Коллективно-творческое дело «Нам завещана Память и Слава!» в рамках празднования 75-летия Великой Победы. Литературно-музыкальная композиция «1942 год»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Ключевые слова: Сталинградская битва, литературно-музыкальная композиция, Битва за Москву, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Партизанское движение


Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотического воспитания учащихся, интереса к героическому прошлому своей страны.

Задачи:

  • расширить представления учащихся о событиях 1942 года Великой Отечественной войны;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к своему народу, участникам войны;
  • дать возможность учащимся проявить творческую активность, заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы, посвященной данной теме.

Материально-техническое обеспечение: презентация, видеоматериалы, музыкальное сопровождение, на сцене объёмные цифры «1942», корзина с еловыми ветками, гвоздики для корзины, доска с экспонатами – рисунками или фотографиями, на столике музей – чемодан, в котором лежат: кусок блокадного хлеба, шапка ушанка, шлем танкиста, письмо-треугольник, фотографии, медали, фляжка и т.д., портреты для «Бессмертного полка».

Ход мероприятия

1. Сцена-Начало. Слайд 1. Презентация

Звучит песня "Детство - это я и ты" (муз. Ю.Чичков, слова М.Пляцковский) Слайд 2

Девочки и мальчики выбегают в зал в танце, не поднимаются на сцену и танцуют перед сценой танец "Детство"

Раздаются "Звуки войны" Слайд 3

Дети застывают на месте

Выходят 2 экскурсовода.

Слайд 4.

1 экскурсовод: Дорогие ребята! В этом году наша страна отмечает 75 лет со дня Победы над фашистской Германией. Историческая справедливость требует, чтобы всё наше поколение знало и помнило о тех страшных событиях, и никогда не забывало! Нам завещана память и слава!

Слайд 5.

1 экскурсовод: Cегодня мы с вами совершим экскурсию в историю нашей страны. Военный 1942 год. Мы приглашаем вас посетить наш музей-чемодан.

Дети поднимаются на сцену

Сцена: доска с экспонатами - рисунками, на столике чемодан, корзина с еловыми ветками, презентация

Дети знакомятся с экспонатами

2 экскурсовод: С ноября 1942 г. по ноябрь 1943 г., был совершен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, когда стратегическая инициатива перешла в руки советского командования, вооруженные силы СССР перешли от обороны к стратегическому наступлению.

1 экскурсовод: Все мы должны знать о том, какое значение имеют такие события как:

«Дорога жизни» для блокадного Ленинграда

Партизанское движение

Битва под Москвой

Сталинградская битва

Слайд 6. Дети читают стихотворение «Мы никогда не видели войны. Дети XXI века»:

1.

Мы никогда не видели войны,
Мы не держали рукоятки автомата.
Не защищали честь своей страны
И честь советского солдата.

2.

Мы никогда не прятались от бомб,
От свиста пуль, от брошенных снарядов.
Не ползали в глубинах катакомб,
Не делали ни блиндажей и ни окопов.

3.

И мы не погибали в лагерях
От голода, болезней и от пыток,
Не видели, как жгли младенцев на кострах,
Не перечувствовали то, что кем-то пережито.

4.

Мы не стреляли в своего врага,
Не гнали прочь с земли отцов и дедов,
Не водружали знамя на Рейхстаг,
Не нам всё это надо было сделать.

5.

Мы никогда не видели войны,
Но до сих пор залечиваем раны.
За то, что есть мы у своей страны,
За это Вам спасибо, Ветераны!
(Елена Корноухова)

Песня "Была война" (муз. А.Зацепина, слова Л.Дербенёва) - (минус и видео)

Танец сопровождает песню

2. Сцена - Ленинград. Блокада

Дети, которые на сцене, подходят к чемоданчику.
Достают из чемодана кусок блокадного хлеба

Слайд 7, 8

1 экскурсовод:

Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.

Осенью 1941 года фашисты замкнули кольцо вокруг Ленинграда. Страшная угроза нависла над городом на Неве. Город оказался в блокаде. Днем и ночью немцы обстреливали и бомбили Ленинград. Рушились дома, полыхали пожары, падали на землю убитые, холод, голод.

Ученик читает стихотворение «А рядом были плиты Ленинграда»

Война с блокадой чёрной жили рядом,
Земля была от взрывов горяча.
На Марсовом тогда копали гряды,
Осколки шли на них, как саранча!

На них садили стебельки картошки,
Капусту, лук на две иль три гряды —
От всех печалей наших понемножку,
От всей тоски, нахлынувшей беды!

Без умолку гремела канонада,
Влетали вспышки молнией в глаза,
А рядом были плиты Ленинграда,
На них темнели буквы,
Как гроза!
(Александр Прокофьев)

Слайд 9

2 экскурсовод: Не смотря на страшные испытания, город жил и боролся. Во время блокады в городе работали не только заводы и фабрики, но даже школы и театры.

1 экскурсовод: Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьется!

Звук метронома - реквием (читают два учащихся по очереди)

Ленинградский метроном (муз. В.Баснер, слова М.Матусовский)

Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном -
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада,
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.

Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая,
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нём стучат.

Здесь нас бомбами глушили,
Здесь нас голодом душили,
Только мы с тобой, мой город,
Были всё-таки сильней.
Нет, мы их не позабыли,
Нет, мы их не позабыли -
Девятьсот ночей блокадных,
Девятьсот блокадных дней.

Объявление с блокадного Ленинграда – Воздушная тревога (Юрий Левитан)

2 экскурсовод: Зима 1942 года – самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться – работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые.

Слайд 10. Дети читают стихотворение «Ленинград»

1.

Весна идет, и ночь идет к рассвету.
Мы все теперь узнали на века:
И цену хлеба — если хлеба нету,
И цену жизни — если смерть близка.

2.

И деревень обугленные трубы,
И мирный луг, где выжжена трава,
И схватки рукопашные, и трупы
В снегах противотанкового рва.

3.

Но так владело мужество сердцами,
Что стало ясно: он не будет взят.
Пусть дни бегут и санки с мертвецами
В недобрый час по Невскому скользят.

4.

Людское горе — кто его измерит
Под бомбами, среди полночной тьмы?
И многие, наверно, не поверят,
Что было так, как рассказали мы.

5.

Но Ленинград стоит, к победе кличет.
И все слова бессильны и пусты,
Чтобы потомкам передать величье
Его непобедимой красоты.

6.

И люди шли, чтоб за него сражаться...
Тот, кто не трус, кто честен был и смел,
Уже бессмертен. Слава ленинградцам!
Честь — их девиз. Бессмертье — их удел!
(Александр Гитович, 1942 г.)

1 экскурсовод: Ленинград выстоял, выдержал 900 дней жестокой блокады. Немалую роль в этом сыграла легендарная трасса, проложенная по льду Ладожского озера, которая вошла в историю, как “Дорога жизни”.

Фильм "Дорога жизни" видео

Песня "Песня о Ладоге" (муз. Л.Шенберг, слова П.Богданов) (минус)

Два ученика относят гвоздики в корзину

3. Сцена - Партизанское движение

Дети, которые на сцене, подходят к чемоданчику. Достают из чемодана ушанку

Слайд 11

1 экскурсовод: 30 мая 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения. Центральному штабу были подчинены в оперативном отношении республиканские и областные штабы партизанского движения, которые возглавляли секретари или члены Центрального Комитета компартий республик, крайкомов и обкомов.

2 экскурсовод: Создание штабов партизанского движения с чёткими функциями и улучшение связи с «Большой землёй» придавало партизанскому движению всё более организованный характер, обеспечивало большую согласованность действий партизанских сил и способствовало улучшению их взаимодействия с войсками.

Слайд 12

1 экскурсовод: 6 сентября 1942 года была учреждена должность Главнокомандующего партизанским движением, на которую был назначен Маршал Советского Союза Клим Ворошилов.

2 экскурсовод: К концу 1942 года в рядах партизанских отрядов сражалось более 120 тысяч человек. Самые значительные партизанские отряды образовались в Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областях, в Беларусии, на Украине.

Стихотворение "Партизанка" (Михаил Исаковский, 1942 год)

На сцену выходят дети для немой сцены "В партизанском отряде" во время чтения слов:

…Варю обед, стираю им белье,
Чиню одёжу — не сижу без дела.
А то бывает, что беру ружье,—
И эту штуку одолеть сумела.

Не будь я здесь — валяться б мне во рву,
А уж теперь, коль вырвалась из плена,
Своих врагов и впрямь переживу,—
Уж это так. Уж это непременно…

1-й партизан:

Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты.
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет..

2-й партизан:

Ну, а ты?

1-й партизан:

Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосён.
Белый снег, и я весь в белом
Жду бандита…

3-й партизан:

Ну, а он?

1-й партизан:

Ну, а он ползёт по лесу,
Только вижу я, братцы,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он…

2-й партизан:

Ну, а ты?

1-й партизан:

Ну, а я по весу – муха,
Как полезешь на рожон?
Ах, ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

3-й партизан:

Ну, а он?

1-й партизан:

Ну, а он всё ближе, ближе,
Только вижу я, братцы,
Брюхом он лежит на лыже,
Снег глубокий…

2-й партизан:

Ну, а ты?

1-й партизан:

Ну, а я решил упрямо:
Взять живым его должён,
Автомат наставил прямо.

Будь что будет…

3-й партизан:

Ну, а он?

1-й партизан:

Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…

2-й партизан:

Ну, а ты?

1-й партизан:

Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком,
И на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!

Ходу, чёртова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

3-й партизан:

Ну, а он?

1-й партизан:

Куда ж деваться?
Подчинился мне подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон,
Так на пленном я и въехал,
В свой гвардейский батальон.

1 экскурсовод: Песня и танец помогали партизанам. Всё это как будто переносило обратно домой, в счастливую мирную жизнь.

Песня "Смуглянка" (муз. А.Новиков, слова Я.Шведов) - видео

Танец сопровождает песню «Смуглянка»

Два ученика относят гвоздики в корзину

4 сцена - Битва за Москву

Слайд 14.

Дети, которые на сцене, подходят к чемоданчику. Достают из чемодана шлем танкиста

1 экскурсовод: Битва за Москву стала переломным сражением в плане психологии: немцы узнали русского солдата, который не шёл в плен и отстреливался даже из горящего танка.

2 экскурсовод: Битва под Москвой включает в себя два периода: оборонительный — 1941 год, и наступательный-1942 год, который состоит из 2-х этапов: контрнаступление и общее наступление советских войск.

1 экскурсовод: В 1942 году началась решающая фаза Московской битвы. Советские бойцы и командиры, пехотинцы и артиллеристы, летчики и танкисты, кавалеристы и саперы проявляли чудеса храбрости. Подвиги совершали не отдельные бойцы, а целые взводы, роты, батальоны и дивизии.

Слайд 15

2 экскурсовод: 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова у разъезда Дубосеково вступили в бой против 50 фашистских танков и не пропустили их к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – Эти слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми. Герои погибли, но не отступили.

Слайд 16

1 экскурсовод: Летчики смело вступали в бой с фашистскими асами. Они сражались один против трех, один против пяти и выходили из боя победителями. Расстреляв свой боеприпас, они смело шли на таран.

2 экскурсовод: Связисты неустанно под огнем врага наводили и восстанавливали линии связи.

1 экскурсовод: Кавалеристы прорывались через линию фронта глубоко в тыл врага и уничтожали там фашистские гарнизоны, перехватывали военные колонны войск, идущих к фронту, наводили панику в рядах гитлеровских солдат.

1 экскурсовод: Смело действовали под Москвой в тылу врага партизаны Калининской области. Как раз в эти дни совершили свои бессмертные подвиги комсомольцы Зоя Космодемьянская, Саша Чекалин и сотни других.

2 экскурсовод: Танкисты подбивали фашистские танки из засад, давили наступающую вражескую пехоту гусеницами своих машин, смело бросались на фашистские орудия и крушили их своей броней.

1 экскурсовод: В Битве за Москву немцы потеряли свыше 400 тыс. человек, 1300 танков, 2500 орудий, свыше 15 тыс. машин и много другой техники.

Песня "Битва под Москвой" (Ю.Верижников). Минус

Два ученика относят гвоздики в корзину

5 сцена -"Сталинградская битва"

Слайд 17.

Дети, которые на сцене, подходят к чемоданчику. Достают из чемодана письмо-треугольник

1 экскурсовод: В июле 1942 года началось великое сражение, которое получило название Сталинградская битва. 200 дней и ночей проходило сражение, которое завершилось крупным разгромом вражеских войск.

Слайд 18

Песня "Медаль за оборону Сталинграда" (муз. Я.Дубравин, слова В.Суслов)

Слайд 19

2 экскурсовод: Вместе с солдатами город защищали все его жители, курсанты военных училищ, моряки, рабочие заводов. На Тракторном заводе вместо мирных машин женщины, старики и дети собирали танки Т-34, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.

Слайд 20

1 экскурсовод: Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли.

2 экскурсовод: Наш земляк Косихин Александр Иванович на себе испытал все тяготы войны. Он принимал участие в Сталинградской битве и был награждён медалью за "За оборону Сталинграда".

Слайд 21

1 экскурсовод: Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами.

Слайд 22

Стихотворение "Сталинград. Дом Павлова"

Небо опустилось на колени...
Громкий гул моторов, страшный вой.
А в подвале дома бродят тени:
Этот дом – рубеж передовой.

Только что родившийся ребёнок –
Новой жизни хрупкий стебелёк.
Из портянок, словно из пелёнок,
Еле слышен детский голосок.

Двести суток битвы Сталинграда.
В летний зной, в мороз кипит земля.
Перед Волгой – грозная преграда,
Сжалась окружения петля.

Плавится металл, разрушен город,
Отбивать атаки тяжело,
Каждый час для обороны дорог.
Девочке – ребёнку – повезло.

Жизнь её, как чёрный перец в ступке,
Растолочь пыталась долго Смерть,
И судьбу крутила в мясорубке.
Но в подвале дома – веры твердь.

Символ мужества и стойкость духа.
Не сломал защиту дома враг.
А война, как дряхлая старуха,
Лишь на слабых нагоняет страх.

Восстановлен «Дом солдатской славы» -
Монумент как память о войне.
Легендарный подвиг всей державы
В День Победы памятен вдвойне!
(Нина Гаврикова)

1 экскурсовод: В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек.

2 экскурсовод: Были большие потери и в Советской армии. Подвиг погибших воинов в битве за Сталинград увековечен на Мамаевом кургане в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы».

Слайд 23

1 экскурсовод: Мамаев курган - самая высокая точка в центральной части Волгограда. Её военное название - «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города.

Слайд 24

2 экскурсовод: Сожжённый, изрытый воронками от взрывов, Мамаев курган даже зимой был совершенно чёрным, буквально обугленным. Впоследствии на каждом квадратном метре земли находили от 500 до 1 250 осколков.

Слайд 25

Песня "На Мамаевом кургане тишина" (муз. А.Пахмутовой, слова В.Бокова).

Музыка в Зале Скорби на Мамаевом кургане — "Грёзы" (Р.Шуман)
Все классы поднимаются в сводный хор.
Дети с портретами ветеранов проходят по залу.
Два ученика относят гвоздики в корзину
Минута молчания. Корзину в Уголок Славы - Видео

Дети из музея читают главу «Помните!» из поэмы «Реквием» Р.Рождественского:

1.

Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

2.

Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, — помните!
О тех, кто уже никогда не споет, — помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

3.

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!
(Р.Рождественский)

Заканчивается мероприятие общей песней "Хотят ли русские войны" (муз. Э.Колмановский, слова Е.Евтушенко) – Минус и видео

Дети с портретами уходят из зала - "Бессмертный полк"