Отрытый урок по русскому языку по теме «Времена глаголов». 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 4

Ключевые слова: глагол, времена глаголов


Цели:

  • продолжить формирование грамматического понятия «глагол»;
  • дать представление о временах глаголов, об особенностях каждой временной формы;
  • развивать умение точного употребления глаголов в речи;
  • расширять словарный запас обучающихся;
  • воспитывать аккуратность, любовь к своей родине, чувство гордости за свой народ.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь определять  форму будущего времени глагола.
  • Знать, как изменяются глаголы будущего времени
  • Учатся извлекать нужную информацию из текста.

Метапредметные:

  • Регулятивные - уметь определять и формулировать цели урока; уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  высказывать свои предположения;
  • Коммуникативные - уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;
  • Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

Личностные  – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания.

Оборудование: иллюстрации, посвящённые теме Великой Отечественной войны; карточки со словарными словами, карточки для дифференцированной работы, отрывки из рассказа Льва Кассиля «Пути знамён», стихотворение С.Погореловского «Советский солдат».

Ход урока

Повторение изученного материала.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

-  А кто вспомнит, какие праздники мы отмечаем весной? (8 Марта, День Победы)

Презентация

Посмотрите на экран (слайд 2). Сегодня мы с вами поговорим о празднике Победы. В 1941 году фашистские войска напали на нашу родину. Четыре долгих года длилась эта война.

- А кто помнит, какого числа был подписан документ о капитуляции Германии? (9 мая)

Посмотрите на карточки со словарными словами Союз, Москва, народ, Родина, столица, русский (слайд 3)

 - Назовите непроверяемые гласные и согласные. Запишите слова в тетради и подчеркните непроверяемые гласные и согласные. Проверьте (слайд 4)

- Внимательно прослушайте предложение (слайд 5):

«К тому времени, когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много других стран».

- Назовите мне глаголы, прозвучавшие в этом предложении (слайд 6)

(Напали, захватили.)

Кто поможет мне назвать тему нашего урока? (слайд 7)

Сформулируйте цель урока.

- Давайте вспомним, что такое глагол. (Это часть речи, которая может называть действие, состояние или изменение признака предметов.)

- В какой форме глаголы называют действие одного предмета?

(В форме единственного числа).

- Приведите пример. (Прыгает, бегает, ест)

- А что делают глаголы в форме множественного числа? (Называют действия многих предметов)

- Приведите пример. (Бежали, кричали, готовятся)

- Какие три времени имеет глагол? (Настоящее, будущее, прошедшее время) (слайд 8)

Работа над новым материалом

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о временах глаголов. Запишем под диктовку три предложения.

Война подходила к концу. И вот, наконец, пришло желанное время, о котором мы мечтали четыре года. С того самого дня, как вступили на нашу землю враги. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием города  Берлина Красное знамя.

- Какие глаголы вы видите в первом и во втором предложениях?

 (Подходила, мечтали, вступили) (слайд 9)

- Подумайте, когда произошли или происходили эти действия, до или после момента речи? (До момента речи)

- Подходила, мечтали, вступили – глаголы прошедшего времени. Подчеркните эти глаголы, определите форму числа глагола, надпишите над ним его время.

- Найдите глагол прошедшего времени в третьем предложении. (Повели) (слайд 10)

- Определите форму числа глагола. (Множественное число)

- Какой мы можем сделать вывод? ( Глаголы прошедшего времени называют действия, которые происходили или произошли до момента речи) (слайд 11)

Внимательно прослушайте ещё один отрывок из рассказа Льва Кассиля и запомните встречающиеся там глаголы.

Хвастались фашисты: возьмём Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. Пусть весь мир увидит, что мы победили Советский Союз и коммунисты сдались.

- Назовите мне глаголы, которые вы запомнили. (Устроим, прошагаем, увидит, победили, сдались) (слайд 12)

- Давайте определим время глаголов «победили» и «сдались». В каком времени используются глаголы? (В прошедшем времени)

- Запишите в тетрадь глаголы «устроим» и «прошагаем» (слайд 13)

Как вы думаете, какие действия называют глаголы до момента речи или после? (После момента речи)

- Почему вы так решили? (Потому что фашисты только мечтали, что произойдёт в будущем)

- Правильно, глаголы будущего времени называют действия, которые будут происходить после момента речи.

- Так какое время нам нужно записать над глаголами? (Будущее время)

 А сейчас, ребята, давайте отдохнём и сделаем физкультминутку (слайд 14)

- Если вы услышите глагол настоящего времени, то поднимаете правую руку, если глагол прошедшего времени, то поднимаете обе руки, если будущего времени, то топаете ногами.

Ребята, как вы думаете, почему не исполнились мечты фашистов захватить нашу Родину?

(Потому, что русские люди сопротивлялись и не позволили им это сделать)

Правильно, плечом к плечу встал русский народ на защиту нашей Родины. Многие мужчины и женщины ушли на фронт. Те, кто оставались в тылу, старики, женщины и дети, работали без выходных, чтобы у наших бойцов всегда хватало боеприпасов и продовольствия. Только хорошая работа тыла и самоотверженная борьба на фронтах позволили русскому народу выстоять в этой войне. Русская армия освободила от фашистов территорию не только России, но и многих других стран.

Над вольным Дунаем,
Над славным Днепром
Душевные песни
Слагают о нём.
В нагорных лесах,
На просторе равнин
Его вспоминают
И чех, и румын.
- Пылало село, -
Вспоминает хорват,-
Он  кинулся в пламя,
Советский солдат!
Из хаты горящей,
Из дыма - огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку – меня!
Словачка сказала:
- И мне он помог -
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.
Назвал по-отцовски
Дочуркой своей,
Шутя подмигнул мне:
«Гляди веселей!» -
Вздохнула румынка:
- Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой…
Убит он, лежит
Под холмом у села.
Калина над ним
Поднялась – расцвела.
- Нет,- молвил болгарин,-
Он жив, не убит!
Видел его:
Он в дозоре стоит.
Стоит он в дозоре
И зорок и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел!

- Ребята, как вы думаете, почему болгарин не считает русского солдата мёртвым? (Герои не умирают.)

 Да, русский солдат навсегда останется в памяти тех людей, которых он спас.

- Посмотрите на доску (слайд 15). Что вы видите?

 (На доске - глаголы из стихотворения).

- Правильно, это глаголы из этого стихотворения. Прочитайте их. (Слагают, вспоминают, стоит).

- Как вы думаете, когда здесь происходит действие – до, после или в момент речи? (В момент речи).

Глаголы настоящего времени называют действия, которые происходят в момент речи.

Запишите эти глаголы себе в тетрадь. Поставьте время глаголов. Определите число.

-  Работа по карточкам (слайд 16).

ПАМЯТКА.

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Аккуратно выполните задание.
  3. Проверь.

Карточка 1. Уровень 1

Прочитай рассказ.

Под бескрайними б..лотами Сибири геологи обнаружить огромные запасы нефти. На Равнине горьких озёр добывать соду. А в Сибири Высокой природа переделать ч..сть угля в графит. Им писать сейчас твой карандаш. В Сибири находить золото в россыпях и самородках.
На что вы обратили внимание? (В тексте неправильно употреблены глаголы). Исправьте глаголы. Аккуратно спишите текст. Определите время глаголов.

Карточка 2. Уровень 2

Прочитайте текст.

В годы в..йны Ленинград п..режил страшную г..лодную блокаду. На Пискарёвском кладбище похоронены тысячи жителей города. Они п..гибли от голода и бомбёжек.
Там стоят каменные странички из дневника девочки Тани Савичевой. Она оставила их для всех нас о страшных событиях тех дней. Никто не сможет забыть, чего стоила победа великому городу.
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Найдите глаголы. Определи время каждого глагола и форму числа.

Карточка 3. Уровень 3

Прочитай глаголы, определи время.

Проч..тал, поб..дил, защ..щает, прил..тел, г..ворит, взгл..нул, пров..рял, уг..щал, охр..нял, пот..рял, пок..рмил, прив..зал, сохр..няет.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, сначала глаголы настоящего времени, а потом прошедшего.

Проверка (слайды 17, 18, 19).

Рефлексия

Выполним тест.

Тест

1. Выбери верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.

2. Глаголы настоящего времени указывают, что:
А. Действие произошло или происходило ранее;
Б. Действие происходит сейчас.
В. Действие произойдёт когда-то в будущем.

3. Глаголы будущего времени указывают, что:
А. Действие произошло или происходило ранее;
Б.  Действие происходит сейчас;
В.  Действие произойдёт когда- то в будущем.

4. Глаголы прошедшего времени указывают, что:
А. Действие произошло или происходило ранее;
Б. Действие происходит сейчас;
В. Действие произойдёт когда-то в будущем.

5. Соедини линиями в правильном порядке.

Настоящее время

пел

 

станцует

Прошедшее время

смотрит

 

задумается

Будущее время

спит

 

кричал

Проверка (слайд 20).

У вас на партах лежат конвертики. В конвертиках две полосочки: розовая и жёлтая. Предлагаю две пословицы.

Дело мастера боится.

 

Добрый разум не наживают разом.

Вы уверены в своих знаниях, вы уверены, что всё получилось на уроке, вы не ошибались, оставьте себе жёлтую полоску. Если вам нужно ещё поработать, возьмите в руки розовую полосочку.

Поднимите вверх свои полосочки. Это наше солнышко, адекватная самооценка. Солнышко у нас получилось, задачи урока мы решили.
Дети клеят лучики на солнышко.

Солнышко у нас засияло своими лучиками. Вы засияли своими лучиками. Спасибо вам большое за работу на уроке.

Итог урока

- О чём мы говорили на уроке? (О глаголах)

- Какие действия называют глаголы прошедшего времени?

- Скажите, в каком времени употреблены глаголы: бегает, машет, учит, гуляет?

- Как мы называем глаголы, называющие действия, которые происходят в момент речи?

- Какие действия называют глаголы будущего времени?

- О ком мы говорили на этом уроке? (О русских солдатах)

- Как вы думаете, почему Россия победила в той тяжёлой войне?

Домашнее задание (слайд 21).

Придумать и записать в тетрадь 5 глаголов прошедшего времени, 5 глаголов настоящего времени, 5 глаголов будущего времени. Указать их число и время. Или придумать 3 предложения. Первое – с глаголом прошедшего времени, второе – будущего времени, третье – настоящего времени. (Личностно ориентированный подход в обучении)