Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания (из опыта работы учителя Типикиной О.В.)

Разделы: История и обществознание

Классы: 6, 8, 9

Ключевые слова: Ментальные карты, майндмэппинг, «Шкала времени»


Считаю необходимым условием развития современного образования – использование ИКТ на своих уроках. Работая учителем истории и обществознания, активно применяю эту форму, т. к. это позволяет больше заинтересовать учащихся моими предметами. А также это позволяет обеспечить качество усвояемости знаний по предмету, развивает умения и навыки учащихся, развивает творческие способности, мышление, эстетический вкус. Уроки проходят продуктивнее и интереснее.

В свою очередь, это позволяет совершенствовать весь учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность, и мотивировать детей на поисковую деятельность.

На уроках использую несколько вариантов презентации:

  • лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся;
  • интерактивные презентации-ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах;
  • презентации-плакаты – это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей.

Также использую презентацию с заранее подготовленными вопросами на слайде. Например:

  • прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы...;
  • по рисунку на слайде опиши “..”;
  • в тексте документа (на слайде) найди “...”;
  • сравни как это описано в твоем учебнике;
  • продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений “...” (логическая цепочка на слайде). Можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся;
  • просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения);
  • на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника составь план сражения;
  • создай свой слайд, (презентацию) по теме “...”. В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика. Самое действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок.

С помощью заданий на слайде можно активизировать познавательную деятельность учащихся.

Также в своей работе активно использую знания полученные на курсах по ИКТ «Дистанционные образовательные технологии в педагогической деятельности», объемом 72 часа.

Направить энергию и интересы ученика в образовательное русло помогает мне использование различных интернет-сервисов нового поколения Web 2.0. Например, Triventy и LearningApps.org.

Triventy – это бесплатный конструктор игр и викторин, о котором я узнала благодаря курсам. Конструктор использует ту же концепцию, как в Kahoot или Quizizz. Можно создать тест или викторину на своём компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств или ноутбуков.

Очки начисляются за правильные ответы. Дополнительные баллы начисляются за скорость ответа. Ученики могут присоединиться к викторине, перейдя в Triv.in и после ввода PIN-кода, присвоенного игре. Переход к следующему вопросу невозможен, пока все ученики не ответят.

Еще одним сервисом, который помогает мне сотрудничать с моими учениками является LearningApps.org.

При желании любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. Помогает работать с тестовыми заданиями.

Все упражнения сервиса LearningApps.org разделены на категории:

  • различные тесты и викторины;
  • упражнения на установление соответствия;
  • «Шкала времени» и упражнение на восстановление порядка;
  • упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды.

Ресурс предоставляет возможность для сотрудничества педагог – ученик, ученик – ученик.

Использование данного сервиса на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и удобным как для учителя, так и для ученика.

Мною широко используются приложения для закрепления материала, домашней работы, дополнительных занятий, контроля. Выполняя упражнение онлайн, учащийся сразу получает оценку своих знаний.

На курсах ИКТ познакомилась с еще одним интересным приемом – ментальная карта. Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. В истории данный способ возможно применять при составлении конспекта и обобщении изученного материала, при работе с картой.

Интерактивные обучающие задания способствуют повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности учителя и учащихся и направлены на решение важнейшей задачи образования – научить выпускника школы плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации. Развивая информационную компетентность, комплексные мультимедийные обучающие ресурсы создают условия для увлекательного обучения.