Урок развития речи в 7 клаасе "Описание внешности человека"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: развитие речи


Класс: 7.

Цели:

обучающий аспект:

  • знать такие понятия, как описание, портрет;
  • знать структуру такого типа речи, как описание;
  • знать орфографические и пунктуационные правила по различным темам курса русского языка;
  • уметь самостоятельно в комплексе применять знания;

развивающий аспект:

  • развивать умение самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • развивать логическое мышление при составлении связных текстов;
  • развивать умение сотрудничать в группе;
  • развивать монологическую речь;

воспитывающий аспект:

  • продолжать воспитывать любовь к родному языку

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • проверка домашнего задания;
  • домашнее задание;
  • применение знаний;
  • итог на рефлексивной основе.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (4 мин.)

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.

Методы: репродуктивный, продуктивный.

Формы работы: фронтальная, парная.

Здравствуйте, ребята! Начну урок с небольшого видеосюжета.

СЛАЙД 1

https://youtu.be/RyuOasB8-Ic

Вам знакомо это Приложение?

СЛАЙД 2

Чем можно объяснить подобный ажиотаж?

Ответ - в бурном обсуждении приложения! Прочитайте на форуме отдельные посты и ответьте на 2 вопроса.

Почему интерес к подобной игрушке скоро пропадёт?

Человек неповторим!

Озвучивает тему урока: описание внешности человека.

Сформулируйте цели урока.

СЛАЙД 3

Дают ответы.

Читают в парах посты форума, отвечают на вопросы. Ответы записывают в тетради.

Зачитывают ответы.

Приложение 1

Самооценивание (0-1-2)

Ответ:

  1. подбор звезды-двойника
  2. 2

Формулируют цели урока: вспомнить элементы портрета, описать внешность человека.

Озвучивает домашнее задание.

Создать портрет человека, которого я люблю. СЛАЙД 4

 

Проверка индивидуального домашнего задания (5 мин.)

Задача: установление правильности выполнения задания, выявление пробелов и их коррекция

Метод: репродуктивный, продуктивный.

Форма работы: индивидуальная.

Я попросила Алсу подготовить ответ на вопрос, что такое описание, привести примеры.

Предлагает из 3 текстов найти описание.

Алсу отвечает.

Оценивает учитель ответ по критериям:

  1. глубина, полнота ответа – 2 балла (0-1-2);
  2. аргументированность ответа:
    • приведено 2 и более аргумента – 2 балла;
    • приведен 1 аргумент – 1 балл;
    • не приведено аргументов 0 баллов.
  3. Речь (языковое оформление ответа) – 2 балла (0-1-2).

6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 3-4 балла – «3»

Находят текст описание.

Ответ: 1

Приложение 2

Оценивание (0-1)

Применение знаний и способов действий (30 мин.)

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Метод: репродуктивный, продуктивный.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Описание чего представлено в тексте №1?

Мы же сегодня описываем внешность человека, то есть создаем портрет.

I. Прочитайте несколько интерпретаций понятия «портрет» и выполните задания:

  1. Выпишите в тетрадь детали внешности человека (3-4 детали).
  2. Что помогает раскрыть портрет человека? Выпишите 3-4 позиции.

От теории переходим к практике.

II. Организует парную работу.

  1. Прочитайте описание внешности литературного героя.
  2. Выполните задание своего варианта, ответы запишите в тетрадь:

СЛАЙДЫ 5– 7

А теперь мы можем создать описание внешности человека. Работаем в группах.

III. Перед вами портретные наброски человека. Создайте внешний портрет, наполнив его деталями (3 детали), за которыми должно угадываться ваше отношение к герою. Используйте для этого ИВС.

Тип речи – описание.

СЛАЙД 8

Описание дома, комнаты.

Приложение 3

Зачитывают ответы.

Самооценивание (0-1-2)

Работают в парах.

Каждый отвечает на вопрос, затем находит пару по цвету вопроса для обмена ответами

Приложение 4

Отвечают представители двух пар.

Оценивание

(1 вариант – 0-1-2; 2 вариант – 0-1-2; max – 4 балла)

1 группа –

2 группа –

3 группа –

Приложение 5

Оценивание по критериям:

  1. глубина, полнота ответа – 2 балла (0-1-2);
  2. аргументированность ответа:
    • приведено 3 детали – 2 балла;
    • приведено 2 детали– 1 балл;
    • приведена 1 деталь- 0 баллов.
  3. Речь (языковое оформление ответа) – 2 балла (0-1-2)

Итог на рефлексивной основе

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, определение личной комфортности обучающихся на уроке, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.

Метод: репродуктивный, продуктивный.

Форма работы: индивидуальная.

За портретными набросками скрывались герои великого произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Найдите из предложенных иллюстраций портрет героя, которого вы описывали.

СЛАЙД 9

«Мысль семейная» одна из важных в романе- эпопее Льва Толстого. И свой путь от войны с холодной красавицей Элен к миру с искренней Наташей Ростовой пройдёт добрый, доверчивый Пьер Безухов. Уверена, что портреты, которые вы будете создавать дома, будут согреты любовью и благодарностью.

СЛАЙД 10

Приложение 6

1 группа – портрет Элен Курагиной.

2 группа – портрет Наташи Ростовой.

3 группа – портрет Пьера Безухова.

Подсчитываю количество баллов, переводят в отметку.

Подведение итогов:

Приложение 7

16-14 баллов – «5»; 13-11 баллов – «4»; 10-8 баллов – «3».

Приложение, Презентация.