"Образ экзамена". Тренинг по профилактики стрессоустойчивости у подростков

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 9, 11


Тема: «Образ экзамена».

Цель: психологическая подготовка к выпускным экзаменам.

Задачи:

  • формирование знаний о психологической подготовке к экзаменам;
  • обучение снятию психоэмоционального напряжения;
  • развитие навыков саморегуляции.

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, игрушка (мячик).

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: выражение эмоционального состояния от представления экзамена, активизация готовности к работе.

Материалы: игрушка (мяч).

Техника проведения: педагог предлагаетучащимся передавать предмет (игрушку, мяч) друг другу (по цепочке, по рядам), называя свое имя и сказать свое отношение к предстоящим экзаменам.

Инструкция: мне бы хотелось узнать у каждого из вас ваше отношение к предстоящим экзаменам. Чтобы всем было интересно, и мы могли услышать каждого, я предлагаю следующее: у кого в руках окажется этот предмет (игрушка, мяч), тот называет свою фамилию, имя и говорит одну эмоцию, которая ассоциируется с экзаменом.

Анализ:

  • Легко ли было выполнять задание?
  • Готовы работать дальше?

2. Упражнение «Образ экзамена»

Цель: выявление психологической готовности к экзамену.

Материалы: бумага формата А4, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог предлагаетучащимся нарисовать свой «образ» экзамена после чего письменно ответить на вопросы.

Инструкция: перед вами лежит лист А4, карандаши. Я предлагаю вам нарисовать свое отношение к предстоящему экзамену. Каким вы его видите? Вы можете отразить на рисунке свои эмоции, нарисовать образ страшного чудовища или просто цветные пятна, отражающие ваше отношение. Вы можете нарисовать все, что ассоциируется у вас с экзаменом, как плохое, так и хорошее. (Время на выполнение упражнения не более 5 минут).

Теперь переверните лист и представьте, что ваш рисунок нарисовал кто-то другой и письменно ответьте на три вопроса:

  1. Что нужно изменить на рисунках или добавить, чтобы было меньше негативных эмоций?
  2. Какие желания (наставления) можно сказать человеку, нарисовавшему этот рисунок?
  3. Как можно настроить этого человека на позитивный лад?

Анализ:

  • Легко ли было выполнять задание?
  • Какие чувства вы испытываете?

3. Мини-лекция «Образ экзамена»

Цель: познакомить учащихся с правилами самостоятельной подготовки к экзаменам.

Что такое экзамен? Экзамен – это оценка знаний человека. Но для многих учеников экзамен ассоциируется с такими понятиями и эмоциями, как: страх, волнение, неудача, неуверенность в своих знаниях и т.д. Поэтому к нему нужно быть готовыми не только интеллектуально, но и психологически.

Знаете ли вы способы подготовки к экзаменам? (выслушать ответы учащихся).

А теперь познакомимся с рекомендациями специалистов:

Психологическая подготовка

  • готовиться к экзаменам нужно начинать заранее, понемногу, каждый день уделяя на подготовку определенное время;
  • если очень трудно запомнить как-то материал, то постарайтесь запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного;
  • ежедневно выполняйте упражнение способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости для достижения эмоционального расслабления.

Правильно организуйте свое рабочее пространство. Поставьте на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Физическая подготовка

При подготовке к экзаменам сильно увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит устал и организм. Поэтому может и не хватить сил для выполнения экзаменационных заданий.

Чаще выполняйте гимнастику для глаз:

  • посмотрите вниз-вверх (25 секунд), вправо-влево (25 секунд);
  • фиксируйте взгляд на предмете стоящим в дали (20 секунд), потом на предмет перед собой (20 секунд);
  • нарисуйте треугольник, квадрат — сначала в одну строну потом в другую.

Режим дня по частям:

  • умственная нагрузка: не более 8 часов в день;
  • физическая нагрузка: занимайтесь спортом, больше бывайте на свежем воздухе;
  • отдых: спите не менее 8 часов, если нужно, сделайте себе тихий час после обеда;
  • питание: должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляйте в пищу молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, грецкие орехи и шоколад. Но перед экзаменами не следует наедаться.

Умственная подготовка

  • сначала вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете, и лишь затем проверьте правильность дат, основных фактов;
  • читая учебник, выделяйте главные мысли (это опорные пункты ответа);
  • научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос;
  • повторяйте материал по вопросам;
  • в последний день перед экзаменом просмотрите листочки с краткими планами ответа.

Условия поддержки работоспособности

  • чередовать умственный и физический труд;
  • при выполнении зарядки (гимнастики) предпочтение следует отдавать кувырку, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга;
  • беречь глаза от перегрузок. Делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль);
  • минимум компьютерных, телефонных игр и телевизионных передач.

4. Техники снятия эмоционального напряжения

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции.

Техника проведения: педагог совместно учащимися выполняет упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: чтобы научиться правильно снимать с себя напряжение и расслабляться, я предлагаювыполнить следующие упражнения, которые вы сможете применять в повседневной жизни.

1) Упражнение «Лимон». Закройте глаза и представьте, что перед вами стоит пустой стакан и лежит лимон. Возьмите и бросьте его так, чтобы он разделился на две части. Возьмите в правую руку половину лимона и выжмите в стакан. Представьте, как вы крепко сжимаете половинку лимона, чтобы из неё потек сок. Выжимаем до последней капли, а теперь положите остатки лимона на стол. Берите вторую половину лимона в левую руку и выжимайте сок до последней капли. Остатки положите на стол. Потом двумя руками выжмите последние капли из остатков лимона. Теперь расслабьтесь.

2) Упражнение «Сосулька». Встаньте. Поднимите руки вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы своего тела и запомните свои ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что на вас светит яркое весенние солнышко и вы начинаете медленно таять. Расслабляйтесь постепенно. Сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса и ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

3) Упражнение «Дыхательная гимнастика». Медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды. (Повторить упражнение 4 раза).

4) Упражнение «У меня все получится». К сожалению, очень часто мы носим в себе большие и маленькие переживания (тяжести), это отнимает у нас много сил и энергии. Например, вам может прийти в голову мысль, что ничего не получится и не сможете хорошо подготовиться к экзаменам. Или будите настраивать себя на то, что наделаете кучу ошибок и обязательно получите двойку. А может скажите себе, что вы не такой умный, как другие и смысл стараться… Это упражнение поможет вам легко привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места и начните отряхивать плечи, локти и ладони. Представьте, как все неприятные, плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе слетают с вас. Затем отряхните свои ноги от бедер до носков, а потом потрясите головой. Будет более эффективно, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Анализ:

Легко ли было выполнять задание?

Как вы себя самочувствие после выполнения упражнения, что изменилось?

5. Рефлексия

1) Понравился ли вам урок?

2) Легко ли было выполнять упражнения?

3) Что вы нового узнали после завершения урока?

4) Что понравилось, а что хотелось бы изменить в данном уроке?

5) Будите ли вы использовать эти упражнения в своей жизни?

6. Упражнение «Я желаю себе…»

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, завершение урока.

Техника проведения: учащиеся встают за парты и у кого окажется в руках игрушка (мяч) говорит себе пожелание.

Инструкция: наш открытый урок подошел к концу. Надеюсь, что он был полезен для вас, и вы определились для себя, как можно психологически настроиться на сдачу предстоящих экзаменов. Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам закрепить то, что вы смогли сегодня для себя открыть.

У меня в руках игрушка (мяч). Мы будем передавать его друг другу. Тот, у кого он оказывается, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе на экзамене…» и произносит, то, что он желает себе, а остальные ему аплодируют.