Развитие критического мышления на примере метода ЗУХ (знаю, хочу узнать, узнал) на уроках музыки и музыкальной литературы)

Разделы: Музыка

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7

Ключевые слова: критическое мышление, музыкальная литература


Цели использования технологии, развитие качеств учащихся, этапы урока

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

Развитие базовых качеств личности, таких, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие аналитического, критического мышления - (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В содержании целей заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.

Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится следующим образом:

Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.

Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией.

Стадия размышления. Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.

Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН

Описание метода ЗУХ

Что такое метод ЗУХ?

«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Впервые о нем заговорили в 1986 году, после презентации Донны Огл, профессора из Чикаго. Позднее этот прием стал активно применяться в педагогической практике.

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗУХ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным».

Ниже приводится пример использования таблицы на уроке музыкальной литературы в 6-х классах по теме «Жизнь и творчество В.А.Моцарта

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что был гением

Кто обучал композитора?

Учителем композитора был его отец

Жил в Австрии

Когда он дал первый концерт?

Первый концерт дал в 6 лет

Рано умер

В каком возрасте начал обучаться музыке

С 4 лет обучался музыке

С детства писал музыку

Какие именно произведения писал?

Работал в различных жанрах симфонической музыки: опера, концерт, камерная музыка и т.д.

Умер в возрасте 37 лет

Пример таблицы «ЗХУ» на уроке музыкальной литературы

Дополнительно использующиеся методы и технологи при работе с ЗУХ на уроках музыки и музыкальной литературы

Мозговой штурм - метод, который является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма ученики высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята.

Кластер - графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Пример заполнения кластера на уроке музыки во 2 классе. Вопросами в кластере отмечены дополнительные возможные варианты ответов

Концептуальная таблица - педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод — один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.

По вертикали указывается то, что мы хотим сравнить, по горизонтали – характеристики, по которым сравниваем

Ниже – пример построения концептуальной таблицы на уроках музыки во 2 классе:

Линии сравнения

Что делает?

Какие инструменты использует?

Что получается в итоге?

Поэт

Художник

Композитор

Писатель

«Инсерт»

Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения:

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке музыкальной литературы по теме «Жизнь и творчество В.А. Моцарта»

V

+

?

В.А. Моцарт – великий австрийский композитор

Написал произведение «Женитьба Фигаро»

Петр Оглох в 54 года

Что стало причиной гибели великого композитора?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а вдумчивого. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием «Инсерт» заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

«Инсерт» довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

На стадии осмысления также используются информационно-коммуникационные технологии:

Компьютер, доска, показ фильмов, слайдов, прослушивание небольших рассказов. Но стоит помнить что работа с этими материалами не должна занимать больше 10 минут.

Главное, помнить о цели метода ЗУХ — развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

В процессе самостоятельной работы у ученика формируются навыки работы над собой индивидуальным способом. Если он не знает чего-то, то старается найти решение и выполняет задания своими силами, то есть своим умом и знаниями. Цель самостоятельной работы состоит не в том, чтобы все учащиеся во время коллективной работы выполнили задания на одинаковом уровне, а в том, чтобы всех учащихся, научить самостоятельно мыслить и выполнять предложенную работу.

Советы по работе, ожидаемый результат, оценивание

Ожидаемый результат:

Критическое мышление развивает следующие качества ученика:

  • готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
  • гибкость (восприятие идей других);
  • настойчивость (достижение цели);
  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
  • осознание (отслеживание хода рассуждений);
  • поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Инструменты оценивания:

При применении метода ЗУХ на уроках музыки и музыкальной литературы, основным домашним заданием в конце урока является подготовка презентации по теме урока с целью выяснения усвоенных детьми знаний и навыков в ходе урока.

В данном случае оцениваются:

  • Смысловое содержание презентации
  • Правильность и точность передачи полученных знаний
  • Работа в группах
  • Творческий подход (к примеру, презентация может быть выполнена с помощью флипчата, нарисована, сделана на компьютере итд)
  • Качество изложения информации учениками

Положительные и отрицательные аспекты практического применения технологии «Критического мышления» в школе на уроке музыки и музыкальной литературы

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

-ученики активны, настроены творчески и мыслят критически;
-ученики самостоятельно приобретают новые знания;
-ученикам стало легче учиться;
-приобретаются долговременные/устойчивые знания
-поощряется искренний интерес;
-удаётся избежать стереотипов;
-используется дополнительная литература;
-процесс обучения не механистичен,
достигается глубокое понимание материала

-недостаток времени в рамках традиционного урока;
-слишком много учащихся в группах;
-превалирует работа в группах и оценка индивидуальной работы затруднена;
-труднее поддерживать дисциплину;
-трудно проверить полученные учениками знания;
-развитие способностей превалирует над получением новой информации

Список используемой литературы

  1. «Применение методов критического мышления на уроках музыки в начальной школе для развития мыслительных навыков» - NSPortal.ru, учитель Закирова Г.Т., 2016 г.
  2. Статья "Развитие критического мышления на уроках музыки" https://infourok.ru/razvitie-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-muziki-2256121.html, автор учитель музыки Осипенко Г.В., 2016 г.
  3. «Использование технологии критического мышления на уроках музыки в школе», автор учитель музыки Смирнова Мария Викторовна, 2014 г.
  4. «Развитие критического мышления из опыта разработки и внедрения уроков, методов, стратегий» 2-е дополнительное пособие, авторы И.Валькова, М.Друзь, И.Низовская, О.Соболева.