Консультативно-методический пункт как вариативная форма эффективного взаимодействия с родителями. Родительский клуб

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Консультативно-методический пункт для родителей является одной из вариативных форм оказания помощи семье. Создание консультативно-методического пункта на базе нашей образовательной организации проходило в несколько этапов:

Подготовительный этап включал в себя:

1. Детальный анализ всех аспектов сотрудничества ОО с семьей, определение целей и задач, обсуждение вопросов.

2. Изучение спроса родителей на организацию консультативного пункта.

3. Разработка перспективного плана работы.

4. Информационное оповещение через сайт.

Основной этап включал в себя:

1. Создание банка диагностического и психотерапевтического материала.

2. Работу по реализации каждого направления консультативно-методического пункта в разных видах и формах взаимодействия.

Заключительным этапом были:

1. Мониторинг результативности работы.

2. Обобщение опыта.

Завершающий этап предполагал сбор и обработку данных, определение следующих основных направлений сотрудничества педагогов и родителей.

Были определены и реализованы цели и задачи функционирования консультативно-методического пункта

Так как консультативно-методический пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителям.

То основными задачами консультативного пункта явились:

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного и школьного возраста;

- оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

- обеспечение эффективного взаимодействия между образовательной организацией и семьей.

Организация деятельности консультативно-методического пункта

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, родители обучающихся, педагоги (психологи).

Содержание образовательного процесса консультативно-методического пункта определяется утвержденными программами, технологиями, творческими разработками педагогов для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного развития детей.

Основными формами деятельности являются:

  • консультации (индивидуальные и тематические, беседа с родителями, День открытых дверей, Родительское собрание)
  • интерактивные формы (почта доверия, онлайн-консультирование, посещение семей на дому)
  • а также теоретические и практические семинары для родителей ввиде детско-родительского клуба.

В консультативно-методическом пункте осуществление консультативной помощи происходит по следующим направлениям:

  • просвещение – информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
  • диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изучение ребенка, определение его индивидуальных особенностей и склонностей личности и потенциальных возможностей.
  • информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка в форме беседы.
  • разработка рекомендаций по развитию и социальной адаптации ребенка. 

Консультирование родителей может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Через работу почты доверия в нашей школе оказывается комплексная помощь в виде социально-психологической, консультативной как самим подросткам и их родителям, так и педагогам. Именно совместная деятельность психолога и родителей, основанная на принципах сотрудничества и взаимодополнения, помогает обеспечивать подросткам реальную помощь и поддержку, дает возможность использовать личные качества и готовность к изменению обучающихся.

Родительский клуб

Работа детско-родительского клуба направлена на решение следующих задач:

  • установление контакта в детско-родительской паре.
  • изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
  • повышение уровня осознанности, педагогической и психологической культуры родителей.

Вид группы, структура группы, состав участников.

Группа состоит из:

  • вводной встречи с родителями в виде психологической мастерской и детско-родительских встреч, на которых присутствуют члены семьи с детьми.

Детско-родительская встреча включает:

  • шеринг: родители и дети рассаживаются в круге и приветствуют друг друга, затем не много рассказывают о своем состоянии называя эмоцию, которая ближе всего им сегодня.
  • серию упражнений и игр, наблюдение взрослыми за детьми и собой, обсуждение результатов. 
  • теоретическую часть (мини-лекция) - темы лекций сообщались заранее и определялись запросами участников на предыдущей группе.

В конце каждой встречи родители получают буклеты с рекомендованными играми. Через почту доверия задают вопросы и получают рекомендации.

В групповой работе мы использовали:

- имитационные игры, ситуационно-ролевые игры; упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия.

- психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы;

- сказкотерапия, обсуждение и разыгрывание историй с последующим моделированием новых версий, работа с метафорами;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- выражение своего эмоционального состояния в рисунке, лепке, музыке с последующим обсуждением.

Результатами работы детско-родительского клуба можно назвать следующие изменения:

1. У взрослых во взаимодействии с детьми стало больше осознавания про свои чувства, больше осознанности про потребности свои и ребенка, появилась возможность говорить с детьми о своих чувствах и обсуждать их переживания, получать и давать поддержку. 

2. Способность замечать свои границы и границы своего ребенка, в конфликтных ситуациях выдерживать напряжение и договариваться.

3.  Во взаимодействии между взрослыми участниками группы появилось уважение к точке зрения другого, различия стали восприниматься не как конфронтация, а как взаимодополнение.

В первой части детско-родительских встреч (дети и родители) наиболее ярко проявлялась реакция родителей на эмоции и поведение детей и видно было, где нарушается контакт в паре и границы ребенка или родителя. Постепенно, напряжение и тревога в детско-родительской группе снижались. Мы считаем, это связано с тем, что арт-терапевтические упражнения, которые выполнялись совместно детьми и родителями, доставляли особенную радость детям. Родители постепенно меняли отношение к происходящему процессу и их идея, что ребенок что-то должен, менялась, на то, что просто хорошо побыть вместе. Самооценка детей менялась в лучшую сторону, как в своих собственных глазах, так и в глазах родителей.

Такая форма групповой работы оказалась наиболее полезной:

1. Замкнутым детям

Таким детям важно: безопасное пространство, поддержка и доброжелательность, совместная игра с родителями, положительные эмоциональные отклики от окружающих детей и взрослых, вовлечение в посильную совместную деятельность с другими детьми уменьшило их изоляцию и помогло осознавать и разворачивать свои эмоции, пробовать новые для себя способы поведения, распознавать эмоции других людей.

2. Незрелым детям.

 Эти дети получили опыт осознавания своих эмоциональных состояний и выражения их приемлемым способом, узнали какое поведение не приемлемо, учились взаимодействовать, идти на компромисс, говорить о своих эмоциях, замечать границы свои и других людей, распознавать эмоции других людей. 

3. Тревожным детям.

Этим детям была полезна безопасная обстановка в группе, поддержка со стороны родителей и нас, как ведущих. Были полезны методы арт и сказкотерапии, которые мы применяли в работе. Ребенок мог свободнее рассказывать о своем персонаже (рисунке, поделке) и таким образом осознавать и отреагировать свои чувства, пробовать новые формы поведения.

В приложении 1 представлена программа Родительского клуба (конспекты занятий).