Настроение: способы передачи и выражения

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, подготовительная группа, ОНР


Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью для детей старшей и подготовительной групп с ОВЗ и ОНР.

Цель:

  • развивать способность правильно оценивать настроение и состояние человека по внешним проявлениям;
  • учить использовать мимику, позы, жесты для невербального общения и в театрализованной деятельности;
  • показать, как пантомима связана с настроением и состоянием человека;
  • гендерное воспитание детей.

Оборудование:

  • карточки и иллюстрации, изображающие колобков с различными выражениями лица;
  • листы для рисования с изображением контура колобка;
  • фломастеры, карандаши для детей.

Ход занятия

Воспитатель: «Мальчики и девочки, послушайте внимательно загадку, подумайте и постарайтесь ответить верно: «Что принадлежит каждому из нас, но мы им пользуемся реже, чем другие?»

Ответ: «Имя». Из опыта работы можно сказать, что дети редко дают правильный ответ, поэтому не стоит долго ждать его от детей.

Воспитатель: «Скажите, ребята, знаете ли вы - кто ты – мальчик или девочка; знаете ли вы свое имя и может ли ваше имя принадлежать и девочке, и мальчику?»

Дети дают ответы. Если в группе есть дети, имена которых могут являются одновременно и мужскими, и женскими обратите на это внимание; если таковых нет, приведите несколько примеров: Александр и Александра, Евгений и Евгения.

Воспитатель: «Сейчас я сяду на стул. Справа от меня пусть сядут девочки. Слева мальчики». Воспитатель так же обращает внимание на то, что мальчики должны пропустить вперед девочек и только после этого занять свои места.

Воспитатель: «Девочки и мальчики, знаете ли вы, что такое настроение?» Звучат ответы детей. Как правило, дети называют, каким может быть настроение, но не могут дать определения, что такое настроение. Помогите им.

Воспитатель: «Настроение – это душевное состояние человека. Каким может быть настроение? Первыми пусть ответят девочки, затем мальчики». Ответы детей.

Уточните: настроение бывает разным – спокойным, равнодушным, веселым, грустным, злым, недовольным, радостным, серьезным, удивленным и т.п.

Спросите у детей, как мы можем выразить свое настроение, сообщить о нем окружающим? Влияет ли принадлежность к определенному полу на выражение эмоций? Кто боле эмоционален: мальчики или девочки?» Ответы детей. Воспитатель может задавать наводящие вопросы.

  • «Эмоции можно выразить словами. Например. «Я так рад!»

или «Отстаньте от меня, я на вас обиделся».

  • «Эмоции можно выразить песней. Человек в хорошем настроении всегда что-то напевает».
  • «Эмоции можно выразить цветом в рисунке».
  • «Эмоции выражаются с помощью мимики и жестов».

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением колобков (рис. № 1). «Мальчики и девочки, сегодня к нам в гости пришли колобки. Давайте, определим, какое у них настроение».

Рисунок 1

Воспитатель подводит итог: «Первый колобок – удивленный; второй - сердитый; третий - грустный, печальный; четвертый - добрый, спокойный; пятый - веселый, радостный; шестой – задумчивый. И задает ряд вопросов:

- Как вы думаете, какие чувства испытывает каждый их них?

- Как вы догадались об этом?

- Что вы заметили в мимике (выражении лица), в жестах? (положение бровей, губ, уголков рта, глаз).

- Примите позу и выражение лица как на картинке.

Далее воспитатель просит соотнести выражение лица и слова, которые говорит колобок (рис. № 2). Покажите, в каких случаях выражение не подходит к тому, что говорит колобок. Например: колобок удивлен и говорит: «Ой, что это?»; колобок злиться и говорит: «Я так рад Вас видеть!» колобок застенчивый и говорит: «Я нас обиделся!» и т.д.

Рисунок 2

Воспитатель: «Что подсказало вам ответ?» (мимика).

Воспитатель предлагает детям сделать гимнастику для лица:

- поднимите брови вверх, подвигайте ими вверх-вниз, сдвиньте их к переносице;

- надуйте щеки;

- сложите губы трубочкой, вытяните их вперед, спрячьте губки;

- улыбнитесь.

Воспитатель: «А сейчас мы потренируемся правильно оценивать состояние человека по внешним признакам и поучимся выражать свое внутреннее состояние при помощи поз, мимики, жестов. Попробуйте передать определенное настроение только при помощи жестов. Не говоря ни слова».

- Я рад тебя видеть!

- Я испуган!

- Ой, что это?

- Привет! и т.д.

Затем можно предложить детям придумать свою фразу и передать её жестами и мимикой.

В конце занятии детям раздаются листы (рис. № 3) и предлагается нарисовать настроение колобка, кто это мальчик или девочка, придумать небольшую историю.

Рисунок 3