможно, избегайте наказаний!

7. Давая оценку в первую очередь, «поднимите» ребенка в собственных глазах и создайте ему положительную репутацию в коллективе.

8. Поощряя, стремитесь, чтобы поведение ученика мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

9. Поощряйте не только тех школьников, которые добились успеха, но и тех, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу.

10. Вовремя ободряйте неуверенного, отстающего ученика.

11. Поощряйте положительные качества учеников, вселяйте в них увереность, воспитывайте целеустремленность и самостоятельность.

12. При наказании не допускайте оскорбление ученика.

13. Не торопитесь с наказанием до тех пор, пока не выяснена создавшаяся ситуация, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

14. Не допускайте концентрацию внимания детей на отрицательной оценке, т.к. негативное проявление личностного качества ребенка закрепляется как окончательно установленное.

15. Поощряйте каждую попытку импульсивного школьника сдерживать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления не поддаваться первому желанию.

16. Хвалите за проявленное терпение, подчеркивая, что любое большое дело начинается с маленькой попытки.

17. Выражайте надежду, что ученик сможет, если захочет, избавится от своего недостатка, справится с собой.

18. Подкрепляйте советы примерами из жизни видных людей, которые в детстве имели такие же проблемы.

19. Общаясь с агрессивными детьми, будьте сдержаны, терпеливы, своим видом показывайте, что прекрасно понимает внутреннее состояние ребенка.

20. Поднимайте настроение у депрессивных детей, окружив его заботой и вниманием.

21. Постоянно подбадривайте, поощряйте, выражайте уверенность в успехах учеников с эмоциональными нарушениями.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: 1980. – 180 с.

2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Книга 4. Об оценках. - М.: Амрита, 2012. – 368 с.

3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. – П.: Питер, 2009. – 176 с.

6. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. – М.: Академия, 2002. – 190 с.

7. Эльконин Д.Б. Инновации в начальной школе. – М.: МАРО, 2000. – 58 с.