Путешествие на остров "Мир неорганических веществ"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: химия, неорганическая химия


Презентация

Предметная область

химия.

Участники (возраст, класс)

учащиеся среднего звена (13-14 лет), учитель.

Цель урока

обобщить и систематизировать ЗУН по теме «Основные классы неорганических веществ».

Задачи урока

образовательные:
- обобщить, систематизировать и проконтролировать знания
учащихся по теме «Классы неорганических веществ»;
развивающие:
- продолжить развитие умения записывать формулы веществ,
уравнения реакций, которые иллюстрируют взаимосвязи веществ;
- развитие умения пользоваться лабораторной посудой;
- развитие умения решать задачи на нахождение массы веществ по уравнению реакции;
воспитательные:
- совершенствовать способности учащихся к самоанализу и самооценке.

Технические данные (компьютер, интерактивная доска и др.)

Компьютер, интерактивная доска.

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок-игра обобщение.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

  • Интерактивный подход в обучении химии.
  • ИКТ-технологии в обучении химии.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Химический эксперимент в условиях развивающего обучения.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

1 урок (45 минут)

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

1. Организационный момент.

2. Этап актуализации знаний, определение темы урока.

3. Мотивационно-ориентированный момент.

Представим, наш класс поплыл на морскую прогулку на корабле «Знания». Оказавшись в дали от берега двигатель корабля сломался и судно поплыло по течению. Долго ли, коротко ли так плавали на корабле, но внезапно судно остановилось. Оказалось – причалили к берегу. Спустившись на землю, все пошли гулять по острову. Сами того не подозревая ребята заблудились и вышли к огромному замку. В надежде получить кров они зашли в замок, но как только последний из детей переступил порог замка, дверь захлопнулась. На пороге стоял сундук, а на дне лежал клочок старой бумаги. Эта была карта! Их спасение. Судя по карте – они находились на противоположной стороне острова. Ребятам предстоит побывать в замке «КОСО», посетить пещеру «Забытых веществ», оказаться на темной стороне острова, переплыть реку ошибок и пройти через лабиринт. Поможем? (слайд 2)

Подробное описание всех этапов урока. 

Основной этап урока

Замок «КОСО». Почему «КОСО»?, так как здесь находятся склад всех 4 классов неорганических веществ. Какие это классы?  Побываем в 4-х комнатах. Класс делится на 4 группы (слайд 3). В шкафах располагаются склянки с химическими веществами, ребятам необходимо выбрать вещества соответствующего класса. Назвать и классифицировать вещества.

Комната №1. «Оксиды (слайд 4).

KOH, NO, CO2, K2O, NaOH, HNO3, H2S, P2O5, CaO, H2CO3, SO2, CuSO4.

Комната «Основания» (слайд 5).

K2O, KOH, NaOH, Ca(OH)2, CuCl2, HCl, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4.

Комната «Кислоты» (слайд 6).

H2SO4, H2O, Ca(OH)2, H2CO3, HNO3, K2SO4, H3PO4, NaOH, NO, H3PO3, P2O5, HCl.

Комната «Соли» (слайд 7).

H2CO3, NAHCO3, CO2, MgOHCl, K2SO4, H2SO4, K2NaPO4, NaOH

Пещера забытых веществ. В пещере скрыты вещества, угадайте какие.

Лакмус в них краснеет, растворяется цинк и медь. Мелок пускает пузыри. Его нужно добавлять в воду, а не наоборот. (Кислота) слайд 8
б) Сообщаю: я спешу! Я живу, пока пишу. Исчертил всю доску белым… Исчезаю. Был я ... (Мел). слайд 9
в)  Порознь каждый ядовит, вместе будет — аппетит. (Хлорид натрия). слайд 10
г) Я от мороза - застываю. То снегом стану, то инеем, то градом. Весною в – ручейке бегу, летом – дождиком землю поливаю. (Вода). слайд 11
д) В них фенолфталеин приобретает малиновую окраску (Щелочь). слайд 12

Темная сторона. По характерным признакам химических реакций определите, о каком веществе идет речь (слайд 13). Конкурс команд «Кто быстрее ответит на вопрос».

1. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина, добавить несколько гранул щёлочи, то между этими веществами реакция не идёт. Что надо сделать, чтобы она произошла? (Добавить воду). слайд 14

2. В минеральной воде бурлит, в топочном газе летает, растениям пользу несёт, пожар затухать заставляет. О каком веществе идёт речь, к какому классу веществ относится? (Углекислый газ). слайд 15

3. Какая кислота содержится в желудочном соке человека? К какому классу веществ относится? (Соляная). слайд 16

4. На кожу ваших рук попал раствор едкого натра. Каковы ваши действия? (Обильно помыть под струей воды). слайд 17

Реки ошибок (с каждой команды на интерактивной доске работает один ученик).

Найдите третье лишнее вещество? Формулу лишнего вещества зачеркнуть пером интерактивной доски. Ответ объяснить. слайд 18.

1. H2S, MgO, HCl
2. MgO, К2O, ZnO
3. SO3, MgO, P2O5
4. Mg(OH)2, KOH, FeSO4
5. H3PO4, MgSO4, Mg3(PO4)2

Найдите ошибки в тексте. Формулу лишнего вещества зачеркнуть пером интерактивной доски (слайд 19).

- кремниевая кислота;
- двухосновная;
- кислородсодержащая;
- растворимая в воде;
- хлорид железа (III);
- соль;
- нерастворимая в воде;
- оксиды;
- сложные вещества, состоящие из трех элементов, среди которых имеется атом кислорода

Формулы кислот и их названия. Пером интерактивной доски соотнести формулы и названия кислот (слайд 20).

Цветовое обозначение этикеток кислот, солей, оснований и оксидов. Подобрать цвета неорганических веществ (слайд 21).

Кислоты

Красный

Соли

Зеленый

Оксиды

 

Основания

Синий (сине-голубой)

Все соли в ряду растворимы в воде?
По таблице растворимости кислот, солей, оснований определить растворимость солей в воде. Не растворимые в воде соли зачеркнуть пером интерактивной доски (слайд 22).

Лабиринт.

1. Распознайте индикаторами раствор.

Даны пробирки с веществами: кислотой и щелочью, определить вещества с помощью индикаторов (слайд 23).
Работа на интерактивной доске 1 ученика(цы). По определению цвета индикатора в средах.

Индикатор

Нейтральная среда

Щелочная среда

Кислая среда

Лакмус

фиолетовый

синий

красный

Метилоранж

оранжевый

желтый

красно-розовый

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

бесцветный

2. Лабораторный опыт: 1 ученик демонстрирует опыт по определению кислой и щелочной сред в пробирках. Напомнить технику безопасности при работе с кислотами и щелочами.

3. Заполните пробелы. Заполнить пробелы, пользуясь пером интерактивной доски.  1ученик работает на доске. Из представленных реакций выбрать реакцию нейтрализации.

Zn +  …      = ZnCl2 + H2

CuO + H2SO4 = …      + H2O

HCl + NaOH =  …     +   …

CaCO3 = CaO +…

CaO +  …   = Ca(OH)2

4. Составьте формулы веществ, зная заряды ионов. Записать формулы веществ на пустых листах бумаги, пользуясь пером интерактивной доски. 1 ученик работает на доске (слайд 24).

K+  и Cl, Na+ и CO32–, H+ и I, Ca2+ и OH, H+ и PO33–

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Рефлексия.
Лист самооценки ученика (цы)
Критерии самооценки (Поставьте знаки "+" - да, "–" - нет)

1.  Я активно участвовал (а) на уроке

 

2.  Мои ответы были аргументированы

 

3. Мне было интересно

 

4. Был невнимателен

 

5.Отвлекался

 

6.Самооценка

 

7.Оценка учителя

 

Предварительно раздаются желтые кружочки. Предлагается по окончанию урока нарисовать смайлик, характеризующий урок.
Домашнее задание. Выполнить тест «Основные классы неорганических веществ».

Список использованных источников

http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7-1.html

http://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1/13.html

http://him.1september.ru/2003/33/14.htm

http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch1_7.html

http://www.vsezagadki.ru/2011/04/zagadki-na-temu-ximiya/

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/5.html