Тритоны между IV и VII ступенями мажора и гармонического минора

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: музыка, сольфеджио


Изучение любого элемента музыкального языка в курсе сольфеджио проходит несколько обязательных стадий: ознакомление, закрепление в ряде тренировочных упражнений, проверка знаний и навыков владения данным элементом.

Знакомя учащихся с новой темой, преподаватель должен подобрать яркие художественные образцы, в которых изучаемый элемент рельефно выступает из контекста, а также вызвать эмоциональную реакцию учеников. Далее необходимо при помощи наводящих вопросов подвести учащихся к теоретическому объяснению, осознанию незнакомого явления, установить его связь с предыдущими знаниями.

Следующий этап – это выработка навыков оперирования пройденным средством музыкального языка: умение узнать его в тексте, звучащем примере, проинтонировать, исполнить на инструменте. Важнейшую роль на данном этапе играют специальные интонационные упражнения, помогающие тренировать слух, сосредоточить внимание на данном элементе, вырабатывать верную интонацию, актуализировать знания.

Само понятие «упражнения» вызывает ассоциации с чем-то малоинтересным, нетворческим. Они не могут занимать много времени на уроке, являясь подчиненной, вспомогательной формой работы. Но даже в работе с младшими школьниками этот раздел может быть разнообразным и занимательным, приносить удовольствие от процесса исполнения. Это требует от преподавателя изобретательности, творческого подхода, и дает заметные результаты в освоении учебного материала.

Настоящая методическая разработка включает упражнения, сочиненные автором, а также использует ряд общеизвестных, приведенных в печатных изданиях. Все упражнения здесь даны в До-мажоре, но на уроках исполняются во всех изучаемых тональностях. Кроме того, предполагается пение в одноименном и параллельном миноре, в сопоставлении с мажором. При изучении тритонов в минорном ладу, упражнения, естественно, поются в миноре.

Тритон - один из наиболее трудных для интонирования интервалов. Его изучение начинается согласно федеральной программе в 4 классе, но общее ознакомление можно начать в 3 или даже 2 классах, включив в игру так называемого «интервального веера». Детям нравится это упражнение на фортепиано, исполняющееся от разных звуков, с постепенным развертыванием и свертыванием интервального ряда от примы до октавы. Предлагается также загадка о тритонах:

«Полутон добавим кварте, а у квинты отберем.
Оба этих интервала как теперь мы назовем?»

Создать интригу помогает рассказ об истории тритона, запрещенного в средневековой духовной музыке как носителя злых сил. Иллюстрацией к теме станет «Хор фурий» из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика». В 4–5 классах ученики вполне справляются с пением этого примера, могут проанализировать мелодическую линию, в которой находят целую серию тритонов, скрытых в изломах мелодического рисунка.   

В 4 классе тритоны интонируются в ладу, с опорой на устойчивые интервалы, одноголосно и двухголосно. Эти упражнения связаны с ранее исполняемыми оборотами из прилегающих неустойчивых ступеней (упр. №1,2). Они поются в разных тональностях, соединяясь с новым материалом, варьируясь метроритмически, с применением новых ритмических групп (в соответствии с программой).

Эффект обновленного повторения достигается также благодаря применению различной артикуляции, нюансов, темпов, изменению состава исполнителей (пение: преподаватель - вся группа, преподаватель - ученик, ансамблевое пение).

Предлагаемые интонационные упражнения могут служить распевками в начале занятия или перед новой формой работы, исполняться с текстом, на любые слоги. Пение с текстами - правилами, значительно облегчает запоминание, внося в атмосферу урока игровое начало, увлекая детей, воздействуя на образно-эмоциональною сферу детской психики. Особенно заметна положительная роль такого рода вспомогательных форм в работе с учащимися, обладающими средними и слабыми музыкальными способностями. Они позволяют создать в памяти учащихся звуковой образ интервала, его предслышание, улучшить запоминание теоретического материала. В упражнениях вырабатываются навыки пения тритонов в разном направлении, в одноголосии и двухголосии.

Пение секвенций - распевок может происходить как на слоги, с текстами, так и сольфеджио. Преподаватель может заранее написать на доске ряд тональностей, чтобы дети могли продумать и подготовить новые звенья секвенций.

Упражнения № 14, 15 заимствованы из методических пособий по сольфеджио Е.В.Давыдовой, созданных еще в советское время. В них удачно сочетаются дидактическая направленность с игровой формой.

Тритоны тесно связаны с дальнейшим учебным материалом, темами «Уменьшенное трезвучие», «Доминантовый и вводный септаккорды». В старших классах на это необходимо обращать внимание учащихся, подчеркивая логическую взаимосвязь явлений, что облегчает усвоение новых понятий.

Приложение