Реализация эколого-валеологического образования в обучении математики через решение задач с региональным содержанием 5-6 класс

Разделы: Математика, Экология

Классы: 5, 6

Ключевые слова: математика, экология, региональный компонент


Неважно в каком ты живёшь мире,
важно какой мир живёт в тебе.

Современное эколого-валеологическое образование – это единый непрерывный процесс, который затрагивает разные стороны деятельности людей и способствует формированию у них экологического сознания с учетом происходящих изменений среды; и процесс, который повышает уровень экологической культуры личности и в целом общества. Воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры у обучающихся являются важным направлением общего образования. Любое человеческое знание начинается с накопления фактов, затем идёт переработка полученной информации и приведение её в систему, и только после этого человек может использовать на практике эти знания.

Математика занимает в этом вполне определённое и очень важное место, с её помощью упорядочиваются факты и строится абстрактная теория. Вычисления являются тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, являются фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Вычисления формируют ряд таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, самостоятельность. Поэтому не случайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.

С другой стороны, математика – это не только инструмент количественных оценок, но и средство для качественного анализа различных явлений действительности. Можно долго и настойчиво говорить о вреде курения, но не достичь результата отказаться от вредной привычки, но стоит привести цифровой пример, и человек хотя бы обратит внимание или задумается, а вычислив сам, возможно, и оставит эту вредную привычку. Например, задача: «Реакция на раздражение у человека наступает через 0,5 секунды, при курении это время удваивается. Определите, какой путь пройдёт машина, идущая со скоростью 60 км/час, после того, как водитель увидел выскочившего впереди на дорогу человека. Решите задачу для курящего и некурящего водителя».

Наибольший интерес у учащихся вызывают задачи с региональным содержанием. Под задачей с региональным содержанием понимается такая математическая задача, в основе которой описана та или иная (экономическая, социальная, экологическая, валеологическая и др.) региональная ситуация с помощью соответствующих числовых данных и для решения которой нужно составить ту или иную математическую модель.

Одна из форм работы по данной теме – создание проблемных ситуаций на уроке через решение задач, связанных с жизнью.

Цель: систематизировать знания по теме проценты и округление десятичных дробей, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Задачи урока:

  • Закрепить умение решать задачи на процентные вычисления и округления десятичных дробей;
  • Развитие познавательного интереса к предмету математика, применение математических знаний в жизненных ситуациях;
  • Организация и претворение в жизнь посильных значимых дел, проектов, исследований по изучению и сохранению окружающей среды;
  • Различать природные богатства и правильно вести себя в природе.
  • Воспитание доброжелательности, активности, коммуникативности.

Ход урока

Класс разбивается по группам. Каждый ученик при входе берет карточку с видом

  1. Иркутск
  2. Байкал.
  3. Школьник

Перед классом поставлена проблема: Оценить влияния факторов среды обитания на здоровье населения Иркутской области.

1-й раунд – Задачи на загрязнение окружающей среды г. Иркутска.

1-я группа – Иркутск входит в число 45 самых загрязненных городов планеты. В одном из Иркутских районах находиться Ново-Иркутская ТЭЦ, которая выбрасывает в воздух 6 вредных веществ (продукты сгорания топлива). Выбросов ТЭЦ достаточно, чтобы накрыть облаком гари весь Свердловский округ. Сколько килограмм вредных выбросов приходиться в год на одного жителя г. Иркутска, если ТЭЦ выбрасывает 40 тыс. тонн в год, а жителей г. Иркутска 623869 человек? (ответ округлить до целых)

2-я группа – В Иркутске в среднем приходиться 1,3 машин на каждого жителя (жителей г. Иркутска 623869 человек). 1 автомобиль выделяет до 1 кг выхлопных газов. По улице Лермонтова (район нашей школы) за 1 самый активный час проезжает 410000 машин. Найти процент загрязнения на улице Лермонтова от загрязнения атмосферы выхлопными газами города Иркутска? (ответ округлить до целых)

3-я группа – Город задыхается от мусора. Нормы твердых отходов по Иркутску составляют 0,78 тонн в год. Жителей г. Иркутска 623869 человек Для покрытия асфальта на 1 кв.м требуется 25 кг смеси. Какую площадь в гектарах можно покрыть, если использовать вместо асфальтной смеси мусорную смесь? (ответ округлить до целых) Площадь мусорного полигона г. Иркутска составляет 40 га.

Выводы:

  1. Строить очистительные сооружения
  2. Следить за качеством топлива и техническим состоянием машин.
  3. Использовать раздельный сбор мусора.

Что можем сделать мы –

  1. По возможности пользоваться велосипедом.
  2. Соблюдать чистоту в доме, подъезде и школе.
  3. Охранять и ухаживать за лесонасаждениями во дворе.
  4. Использовать раздельный сбор мусора.

2-й раунд – Любимый Байкал.

1-я группа – Мировые запасы воды составляют 1,386 миллиардов куб. км, из них 97,5% запасы соленой. Байкал содержит 23600 куб. км пресной воды. Сколько процентов от мирового запаса пресной воды содержится в Байкале? (округлить до целых)

2-я группа – Последние несколько лет во многих районах Байкала выявлено интенсивное зарастание спирогирой, а в некоторых – обильные береговые скопления этой водоросли, продукты разложения которых делают прибрежную воду опасной для использования человеком и животными. Сейчас покрыта спирогирой площадь 9033 кв. км поверхности Байкала. Площадь Байкала составляет 31722 кв. км. Сколько процентов составляет покрытие спирогирой по отношению к площади поверхности Байкала? (ответ округлить до десятых)

3-я группа – Впервые за 60 лет на озере Байкал – самом глубоком озере планеты – уровень воды упал на 40 см за год (предельный минимальный уровень - не ниже 456 метров). Сколько процентов составляет годовое понижение воды от предельной нормы? При такой скорости понижении за сколько лет мы лишимся уникального озера? (ответ округлить до десятых)

Выводы:

  1. Ограничить поток туристов на Байкал.
  2. Строить очистительные сооружения
  3. Предотвращать лесные пожары.

Что можем сделать мы –

  1. Убирать мусор за собой.
  2. Не выбрасывать мусор в Байкал.
  3. Использовать разовую бумажную посуду.
  4. Разводить костер в разрешенных местах и не оставлять костер без присмотра.

3-й раунд – Образ жизни, который направлен на сохранение и укрепление здоровья человека, а также на профилактику заболеваний.

1-я группа – Чтобы быть здоровым ученик должен соблюдать режим дня. Спать 9 часов, прогулка 1,5 часа, выполнение домашнего задания 1,5 часа, дополнительные занятия 2,5 часа. Сколько процентов составляет сон и сколько процентов составляет прогулка ученика от суточного времени? (ответ округлить до целых)

2-я группа – Основным источником энергии служит пища. Она является также "строительным материалом", необходимым для роста и развития организма ученика. Средняя норма пищи в сутки составляет 2,2 кг. Норма потребления в сутки белка – 200 г, кальция – 400 г, растительных жиров – 200 г, углеводов – 800 г, фрукты и овощи – 600 г. Сколько процентов от общего объема пищи составляют растительные жиры и сколько процентов от общего объема пищи составляют углеводы? (ответ округлить до десятых)

3-я группа – Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 5 минут, а если человек выкуривает в день пачку сигарет, т.е. 20 сигарет, то его жизнь сокращается в день на 100 минут, в месяц на 50 часов, в год на 25 суток. Продолжительность жизни 70 лет. Сколько лет жизни теряет человек из-за привычки курить?

Вывод:

  • Есть в мире вещи которые зависят только от нас.

Что можем сделать мы –

  1. Режим сна и распорядок дня.
  2. Правильное питание.
  3. Занятие спортом и закаливание.
  4. Отказ от вредных привычек.

Итог.

  1. Не все мое здоровье зависит только от меня, но я готов прийти на помощь к себе.
    “Ни к другу не взывай, ни к небесам
    О помощи. В себе ищи бальзам… ”
    (Омар Хайям)
  2. Составлена памятка об отношении к природе и себе.