Урок Победы: «Наука ковала Победу!». 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., наука в годы войны


Цели: раскрыть роль науки в победе над фашизмом, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • Образовательные: повторить и обобщить пройденный материал и показать применение полученных знаний на практике.
  • Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения советской науки и народа в годы войны.
  • Развивающие: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории, умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Наглядные пособия: презентация, кроссворды.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оформление: плакаты, на военную тему.

Метапредметный урок: физика + история + химия

Вид урока: повторительно-обобщающий на основе решения задач.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Пособия: кроссворды, заготовленные на бумаге, тексты задач на бумаге для каждой группы, презентация.

Планируемые результаты в формировании УУД:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к истории страны.

метапредметные:

  • умение определять понятия, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

предметные:

  • уметь решать задачи на применение формул, применять полученные знания на практике.

План урока:
1. Организационная часть – 1 мин.
2. Этап актуализации знаний - 3 мин.
3. Этап мотивации – 6 мин.
4. Основная часть урока - 25 мин.
4. Рефлексия – 5 мин.
5. Подведение итогов. Д.З. – 2 мин.

Актуальность: чем больше времени проходит, тем меньше настоящая молодежь, знает о мужестве и героизме, которыми было завоевано наше мирное небо над головой.

Урок посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Этап актуализации знаний проводится с помощью решения кроссворда.

  1. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкость?
  2. Источник энергии при горении топлива
  3. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газ?
  4. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газ?
  5. Процесс перехода вещества из газа в жидкость?
  6. Газообразное состояние воды?

Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Д.Бруно

Учитель: Какое слово ключевое получили после работы с кроссвордом? (ПОБЕДА)

Этап мотивации

День Победы – это великий праздник для нашей страны, его празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг.

Месяц июнь 1941 года начинался как обычно. Привычный трудовой будничный день, детский смех, друзья, театр, спортивные соревнования и другие увлечения. У всех были свои мечты, интересы, планы на жизнь. Ничего не предвещало беды. Но, на рассвете 22 июня случилась беда. На нашу страну, вероломно напал враг. Началась Великая Отечественная война, которая была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины!

В конце июля 1942 г. германская армия вышла на Северный Кавказ и приступила к осуществлению плана "Эдельвейс" - крупномасштабной военной операции по овладению Кавказом. В последних числах августа после кровопролитных боев Красная Армия оставила Моздок, затем Прохладный. Гитлеровцы рвались к Грозному и Баку, к Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогам. 27 сентября немцы заняли Эльхотово, надеясь развернуть наступление на Орджоникидзе (Владикавказ). Путь к столице Северной Осетии лежал через Эльхотовские ворота (Арджинараг) - естественные "ворота" между невысокими хребтами, ограждающими с севера Владикавказскую равнину. Однако здесь немцев ждало разочарование. Несмотря на перевес в живой силе, танках и авиации, им не удалось пройти через Эльхотовские ворота.

В октябре 1942 г. фашисты предприняли обходной маневр. Форсировав Терек и пробившись в направлении Нальчик-Чикола-Дигора, германские войска начали массированное наступление на Алагир и Ардон. 2 ноября 1942 г., прорвав линию обороны севернее с. Дзуарикау, немцы заняли с. Гизель и оказались на подступах к г. Орджоникидзе. Город был переведен на осадное положение. В его предместьях шли ожесточенные бои, в которых с обеих сторон участвовали крупные воинские силы и большое количество техники.

Столица Осетии выстояла. С 6 по 11 ноября 1942 г. войска Левого фланга 9-й армии, авиация 4-й Воздушной армии с участием Северо-Осетинской бригады народного ополчения и партизанских отрядов перешли в контрнаступление. Немецкие части были разгромлены и отброшены на десятки километров. Операция "Эдельвейс" бесславно провалилась. В первых числах января 1943 г. занятые немцами территории Осетии были полностью освобождены.

Учитель. Наш урок посвятим памяти погибших солдат. А труд наш на уроке будет данью героическому подвигу солдат, отдавших жизнь за наше с вами светлое будущее! Попробуйте ответить на мои вопросы:

  1. Что помогло нашим солдатам одержать Победу?
  2. Какую роль сыграла наука в победе над фашизмом?
  3. Как бы вы хотели назвать наш урок?
  4. Знаете ли вы учёных-осетин, внёсших вклад в победу над врагом?

Ответы учащихся поощряются жетонами. Называют тему урока?

Любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию. Война - это безумно страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Сами немцы после окончания войны подтвердили, то, что наша техника и наука были на высоте требований, которые были предъявлены на то время. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!

Вся жизнь двух осетинских автономий перестроилась на военный лад - заводы и фабрики осваивали производство необходимой фронту продукции.

К концу 1941 г. была перестроена и работа завода «Электроцинк». Все это делалось для того, чтобы укрепить обороноспособность страны, помочь в защите Отечества. И эта помощь действительно была очень и очень весомой! Достаточно сказать, что каждая вторая пуля русской армии была сделана из свинца, выплавленного во Владикавказе. (в те годы г.Орджоникидзе) Усилиями рабочих и инженерно-технического состава впервые в Советском Союзе решена задача комплексного извлечения из цинковых концентратов свинца, кадмия, меди, серебра, золота и серной кислоты, из заводских отходов был получен дефицитный металл — кобальт, важнейший компонент в производстве танков.

Основная часть урока

Вопрос 1. На каком физическом процессе основано извлечение из цинковых концентратов свинца и других металлов?

Ответ. Процесс перехода вещества из одного состояния в другой называют изменениями агрегатного состояния вещества.

Вопрос 2. Почему состояния вещества называют агрегатными состояниями?

Ответ: Агрега́тное состоя́ние (от лат. aggrego «присоединяю») — физическое состояние вещества, зависящее от соответствующего сочетания температуры и давления. Изменение агрегатного состояния может сопровождаться быстрым изменением положения молекул и характера движения, подобно агрегат у. "Агрегатное" обозначает, в какой степени молекулы собраны в структуру и как от этого зависят свойства тела.

В июле 1942 г. за активную помощь фронту и производственные успехи заводу «Электроцинк» было присвоено звание «Лучший завод цветной металлургии СССР» и указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Металлурги Осетии наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав), для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для
изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.

Вопрос: Что называется процессом плавления и как получают сплавы металлов?

Учитель: За годы Великой Отечественной Войны только предприятия Орджоникидзе поставили фронту 17 тысяч минометов, 164 тысячи снарядов, 114 тысяч гранат, большое количество авиабомб, противотанковых мин и т.д.

Удалось бы достичь результатов в деле завоевания Победы без знаний научных основ производства? Ответы учащихся.

Вопрос: У пулемёта Дегтярёва после 50 выстрелов, непрерывно следующих друг за другом, температура повышалась до 120° С. Чтобы избежать ожогов, детали, которые надо было брать руками, изготавливались из дерева. Почему?

Ответы учащихся (теплопроводность).

Задача №1. Очень часто у партизан не хватало спичек для разведения огня, поэтому некоторым отрядам приходилось добывать огонь трением. Один конец деревянной палочки трётся при вращении об углубление в деревянной дощечке. Около углубления располагается сухой мох, который воспламеняется, если температура дерева достигает 200°С. Дерево – плохой проводник тепла, поэтому нагревается лишь 12 г Древесины. На нагревание идёт 40% работы человека. При этом ежесекундно в окружающую среду уходит 12 Дж тепла. Если температура окружающего воздуха 10°С, то сколько времени нужно для получения огня, если человек может развивать мощность 120 Вт? Удельная теплоёмкость дерева 2 кДж/кг°С.

Решение:

Полезная энергия Q=c m(t2-t1) -Q1=2000*0,012*(200 -10)°С = 4560 Дж

Полная работа A=N t

По закону сохранения энергии 0,4*N*t=Q

t=Q/0,4 N=4560 /0,4*120 = 95 c = 1 мин 35 с.

Задача №2. Солдатский котелок предназначен для приёма пищи в военных условиях. Армейский котелок имеет крышку-сковородку. Приспособить крышку под сковородку, безусловно, удаётся, однако надо помнить, что такой алюминий над огнём не долговечен. Несколько десятков раз на костре или горелке — и армейский котелок выйдет из строя. Объём котелка 1,3 литра, крышки 0,5 литра. Масса пустого котелка 560 г. Котелок сделан из пищевого алюминия и окрашен в зелёный цвет. Для приготовления пищи солдаты заполнили котелок водой при температуре 10°С и поместили на импровизированную печь над костром из которого идёт 45% энергии. Какова мощность печи, если через 8 минут вода закипела, причём 38 г воды выкипело?

Дано:

t1= 8 мин - время нагревания
T1=10 C - температура начальная
Т2=100 С - температура кипения
с=4200 Дж/кг*С - удельная теплоемкость воды (из учебника)
L=2.3*10^6 Дж/кг удельная теплота парообразования/кипения (из учебника)

Найти: мощность печи N - ?

Решение:

кол-во тепла при нагревании Q1=сm(T2-T1) (1)

кол-во тепла при полном испарении Q2=Lm (2)

0,45*N*t=Q

Q = Q1 + Q2

N = Q1 + Q2/0,45 *t

Физкультминутка

Движения нужно выполнять плавно.

Учитель: «Память о ВОЙНЕ должны хранить?»

Учащиеся кивают: «Да, да, да!»

Учитель: «Будем правы, если всё забыть?»

Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!»

Учитель: «В честь погибших на Войне, можем встать»?

Учащиеся кивают: «Да, да, да!»

Учитель: Будем дисциплину нарушать»?

Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!»

Учитель: «Как процесс плавления показать?»

Учащиеся расслабляются.

Учитель: Ну-ка, твёрдым телом быстро стать!

Спину выпрямить, как тот, на войне СОЛДАТ!

Учащиеся встают ровно.

Учитель: Что мы можем их смелости взамен отдать?

Учащиеся: ПОМНИТЬ, УВАЖАТЬ и ПОЧИТАТЬ!

 Учитель: Для Родины, людьми, достойными стать!

 Сядьте, будем урок мы снова продолжать!

Спокойная, положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на стабильную работу.

 Учитель: Огромную роль в годы войны сыграла прозрачная броня (или бронестекло) — броня, получаемая соединением слоёв силикатного закалённого, отпущенного, упрочнённого химическим травлением со слоями химических соединений. Назначением прозрачной брони является защита людей, вооружения и военной техники от воздействия поражающих средств — пуль и осколков боеприпасов. Получают бронестекло на основе физических процессов: кристаллизации и плавления, с последующим покрытием слоями химических соединений методом штамповки. В основе всего процесса изготовления бронестекла лежат законы физики.

Вопрос: Что называется процессом кристаллизации, удельной теплотой плавления, удельной теплоёмкостью вещества?

Учитель: Откуда же брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда их не из чего было получить?

Их делали, из чего? Из материалов, которые раньше совершенно не предназначались для такой цели.

Нафталин, например, служил всегда, чтобы убивать моль, а во время войны он стал исходным материалом для производства… взрывчатки. В дело шли подручные средства.

Задача №3. Сколько керосина надо сжечь солдату в полевых условия зимой, чтобы из льда массой 1 кг, взятого при температуре -10° С, приготовить чай?

Дано:

m = 1 кг - масса льда

С₁ = 2400 Дж/(кг град) - удельная теплоёмкость льда

ΔT₁ = 100° - нагрев льда от -100° до 0°

λ₁ = 340 000 Дж/кг - удельная теплота плавления льда

C₂ = 4200 Дж/(кг град) - удельная теплоёмкость воды

ΔT₂ = 100° - нагрев воды от 0° до 100°

q = 40 800 000 Дж/кг - удельная теплота сгорания керосина

Решение:

Для подогрева льда до точки плавления, расплавления льда, нагрева полученной воды до температуры кипения, потребуется следующее количество теплоты:

Q₁ = m(C₁ΔT₁ + λ₁ + C₂ΔT₂ )

Для передачи этого количества теплоты потребуется получить от горелки следующего количества теплоты:

 Q₂ = m q; Q₁= Q₂

откуда искомое количество керосина равно

m = Q₁/q = m(C₁ΔT₁ + λ₁ + C₂ΔT₂ + λ₂)/q

m = 1*(2400*100 + 340000 + 4200*100 ) / 40800000 = 0. 024 кг = 24 г керосина

Учитель: Применение законов физики для расчётов параметров различных процессов безгранично. После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности и физики Осетии, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Перечислю вам имена тех, кем мы должны гордиться всю жизнь:

«Осетин я знаю, хорошо. Это народ гордый, умеет постоять за Родину в любой обстановке и с большим достоинством.»
И.В.Сталин

- Тетдоев Тимофей Тимофеевич родился в 1918 году в селении Кадгарон Северной Осетии. Генерал-майор войск связи, крупный инженер, общепризнанный высококвалифицированный специалист радиотехники, радиолокации, радиоэлектроники, тактики применения средств - связи в бою..

- Бериев Георгий Михайлович - известный авиаконструктор, доктор технических наук, дважды лауреат Государственной премии, генерал-майор. Среди выдающихся деятелей Советского Союза почетное место занимает Бериев Георгий Михайлович. Возможно, его имя не известно всем и каждому, но в сфере самолетостроения – это человек-легенда. Он более чем кто-либо из его коллег преуспел в создании самолетов-амфибий, которые по сегодняшний день являются одними из лучших на планете.

- Мамсуров Юрий Георгиевич родился в 1918 году в городе Орджоникидзе. В последствие, генерал-майор инженерно-технической службы, выпускник Ленинградской Военно-Воздушной инженерной академии, старший инженер Инженерно-авиационной службы воздушной армии.

- Гутнов Батырбек Каурбекович (1901 — 1938)

Инженер, директор московского танкостроительного завода, первый осетин — кавалер ордена Ленина.

- Коцоев Айтек Бицкоевич родился в 1909 году в селении Дарг-Кох Северной Осетии. Генерал-лейтенант артиллерии, имел совершенную техническую подготовку по прикрытию с воздуха важнейших государственных объектов.

- Бритаев Хаджи-Мурат Элбас - Дукоевич родился в селении Дзуарикау Северо-Осетинской АССР в 1916 году. В последствии генерал-майор технических войск, Военно-Транспортная академия в Ленинграде, инженер железнодорожного транспорта. Во время боевых событий начальник службы заграждения и разминирования, начальник отделения разведки Управления гвардейской железнодорожной бригады. Способствовал улучшению техники минного дела в боевых условиях.

Единственный из наших земляков герой-подводник - Кесаев Астан Николаевич. Родился далеко от морских просторов в селении Дигора Северной Осетии. Капитан первого ранга, подводник, снайпер торпедной стрельбы, преподаватель высшего военно-морского инженерного училища. Умело использовал тактику морского боя.

Наши земляки вдали от фронта тоже вносили огромный вклад в Победу.

- Золоев Татаркан Магометович — геолог-нефтяник. Лауреат Государственной премии СССР (1946, 1959). Заслуженный деятель науки и техники РФ (1957), почетный нефтяник СССР (1975).

- Борукаев Рамазан Асланбекович (1899-1967) Лауреат Ленинской премии (1958), лауреат Государственной премии КазССР . Геолог, академик АН КазССР (1954), доктор геолого-минералогических наук (1954), профессор (1958), заслуженный деятель науки КазССР (1958

- Бутаева Фатима Асланбековна (1907-1992) Физик, лауреат Государственной премии .Учёная с мировым именем- Габуев Георгий Харитонович (1908—1972)

Крупный специалист в области металлургии, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудово Красного Знамени.

(Идёт поиск дополнительной информации)

- Гассиев Виктор Афанасьевич (13.08.1879 - 1963)

Заслуженный деятель науки и техники, изобретатель первой в мире фотонаборной машины (1898 год, патент #3596 от 1900 г.).

- Гуцунаев Вадим Константинович (1914—1962)

Заместитель начальника конструкторского бюро Научно-исследовательского института торфяной промышленности, лауреат Государственной премии СССР

- Дзарданов (Дзандаров) Андрей Борисович (1905—1963)

Лауреат Государственной премии СССР (1951).

Инженер-конструктор авиационных силовых установок.

(идет поиск дополнительной информации)

- Кудзиев Харитон Дзиуович (1912—1982)

конструктор-изобретатель, лауреат Государственной премии СССР (1968), присужденной за создание самолёта „БЕ-30” (идет поиск дополнительной информации)

- Токати (Токаев) Григорий Александрович (1909-2003)

Бывший главный ракетный ученый СССР, разведчик.

Осетинский народ, всегда считал себя неотделимой частью великой России, ее науки, искусства, культуры и, конечно, армии. Учёные осетины внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Молодое поколение должно знать и гордиться именами многих учёных осетин. Мы рассмотрели только открытия в области физики, верится, что во всех отраслях науки наши земляки проявили свои способности. Будем бережно хранить память о них в наших сердцах.

День победы – это великий праздник для нашей страны! Празднуют во всем мире в знак признательности нашему народу за великий Подвиг! В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив!

Почтим память всех тех, кто ковал Великую Победу ценою своей жизни минутой молчания!

Рефлексия

- Что узнал?

- Что понял?

- Чему восхитился?

- Какие выводы можешь сделать для себя?

Учащиеся заполняют таблицы. На них наклеивают смайлик, в соответствие настроению на уроке.

ЗНАЛ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

 

 

 

Оценки выставляем по полученным жетонам по мере работы.

Форма жетона

Заключение

Учитель: Наука в годы войны, основные свои силы обратила на помощь фронту. Прежде всего, внимание учёных и разработчиков уделялось вооружению: ведь необходимо было не только обеспечить армию и флот достаточным количеством технических средств и вооружений, но и превзойти противника по качеству боевой техники. Преимущественное внимание учёных к вопросам, непосредственно связанным с войной, позволило организовать помощь фронту и тылу по самым различным направлениям. Тесная связь науки с производством стала одним из источников победы Советского Союза над агрессором.

Сегодня город воинской славы – Владикавказ манит красотой улиц и скверов. И мало кто из живущих в нём помнит уже, каким был город более семи десятилетий назад, и кто ковал эту Великую Победу! Молодые поколения пытаются осознать: почему, за какие заслуги городу Владикавказу присвоено столь почетное звание города воинской славы? А между тем, в трудные ноябрьские дни 1942 года решалась судьба столицы Северной Осетии, так как враг стоял у её стен. Звание "Город воинской славы" присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Весь народ Осетии встал на защиту Родины! Много учёных осетин - физиков внесли свой вклад в Великую Победу и мы о них должны знать и не забывать! Светлая, им Память!

Всегда будем помнить об их великом Подвиге!

Домашнее задание

1. Написать эссе о значении науки в победе в войне 1941-1945 г.

2. Разработать проект на тему «Техника военных лет».

Звучит музыка «День Победы»

Ресурсы

1.http://iratta.com/materials/novaya/3142-osetija-v-velikojj-otechestvennojj-vojjne.html

2.https://fb.ru/article/254469/beriev-georgiy-mihaylovich-biografiya-i-foto

3.Худалов Т.Т. «Северная Осетия в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.» Владикавказ, 1992 г.