Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1-й по 11-й класс средней школы «Цветной мир»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту.
И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный поводырь.

Пояснительная записка

Вопросы развития детей, неразрывно связаны со стратегией национального развития и является неотъемлемой частью государственной политики РК.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшний день школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков oт учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

Благодаря школе ребенок осваивается в социуме, получает необходимые навыки и знания, которые станут основой построения его дальнейшей жизни. Но в тоже время, во время столь необходимой социализации школьник сталкивается с множеством трудностей, обусловленных особенностями возраста, спецификой поведения и т.д.

В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах дети ведут и чувствуют себя по-разному. У некоторых детей сложности адаптации, чрезмерные учебные нагрузки, непонимание со стороны одноклассников, способствуют пробуждению скрытых ресурсов, самосовершенствованию и успешной самоактуализации. А у других те же проблемы приводят к ухудшению их физического состояния действуют угнетающе.

Поэтому так важно, чтобы у детей, испытывающих трудности, была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для учащихся помогает находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся средней образовательной школы предусматривает следующие направления:

  • диагностическое (в начале и в конце года) все параллели с 1 по 11 класс;
  • коррекционно-развивающее (с декабря по апрель).

После проведённой диагностики в начале года выявляется «группа риска», которую условно делим на 5 групп:

1. Дети с проблемами в общении, поведении и обучении;

2. Дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети;

3. Дети, имеющие высокий уровень агрессии;

4. Дети, склонные к противоправным действиям;

5.Одарённые дети.

Для каждой группы разработаны коррекционно-развивающие мероприятия:

  • Возраст участников программы от 7 до 17 лет (группы разновозрастные).
  • Основной курс рассчитан на 4 занятия; длительность одного занятия от 40 до 45 минут.
  • Занятия могут проводиться 1 раз в неделю.
  • Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения (задания) происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры, которые могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы.

Формы и методы:

Выбирая формы и методы для коррекционно-развивающей  работы с учащимися необходимо тщательно подбирать. Основными и наиболее ресурсными методами при коррекции, учитывая то, что в группах разновозрастные учащиеся, являются арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игры. Страхи, обиды, стрессы тормозят развитие детской психики, поэтому первая задача психолога - выявление психотравмирующего фактора и работа с ним, наиболее эффективными методами при коррекции являются арт-терапия, рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, ребенок как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии позволяет каждому ученику творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой. Пластилин, соленое тесто, краски, карандаши, близкие до боли многим детям, прекрасно позволяют создать точный образ и отреагировать в социально приемлемой форме психотравмирующую ситуацию.

Групповая арт-терапия:

  • позволяет развивать навыки общения;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.

Предполагаемые результаты:

  • Закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования;
  • Осмысление представления «Я»- концепции, выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими;
  • Выработка позитивных жизненных целей и мотивация к их достижению.

Содержание программы направлено на реализацию цели:

  • Развитие способности учащихся вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основные задачи:

1) Пробуждать у детей интерес к самому себе, своему внутреннему миру; формировать положительную эмоциональную Я-концепцию.
2) Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, активизации личностных  ресурсов.
3) Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Программа строится на главных педагогических принципах:

  • принцип активности: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - игры, упражнения;
  • принцип возрастного и индивидуального подхода: предполагает выбор содержания, тематики, приемов работы в соответствии с опытом и возрастом детей;
  • принцип гуманизации: предполагает умение взрослому встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в нем полноправного партнера
  • принцип креативности: направленному на развитие творческого потенциала воспитанника, инициировать и поощрять детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
  • принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют своё внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
  • принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психологических травм участников. 

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1 по 11 класс средней школы

Тематический план практических занятий с детьми, группы №1 (дети, имеющие проблемы в общении, поведение)

Содержание программы:

Цель - содействие установлению контакта между детьми, помощь детям в осознании своих положительных черт  характера.

Основные задачи:

1. Создавать в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

2. Побуждать каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

3. Формировать значимые групповые нормы взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

Организация занятий:

  • Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек.
  • Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью 1 раз в неделю.

Возраст участников: от 7 до 17 лет.

Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:

  1. на занятиях безопасно;
  2. меня принимают, тепло ко мне относятся;
  3. мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.

Безопасность предполагает исключение угрозы быть низко оцененным, высмеянным, попасть в ситуацию сравнения с кем-то. Чувство, что я принят, ощущается как: «Я здесь никому не мешаю, для меня здесь есть место». Забота о желаниях и чувствах проявляется во внимании к проявлениям эмоционального мира ребенка. Существуют тысячи способов дать ребенку почувствовать себя принятым. Нужно лишь найти в своей душе способность радоваться тому простому факту, что ребенок здесь со мной, с другими детьми.

Структура занятия: (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия

2. Настрой на творчество («разогрев»)

3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы)

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации)

6. Коллективная работа

Тема занятия

Кол-во часов

  1.  

Вводная диагностика ( методика Волшебная страна чувств) Мои чувства

1

  1.  

Я и общество

1

  1.  

Я работаю в группе

1

  1.  

Коллективный фотоколлаж

1

Тематический план практических занятий с детьми, группы №2 (дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети).

Содержание программы:

Цель – развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Основные задачи.

1. Дать понятие  эмоций.

2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

4. Способствовать творческой самореализации.

5. Обогащать репертуар социальных навыков.

6. Помочь осознать, что переживаемые проблемы являются распространенными.

7. Учить доверять себе и другим людям.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1 раз в неделю. Длительность занятия от 40 до 45 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.

ВОЗРАСТ: от 7 до 17 лет

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части

  • невербальная, творческая, неструктурированная часть. Основное средство самовыражения - изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии).
  • вербальная, апперцептивная и формально более структурированная часть. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы вербального самовыражения и визуальной коммуникации (30% сессии)

Арт-терапия – это метод лечения посредством художественного творчества Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов . Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психологии.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно -- чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком.

Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М.Наумбург и А.Хилл для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчества.

Суть консультативного процесса в арт-терапии сводится к тому, что психолог  создают для ребенка безопасную среду, каковой могут являться кабинет , и обеспечивают его различными изобразительными материалами - красками, нитками, стеклами, кистями и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Воспитанники могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии психолога выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства. Психолог  побуждает ребенка к взаимодействию с изобразительными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога.

1. Ритуал приветствия.

2. Техника монотипия, рисование нитью, выдувание из трубочки.

3. Анализ и коррекция (страхи прорисовываем, сжигаем, мнем, рвем, отдаем, по выбору детей).

4. При необходимости возможен повтор.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводная диагностика (методика Волшебная страна чувств). Основные базовые эмоции. Какой они имеют цветовой спектр?

1

2.

Размываем обиду красками. Выговариваем печаль

1

3.

Я не трус, но я боюсь

1

4.

Как взаимодействовать с миром, чтобы достичь желаемого. Радость. Что заставляет моё сердце петь?

1

Тематический план практических занятий с детьми, группы №3 (дети, имеющие высокий уровень агрессии).

Содержание программы:

Цель - развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Основные задачи:

1. Формировать навыки оптимального поведения в критических ситуациях, умение конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции у воспитанников.

Организация занятий:

Возраст участников: с 7 по 17 лет.

Структура занятия (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия.

2. Настрой на творчество («разогрев»).

3. Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы).

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).

6. Коллективная работа.

7. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Тема занятия

Кол-во часов

  1.  

Вводная диагностика (методика Волшебная страна чувств). Знакомство со слугами-чувствами

1

  1.  

Знакомство со сказочной страной и её королем

1

  1.  

Размываем обиду красками

1

  1.  

В поисках любви

1

Тематический план практических занятий с детьми, группы №4 (дети, склонные к противоправным действиям)

Содержание программы:

Цель - формирование адекватной самооценки, повышение ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

Основные задачи:

1. Развивать социальные навыки;

2. Оказывать взаимную поддержку членам группы и позволяет решать общие проблемы;

3. Позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

4. Повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

5. Развивает навыки принятия решений.

Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ученик переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Организация занятий:

Возраст участников: с 7 по 17 лет

Структура занятия (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия.

2. Настрой на творчество («разогрев»).

3. Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы).

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).

6. Коллективная работа.

7. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Тема занятия

Кол-во часов

  1.  

Вводная диагностика (методика Волшебная страна чувств). Составление ментальной карты

1

  1.  

Образ и пластика настроений. Мандала

1

  1.  

Линия жизни. Прошлое, настоящее, будущее

1

  1.  

Изготовление масок и работа с ними

1

Тематический план практических занятий с детьми, группы №5 (одарённые дети)

Содержание программы:

Цель - Создание условий, способствующих оптимальному развитию одарённых детей.

Основные задачи:

1. Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста;

2. Формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;

3. Развитие интереса к исследовательской деятельности;

4. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к творческой и научно-исследовательской деятельности.

5. Заключительный этап.

6. Рефлексивный анализ.

Организация занятий: Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек. Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью1 раз в неделю.

Возраст участников: от 7 до 17 лет.

Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:

  1. на занятиях безопасно;
  2. меня принимают, тепло ко мне относятся;
  3. мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.

Безопасность предполагает исключение угрозы быть низко оцененным, высмеянным, попасть в ситуацию сравнения с кем-то. Чувство, что я принят, ощущается как: «Я здесь никому не мешаю, для меня здесь есть место». Забота о желаниях и чувствах проявляется во внимании к проявлениям эмоционального мира ребенка. Существуют тысячи способов дать ребенку почувствовать себя принятым. Нужно лишь найти в своей душе способность радоваться тому простому факту, что ребенок здесь со мной, с другими детьми.

Структура занятия (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия

2. Настрой на творчество («разогрев»)

3. Актуилизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы)

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации)

6. Коллективная работа

7. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводная диагностика (методика Волшебная страна чувств). Мои чувства

1

2.

Я - это мои цели. Мой герб

1

3.

Мой внутренний мир. Мои мечты

1

4.

Мы всё делаем вместе

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Валиев С.«Сказки для всей семьи. Арт-педагогика на практике»: Весь; Санкт-Петербург; 2013.
  13. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
  14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  15. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
  16. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  17. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  18. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
  19. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  20. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  21. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  22. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  23. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  24. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  25. Дубровина И.В.  Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  26. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  27. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  28. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  29. Зинкевич-Евстигнеева Т. «Путь к волшебству» (теория и практика сказкотерапии) Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов Санкт-Петербург 1998.
  30. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  31. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  32. Копытин А. И.. Практикум по арт-терапии / Под ред.— СПб.: Питер, 2001.
  33. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  34. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  35. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
  36. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  37. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный  класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  38. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  39. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  40. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  41. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  42. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  43. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  44. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  45. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
  46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  47. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
  48. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  49. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  50. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  51. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам.