Рабочая программа по дополнительному образованию "АБВГДейка" в подготовительной группе

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: рабочая программа, подготовительная группа


1. Пояснительная записка

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Рабочая программа «АБВГДейка» направлена на повышение уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка «АБВГДейка» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

Программа «АБВГДейка» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Отличительными особенностями программы кружка «АБВГДейка» являются:

1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения дошкольного образования.

2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.

3.Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода

Направленность программы

Социально-педагогическая (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2   ноября 2018 г. № 196 № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Уровень освоения программы

Ознакомительный

(соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДО г М № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г, №1308, в ред. от 08.09.2015., № 1035, в ред. От 31.01.2017г., №30,в ред.от 21.12.2018г. № 482(далее – Приказ №922)

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Особую ценность наряду с интеллектуальным развитием приобретает развитие любознательности дошкольника, которая позволяет не только наилучшим образом усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их творчески в других ситуациях. Любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность - характерные и яркие черты детей. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «АБВГДейка».

Программа «АБВГДейка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа «АБВГДейка» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательной программой по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Цели и задачи программы

Целью данной программы является создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.

2) Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.

3) Расширять общий кругозор.

4) Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Категории обучающихся

Дети подготовительной группы, 6-7 лет. (Приказ № 196)

Срок реализации программы -1 год ,36 занятий

Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая, численность 15 детей (в группе 30)

Режим занятий – 1 раз в неделю, 30 минут. (СанПин 2.4.4.3172-14)

Планируемые результаты

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.

Социально-коммуникативное развитие:

  • становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целевые ориентиры на этапе завершения занятий

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Обучающиеся будут знать: Первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (свойства воды, свойства магнита, смешивании красок).

Состав чисел в пределах 10, как решать простые задачи на сложение и вычитание; устанавливать смысловые связи между предметами.

Обучающиеся будут уметь: Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.  Исследовать и экспериментировать (на основе непосредственных наблюдений), устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Справляется с решением логических задач и ребусов; понимать задание и выполнять его самостоятельно.

Личностные:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов
  • Умение выражать свои мысли полно и точно
  • Взаимодействие с партнером.

 Регулятивные УУД

  • Целеполагание
  • Волевая само регуляция
  • Оценка

Познавательные УУД

  • Умение строить речевое высказывание в устной форме

2. Содержание программы

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие:

1. Сенсорное развитие

2. Формирование элементарных математических представлений

3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

ЗАДАЧИ:

Сенсорное развитие:

  • учить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, сравнивать предметы между собой; различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть);
  • продолжать учить использовать систему обследовательских действий;
  • формировать умение обследовать предметы разной формы, включая движения рук по предмету;
  • развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомить с разными характеристиками свойств предметов);
  • активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения, механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали, построение наглядной модели текста с его последующим воспроизведением с помощью модели;
  • продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости).

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности:

  •  способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности;
  • знакомить детей с разными характеристиками свойств предметов, дать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
  • уметь анализировать результаты наблюдений, исследований, опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой;
  • продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
  • продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением;
  • создавать условия для развития проектной деятельности ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.

Формирование элементарных математических представлений:

  • учить количественному и порядковому счету в пределах 10 и уметь правильно ими пользоваться;
  • учить систематизировать предметы по выделенным признакам;
  • различать и называть знакомые формы предметов и находить их в ближайшем окружении;
  • учить определять положение того или иного предмета по отношению к себе и к другому предмету;
  • называть дни недели;
  • в конструировании продолжать учить устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей об окружающем мире;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки;
  • развивать смысловую сторону речи;
  • разворачивать сюжет истории.

Образовательная область «Речевое развитие»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

2. Развитие всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3. Практическое овладение детьми нормами речи.

Формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развитие у детей литературной речи.

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

По развитию свободного общения с взрослыми и детьми:

  • учить пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретных ситуаций;
  • развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;
  • активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;
  • использовать форму прямой и косвенной речи в общении;
  • воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками.

По развитию всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • составлять описательные рассказы о предметах и историях их происхождения, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;
  • составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
  • анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;
  • обогащать словарь детей, необходимый для освоения всех образовательных модулей Программы:
    • отражения в речи представлений о свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
    • употребления названий обследовательских действий;
    • рассказов об участии в экспериментировании;
    • комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;
    • обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;
    • названий страны, города, символов государства и др.;
    • отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;
    • использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;
    •  чисто произносить все звуки родного языка;
    • упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов-антонимов и слов-синонимов;
    • закреплять правильное и отчетливое произношение звуков;
    • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
    • учить образовывать слова разными способами, правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные;
    •  совершенствовать диалогическую форму речи;
    • формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;
    • развивать умение составлять рассказы из личного опыта;
    • учить пользоваться новой формой речи – монологической, поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, передавать словесно содержание сказки, рассказа, картинки, впечатлений из личного опыта.

Практическое овладение детьми нормами речи:

  • продолжать учить детей формулам выражения словесной вежливости в повседневной жизни, играх;
  • учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

По формированию целостной картины мир, в том числе формирование первичных ценностных представлений:

  • формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения формировать потребность в постоянном чтении книг и их инициативном обсуждении со взрослыми и сверстниками;
  • развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний;
  • развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности.

По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия и эстетического вкуса):

  • создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие;
  • начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
  • развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др;
  • формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения;
  • формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности.

См. продолжение статьи