Интегрированное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющего полиморфную дислалию

Разделы: Логопедия


Коррекция звукопроизношения + аппликация

Вид: фонетическое.

Тип: индивидуальное.

Продолжительность: 20 минут.

Тема: Автоматизация звука [Р] в открытых слогах и в словах типа радуга, гитара.

Цели:

  • Автоматизация звука [Р] в открытых слогах и в словах типа радуга, гитара.
  • Изготовление аппликации из бумаги в подарок маме.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать произношение звука [Р] в слогах и словах.
  • Закреплять знания о механизме образования звука.
  • Развивать длительный, непрерывный, плавный ротовой выдох.
  • Корригировать артикуляционную моторику.
  • Корригировать и развивать фонематическое восприятие.
  • Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением.
  • Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

2. Образовательные:

  • Упражнять в составлении слов из заданных слогов.
  • Развивать умение образовывать имена существительные множественного числа от имен существительных единственного числа.
  • Закрепить умение согласовывать имя существительное единственного числа с числительным.
  • Закрепить навык построения композиции в аппликации из цветов, закреплять навык приклеивания бумаги.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать мотивацию к обучению через игру с куклой.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать любовь к маме, уважение к женщине, желание сделать приятное.

4. Здоровьесберегающие:

  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • Чередовать статические и динамические задания.
  • Соблюдать правильную посадку ребенка.

Предполагаемый результат: Ребенок научится правильно произносить звук [р] в открытых слогах в начале и конце слова.

Оборудование: Мягкая игрушка – кукла; сюжетная картинка со шторкой для упражнения на дыхание; предметные картинки для артикуляционной гимнастики (Косинова); картинки положения органов артикуляции при произнесении звука [Р]; средний мяч; картинки двух девочек; коробочка для картинок; предметные картинки со звуком [Р] в открытых слогах в начале и на конце слов из пособий Ткаченко Т.А. и Лебедевой И.Л.; крупные бусины для нанизывания, шнурок; лист картона зеленого цвета; ваза из цветной бумаги красного цвета и белые ромашки для аппликации, изготовленные ребенком заранее, серединки для ромашек; клей, кисточка, салфетка; запись песни из кинофильма «Мама», магнитофон.

Предварительная работа: Изготовление с ребенком вазы и ромашек из бумаги, путем складывания бумаги и вырезания.

Ход занятия по этапам

I. Оргмомент.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы занятия.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Динамическая пауза.
7. Закрепление изученного материала.
8. Аппликация.
III. Итог занятия. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Оргмомент

К нам пришла кукла Рада. Рада просит тебя отгадать загадку:

«В этот светлый день весны,
Дарят женщинам цветы.
А в садах и школах детки
Мамам мастерят поделки!» (ответ ребенка)

Правильно, это праздник 8 Марта – женский день.

- Кого поздравляют в Женский день? (ответы ребенка)

В Женский день поздравляют всех женщин и девочек, дарят подарки.

Сегодня у нас необычное занятие. Рада принесла цветы.

За правильно выполненное задание ты будешь брать по одному цветку.

- Как ты думаешь, что мы будем из них делать? (ответы ребенка).

В конце занятия мы сделаем подарок твоей маме.

II. Основной этап

1. Сообщение темы занятия. Вспомни, как зовут нашу гостью?

- Какой звук ты слышишь в начале имени Рада? Правильно, звук [Р].

- Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [Р] в слогах и словах.

2. Проверка домашнего задания.

а) Дыхательное упражнение «Узнай, кто за шторкой».

Рада просит тебя узнать, кто спрятался за шторкой. Чтобы узнать, кто спрятался за шторкой, нужно сделать вдох носом, длительно и плавно сдуть шторку. Щеки не надувать. (За шторкой картинка: «Мама делает уборку»).

- Кто за шторкой? (За шторкой мама).

- Что мама делает? (Ответ ребенка)

б) Мы готовимся к празднику. Поможем маме навести порядок в доме.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики с опорой на предметные картинки для артикуляционной гимнастики.

Сначала вычистим коврик. «Качели»
Выбьем пыль. «Лошадка»
Постираем и прополощем платочки. «Болтушка»
Повесим платочки на балкон. «Грибок»
Повесим шторы на окошко. «Парус»
Вытрем пыль с полочек. «Маляр»

Сколачиваем прочными гвоздиками поломанную полочку. «Барабанщик».

Ребенок получает ромашку.

3. Актуализация знаний. Повесим картину для мамы. Нам нужна дрель.

– Как звучит дрель? (Р-р-р-р-р)

Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук.

Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [Р].

Расскажи Раде: – Что делают наши губы и зубы, когда мы произносим звук [Р]? (Губы растянуты в улыбке. Зубы - на большом расстоянии).

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [Р]?

(Кончик языка поднят за верхние зубы и (вибрирует) дрожит).

– Какая воздушная струя нужна, чтобы произнести звук [Р]?

(Сильная воздушная струя идет посередине языка).

– А что делает голос, когда мы произносим [Р]? (Голос работает).

Молодец, ты правильно назвал артикуляцию звука [Р].

Ребенок получает ромашку.

4. Изучение нового материала.

а) Упражнение «Слушай, повторяй и мячом отбивай».

Поиграем с Радой в мяч. Сколько слогов произносим, столько же раз ударяем мяч об пол и ловим его (ра-ро-ры, ру-ра-ры, ро-ру-ра).

Логопед сначала сам проговаривает слоговые цепочки и отбивает их мячом, затем предлагает это сделать ребенку. Ребенок получает ромашку.

б) Игра «Подарки для Раи и Иры».

Картинка – две девочки. У Рады есть сестры Рая и Ира. Помоги Раде правильно подарить подарки сестрам. Вот коробочка с подарками. Возьми из неё картинку, назови слово, и подари Рае, если слово на картинке начинается со звука [Р]. Если звук [Р] слышен в середине слова, то картинку подари Ире. Затем повтори, у кого какая картинка?

Ребенок берет картинку, называет слово, определяет местоположение звука [Р] в слове, дарит подарок и объясняет: «Ракушка у Раи, гора у Иры» и т.п.

Предметные картинки: роза, рысь, ранец, ракушка, рыбка, робот, рубашка, перо, гора, куры, гитара, шторы, фара, кенгуру.
Ребенок получает ромашку.

5. Динамическая пауза. Произнеси чистоговорки и выполни движения, которые мы с Радой тебе покажем.

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – глубокая нора.
Ро-ро-ро – мы нашли перо.
Ру-ру-ру – скачет кенгуру.
Ры-ры-ры – мы укрылись от жары. Ребенок получает ромашку.

6. Закрепление изученного материала. Упражнение «Бусы для Рады».

У сестер есть подарки? А у Рады? Сделаем для рады бусы. Нужно придумать слово по первому слогу, а затем повторить его. На каждое правильно названное слово ты будешь нанизывать бусину.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Я прошу со слога РА мне сейчас назвать слова (ракета, рана, радуга).

Продолжаем мы игру – где слова со слога РУ? (руки, рубашка, ручей).

Близится конец игры – вот слова со слога РЫ (рыба, рынок, рысь).

Ро-ро-ро – есть слова со слога РО (робот, роза, Родина)

 - Какие красивые получились бусы, ты просто молодец!

Надень бусы на Раду. Ребенок получает ромашку.

7. Закрепление изученного материала. Игра с мячом «Один – много».

Мы с Радой назовем тебе один предмет и бросим мяч, а ты, поймав мяч, правильно назовешь много таких предметов и вернешь нам мяч.

Слова: гора, нора, штора, дыра, гитара, забор, шар, повар, топор.

Логопед называет предмет в единственном числе и кидает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч логопеду и называет предмет во множественном числе.

Ребенок получает ромашку.

8. Изготовление аппликации из бумаги под песню из кинофильма «Мама».

Посчитай, сколько у тебя ромашек. Ребенок считает: «Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек, шесть ромашек, семь ромашек».

- Научим Раду делать подарок для мамы?

Расположи вазу и ромашки так, как ты будешь приклеивать их на картон.

Теперь приклей вазу и ромашки. На каждую ромашку нужно приклеить серединку. Молодец!

- Что ты пожелаешь маме, когда будешь дарить подарок? (ответ ребенка)

Пожелаем маме здоровья, радости, добра и мира.

III. Заключительная часть занятия

- Какой звук ты учился произносить сегодня? Ребенок называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука.

- Что тебе сегодня понравилось и запомнилось на занятии?

Ты сегодня молодец, Раде очень понравилось, как ты старался, не ошибся и поэтому у тебя все получилось.

Логопед предлагает ребенку дома выучить чистоговорки (см. динамическую паузу).