Проблемы кризисных семей. Ранняя диагностика и сопровождение

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: семья, кризисная семья , воспитание в семье


Камню, летящему в пропасть,
есть много причин не достичь дна…
Омар Хаям

Появляясь на свет, каждый из нас несет в себе надежду на любовь со стороны самых родных и близких. Надежду на то, что ты нужен, на то, что тебя поддержат и помогут в трудную минуту, надежду на то, что мир прекрасен. Иногда эти ожидания не сбываются, и тогда маленькое беззащитное существо попадает на территорию нелюбви.

Там свои законы жизни… На смену нереализованным надеждам приходят навыки выживания…

По каким законам функционирует эта территория?

Как помочь вернуть надежду и любовь?

Как это сделать, если ты на неизвестной и чужой территории?

Семья является главным институтом воспитания. Семья - это микросоциум, в котором формируются нравственные качества и моральные чувства ребенка, его отношение к миру людей, нормам поведения, труду, человеческим ценностям.

Условия семейного воспитания в значительной степени предопределяют жизненный путь ребенка. От отношений в семье зависят и показатели уровня его развития: умственного, физического, психологического и социального.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но вместе с тем, никакой другой социальный институт, не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так как она представляет собой систему социального функционирования человека, меняющуюся не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное, отмечают, что практически каждую российскую семью по той или иной причине можно отнести к данной категории.

В научной литературе нет четкого определения понятия кризисной семьи: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках, наряду с понятием кризисная семья, можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья», «неблагополучная семья» и др.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем,  встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так, например, социальная неустроенность родителей может привести к психологическому напряжению, что в свою очередь будет порождать семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений.

Ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет семье удовлетворять многие насущные потребности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки.

Педагогическая некомпетентность взрослых, несомненно, приведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Подобных проблем очень много, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер.

Однако, не всякая семья, которая столкнется с трудностями, становится кризисной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов.

Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Таким образом, несмотря на смысловую нагрузку понятия «кризисная семья» главной ее особенностью является отрицательное и разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонениях.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние именно личности родителей очень велико.

Испокон веков отцы и матери выполняли в семье разные функции, и отцовское воспитание значительно отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за всю сферу домашнего труда, которая требовала большой физической силы; кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспечения семьи. Мужчина в семье отличался немногословностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств.

Мать была хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Поэтому дети, вырастая в отчем доме и под материнским крылом, впитывали все доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был и остается важнейшим условием нормального развития детей в семье.

Сегодня наметилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что не могло не отразиться на смене семейной атмосферы в целом и на воспитательных функциях семьи.

Отец по традиции продолжает считать себя главой семьи, хотя фактически управляет всем мать, которая вынуждена брать в свои руки не только экономические бразды правления, но и воспитательные, в то время как современный отец зачастую полностью самоустраняется от воспитания. Мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны; у них усилился интерес к своей внешности, к развлекательным видам досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми.

Ребенок, видя все это, начинает понимать, что отец только мнит себя главой семьи. Пропадает уважение к отцу, появляются реакции протеста против отцовского слабоволия и отстраненности от семейных проблем. Подобные реакции могут возникать и против деспотизма матери, которая определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет и одна занимается воспитанием детей.

Пытаясь выполнять и семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социальным ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она становится излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного ролевого замещения она утрачивает исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью.

Конфликт между социальными ролями матери и отца чутко улавливаются детьми, и отражается на формировании их личности. Родители даже не подозревают, что своим  поведением вносят разлад в детские души, мешают становлению личности и правильной половой идентификации.

Накапливая, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру ребенок в первую очередь берет пример с отца, который не всегда является образцом для подражания, то отрицательное, как правило, быстро перенимается детьми: грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков. Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам.

С учетом доминирующих факторов кризисные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов, семьи, пережившие или переживающие травму (физическую или психологическую).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему специалист, работающий с семьей должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?

Существуют признаки здоровой семьи:

  • Возможность выражать свои чувства.
  • Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи.
  • У каждого члена семьи есть право выбора.
  • В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости.
  • Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу.
  • Чувство юмора, шутки в общении.
  • Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга.
  • Наличие общих ценностей.

Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов. Они побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен. Именно в это время семья особенно уязвима, она входит в «зону риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.

Поэтому раннее выявление кризисных семей и профилактическая работа с ними должны быть приоритетными направлениями.

При социально-психологической работе с кризисной семьёй нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей.

Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов.

При этом специалисты должны уметь:

Во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи.

Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй.

В-третьих, своевременно и правильно их применять.

Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно.

Работа по социально-психологическому сопровождению кризисной семьи предполагает знание ее особенностей. Нужно знать представления ее членов о жизни, их отношение к себе, другим людям и миру в целом; причины семейного неблагополучия (резкое ухудшение внешних условий бытия, снижение уровня жизни или устойчивая дисфункция). Из этого знания будут вытекать первоочередные задачи и ход социально-психологического сопровождения.

Хорошо зарекомендовали себя такие первичные информационные методы как: составление социальных паспортов школы, класса, семьи, социальный патронаж семей, находящихся под наблюдением, рейды родительской общественности в вечернее время, заполнение «Матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка».

Сбор информации, ее обобщение позволяют владеть информацией обо всех детях и семьях связанных с трудной жизненной ситуацией,  находящихся в социально – опасном положении, или находящихся в ситуации, которая может к этому привести. Выявляется степень благополучия семьи, материальное положение, трудовая занятость родителей, конфликты, семейные трагедии, оставление детей без присмотра по причине работы и многое другое. Информация должна регулярно отслеживаться и анализироваться. По необходимости приниматься соответствующие меры коррекционного, развивающего или профилактического характера.

Кроме того, диагностика будет более информативной, если специалист вместе с семьей будет отслеживать и осознавать состояние системы внутрисемейных отношений и отношений семьи с внешним миром, если члены семьи так же включатся в познание себя и своих отношений.

Так же эффективным методом в социально-педагогической работе с семьей выступают дифференцированные беседы теоретического и практического направления, консультирование родителей. Когда выявляются проблемы и трудности в сфере семьи, общения и взаимоотношений людей. Проблемы дифференцируют и «выводят» на их решение специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Таким образом, выполняется посредническая функция в установлении связей и контактов семьи и специалистов-психологов, социальных работников, врачей, юристов и других специалистов.

Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько родители понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями должна вестись работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастным особенностям, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями, специалистами системы профилактики. Такие мероприятия способствуют повышению психолого-педагогической культуры родителей, укреплению взаимодействия семьи и школы, усилению ее воспитательного потенциала, а также привлечению родителей к воспитанию детей.

Так же актуальным является выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия.  Чтобы достичь цели, необходима совместная, командная работа многих специалистов из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, психологи, специалисты дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения (детские поликлиники, врачи-наркологи), органов опеки, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и других компетентных в решении проблем семьи учреждений.

Школа, наряду с семьей, служит для ребенка важнейшей средой обитания, здесь он не просто проводит определенную часть своего времени и получает знания. Здесь формируются его интересы, социальные умения, появляются дружеские привязанности. Именно здесь педагоги, психологи, социальные педагоги и классные руководители постоянно контактируют с ребенком. И если они будут внимательными, то непременно заметят любые изменения в отрицательную сторону, так как семейные проблемы всегда отражаются на эмоциональном фоне и поведении маленького человека.

Только при сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия.

Социально-психологическое сопровождение кризисной семьи — это поддержка семьи и каждого из ее членов на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.

Результатом такого сопровождения становится новое жизненное качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Мир семьи представляет собой безусловную ценность и специалисты по социально-психологической работе могут сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира.

Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители. Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца.
В.А.Сухомлинский.

Список использованной литературы

  1. Целуйко В.М. Понятие и типы неблагополучных семей. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. М.: 2004.
  3. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13–15 апреля 2004 года. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. – С. 114–115.
  4. Технологии работы по раннему выявлению семейного неблагополучия. Сборник методических материалов. - Кострома, 2012.
  5. Система социального психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации (Из опыта работы ЧОЦСЗ «Семья»)/ Методическое пособие. - Челябинск, 2015. - 136 с.
  6. Сборник научно-методических материалов «Психологическое сопровождение образовательного процесса». Вып.1, - Саранск, 2005.
  7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М.: Просвещение, 1988.