Развитие технического творчества у старших дошкольников через кружковую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: Лего-конструирование, старшие дошкольники


Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями является основным направлением современной педагогики и утверждено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Дошкольный возраст отличается значительным своеобразием в проявлении и развитии детских способностей. Развитие творческих способностей детей - одна из актуальных задач современного образования. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта.

Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию практических умений и творческих способностей.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.

Для решения стратегической цели дошкольного учреждения, а также образовательных запросов родителей в обеспечении возможности для развития технического и творческого потенциала детей в нашем детском саду была организованна кружковая работа по направлению «Лего-конструирование», которая охватывает детей старшего дошкольного возраста.

Для работы кружка «Лего-конструирование» мною был составлен перспективный план.

Цель кружковой работы: содействие развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству путём организации их деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ программирования роботов на основе конструкторов LEGO Education WeDo 2.0.

Задачи:

  1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
    стимулировать детское научно-техническое творчество.
  2. Развивать навыки конструирования по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.
  3. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  4. Обучать основам алгоритмизации и программирования в ходе
    разработки алгоритма поведения робота/модели в компьютерной среде LEGO WeDo 2.0;
  5. Развивать творческую инициативу и самостоятельность в поиске решения поставленных задач.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Занятия в кружке проходят 1 раз, продолжительностью 30 минут во второй половине дня. Подгруппа детей состоит из 8-9 человек.

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей детей, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в подгруппах.

Для эффективной организации занятий по лего-конструированию и образовательной робототехнике в нашем детском саду были созданы следующие материально-технические условия: комната технического творчества, в которой расположены - наборы конструкторов LEGO Education WeDo 2.0, конструктор LEGO Education серии «Городская жизнь», конструктор LEGO Education серии «Технический транспорт», программное обеспечение LEGO Education WeDo 2.0, комплект занятий, технические средства обучения.

Выбор конструктора для кружковой деятельности был достаточно сложным. Компанией «LEGO Group» разработаны серии конструкторов для развлечения и досуга детей. Но выбор был сделан в пользу обучающих конструкторов «LEGO Education», которые наиболее полно соответствовали задачам кружка.

Данные конструкторы вводят детей в мир моделирования и конструирования, знакомят с первыми робототехническими решениями, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учат детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы, и применять их в своём творчестве, побуждают интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Освоение навыков робото-конструирования дошкольников происходит поэтапно:

  1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
  2. На втором этапе дети знакомятся с электронными составляющими конструктора: Смарт-Хаб, мотор, датчики движения и наклона, и соответствующими командами для программирования модели (проекы «Первые шаги»).
  3. Третий этап предусматривает исследовательскую деятельность, где ребятам предлагается усовершенствовать модель, провести ряд опытов и сделать соответствующие выводы (Проекты с пошаговыми инструкциями).
  4. На четвертом этапе предполагается коллективная работа по определенной теме, в которой ребята смогут применить полученные знания, технические навыки и творческое мышление.

Занятия кружковой работы сочетались с календарно-тематическим планом дошкольного учреждения. Так, в рамках проекта «Поможем птицам зимой!» дети строили кормушки для зимующих птиц по образцу, предварительно обсудив из чего она должна состоять, чтобы быть удобной, практичной и красивой. В этой работе дети уделили особое внимание мелким деталям, рассказали о их назначении и функции в кормушке. Ко Дню матери ребята с удовольствием придумывали красивые цветы из Лего для своей мамы, что явилось сильнейшей мотивационной составляющей на занятии. Наибольший эмоциональный отклик и интерес у детей вызвала работа по созданию новогодних атрибутов и персонажей по замыслу. Здесь  ребята в полной мере смогли проявить свою фантазию, показали свои конструкторские умения по применению и соединению деталей, тщательно продумывали образ будущей постройки.

Такая работа позволила мне как педагогу увидеть способности детей, уровень развития их конструкторской деятельности, воображения, логического мышления, способности к работе в команде. В дальнейшем эти индивидуальные особенности детей учитываются мной при проведении занятий в кружке.

Ожидаемый результат работы кружка «Лего-конструирование»:

- у детей появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, простейших моделей с использованием Lego WeDo 2.0, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;

- сформируются конструкторские умения и навыки анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

- ребенок получит начальные знания и элементарные представления о робототехнике, сможет управлять поведением роботов при помощи простейшего линейного программирования в компьютерной среде LEGO WeDo 2.0, а также сможет их усовершенствовать под определенные задачи;

- усовершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

На сегодняшний день у нас уже есть результаты: у детей сформировалось положительное отношение к робототехнической деятельности. Сейчас дети с интересом придумывают и создают свои модели, обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они научились распределять обязанности и договариваться.

Вывод: Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Презентация

Приложение

Используемая литература

1. Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). - М.; Линка Прес, 2001.

2. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Lego Wedo 2.0.

3. Программное обеспечение Lego Egucation Wedo 2.0.

4. Робототехника для детей и родителей С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

5. Фешина Е.В. Лего-конструирование. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.

6. Сайт «Мир LEGO»: http://www.lego-le.ru/

7. Журналы LEGO: http://www.lego-le.ru/mir-lego/jurnali-lego.html