Конспект занятия курса по выбору “Основы математической грамотности”

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: единицы времени, старик-годовик, «Математический диктант»


Дата: 28.02.2020

Обучающаяся: Анна Б.

Класс: 4.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы обучения: объяснение, беседа, рассказ, демонстрация, упражнение, самостоятельная работа, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальное обучение.

Принципы: наглядности, научности, доступности, связи с жизнью.

Оборудование: электронная тетрадь, виртуальная доска, изображения, интерактивные тренажёры.

Цель: систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год и др.).

Задачи:

1. Повторить знания обучающейся о единицах времени; познакомить с прибором для измерения времени – секундомером; учить обучающуюся устанавливать соотношения между единицами времени.

2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение наблюдать, рассуждать.

3. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, интерес к уроку математики.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуй! Как твои дела? Как настроение?

- Начнём наш урок!

2. Актуализация знаний

- Начнем наш урок с “Математического диктанта”. В электронной тетради на стр. 1 у тебя приведены 7 вопросов. Постарайся за 2 минуты напечатать ответы к ним.

Математический диктант

1. Какое число надо разделить на 8, чтобы получилось 3?

2. Уменьшаемое 700, вычитаемое 250. Чему равна разность?

3. Найди произведение чисел 17 и 4.

4. Уменьши 240 в 4 раза.

5. Вычисли сумму 6 сотен и 3 десятков.

6. 3 минуты, сколько это секунд?

7. Из какого числа надо вычесть 360, чтобы получить 40?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающейся

- Я тебе прочитаю загадку. Попробуй догадаться, что это.

Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время)

- Правильно. О чем будем говорить на уроке? (О времени)

- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.

- Что такое время?

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению – все это происходит в точно назначенный час.

Недавно в некоторых регионах нашей страны поменялось время. В Москве на 1 час время переместили назад.

Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят – время дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки.

Век живи, век учись.
Обещанного 3 года ждут.
Делу время, а потехе час.
Неделя год кормит.

- Кроме пословиц про время сочиняли и сказки. Послушай сказку В.Даля «Старик-годовик». (Чтение сказки учителем)

«Вышел старик-годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз.»

- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика-годовика? Назови их. (Декабрь, январь и февраль)

- Почему ты так думаете?

«Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.»

- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? (Март, апрель, май)

«Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно.»

- О каком времени года идет речь в этой части сказки? (Июнь, июль, август)

«Махнул старик-годовик в четвертый раз – полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.»

- Каких теперь птиц выпустил старик-годовик? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев.»

- Попробуй догадаться. (Дни недели)

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая – черная. Махнет птица крылом раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.»

- Отгадай последнюю загадку? (День, ночь – сутки)

- Почему старик волшебник назван в сказке годовиком? (Это год, а в году 12 месяцев)

- Давай еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик? (О месяцах, днях недели, сутках)

- Что объединяет все эти слова? (Это единицы времени)

- Сделай вывод. (Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени)

- Тема урока: “Время. Единицы времени”.

4. Первичное закрепление

- Перейдем к №1 в электронной тетради на стр. 1.

“Допиши слово и число:

Шестьдесят ... примчались –
И минутой оказались.

1 мин = … с”

- Все верно. Секунда – самая маленькая единица времени. Посмотри на картинку в электронной тетради на стр. 2. Что это за прибор?

- Секундомер – прибор для измерения времени.

- За одну секунду самолёт может пролететь 270 метров. За одну секунду бегун на длинные дистанции пробежит 6 метров.

- За одну секунду теннисный мяч, который отбил теннисист, пролетит 60 метров.

- Какие ты еще единицы времени знаешь?

- Выполни задание №2 в электронной тетради на странице 3.

“Сравни единицы времени:

120 с ... 3 мин

120 с ... 2 мин

180 с ... 2 мин

180 с ... 3 мин

100 с ... 1 мин

100 с ... 1 мин 40 с”

- А какая же самая большая единица времени? (Век)

- Век (столетие) – единица измерения времени, равная 100 годам. Десять веков составляют тысячелетие.

- Что измеряют веками?

- Веками измеряются длительные периоды в истории городов, стран, жизнь некоторых деревьев и животных.

- В №3 в электронной тетради на стр. 3 “Напечатай в каком году и в каком веке ты родилась, в каком году пошла в первый класс.”

- Сейчас давай попробуем восстановить пропуски в №4 в электронной тетради на стр. 3.

Заполни пропуски.

Мы живём в ___ веке. Сейчас идёт ___ год. Сегодня месяц ___ , число __. Часы показывают ___ часов ____ минуты. Через ___ минут начнется новый час. Через ___ часов ___ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ____ дней.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- В конце урока вспомни, а на чем мы можем определить время? (Часы)

- Какие бывают часы? (Песочные, электронные, механические и др.)

- В №5 в электронной тетради “Определи какое время показывают часы? Заполни окошки. Напиши два варианта – до полудня и после полудня.”

- Очень здорово! В завершении работы над единицами времени, перейди по ссылке на сайт https://resh.edu.ru/subject/lesson/5235/train/214434/ и переведи единицы времени.

- Молодец! Надеюсь, эти знания помогут тебе в дальнейшей работе на любом уроке.

6. Рефлексия

Подведем итог сегодняшнего урока.

- Достигли ли мы с тобой поставленных целей?

- Продолжи предложения.

Сегодня я сумела …

На этом уроке я похвалила бы себя за …

Больше всего мне понравилось …

Для меня было открытием …

- Оцени свою работу на уроке.

(В конце урока учитель присылает картинку – поощрение за проделанную работу.)

- А закончить наш урок хочется стихотворением.

Дни идут, минуты тают,
Быстро время пролетает
Год какой сейчас идёт –
Календарь ответ даёт 
Что за месяц на дворе –
Смотрим мы в календаре.
Как-то раз 12 братцев
В календарь смогли собраться.
Каждый месяц – каждый брат –
Встрече с нами очень рад.

- Минуты идут, и заканчивается наш урок. Тебе большое спасибо.