Мастер-класс "Твори, познавай, действуй!". Сценарий методического мероприятия

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 4


Пояснительная записка

Задачи:

  • познакомить коллег с этапами технологии ПД
  • показать возможности использования технологии ПД

Тема является достаточно актуальной:

  • проблемный диалог универсален, т.к. реализация деятельностной технологии возможна на любом предмете и любой ступени обучения;
  • проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбо­ра методов, форм и средств обучения;
  • соответствует структуре современного урока;
  • соотносится с требованиями ФГОС.

Мастер-класс проводится по 2 линиям:

  • организационной - этапы технологии
  • содержательной - ценностные ориентиры стандарта, которые являются основой достижения личностных результатов и ключевой составляющей курса ОРКСЭ

Мастер-класс выстроен в режиме диалога. Использование притчи, приёма незаконченного предложения выводит участников мастер-класса на первичное знакомство с технологией и совместное формулирование темы.

На этапе актуализации знаний используется фрагмент мультфильма, образ выпускника, чтобы выйти на проблему. В технологии это соотносится с побуждающим диалогом.

На этапе открытия нового знания организуется работа с категориями ценностей. Цель этой работы: прийти к осознанию, как педагоги должны действовать в одном понятийном аппарате, но при этом не исключается личность самого педагога, у которых есть своя шкала ценностей.

На этапе применения нового знания предлагается соотнести модель выпускника с ценностными ориентирами в форме диалога, который в этой технологии называется подводящий. В данном случае, подводящий в внутреннему диалогу участников мастер-класса, их пониманию, насколько важна личность педагога в достижении личностных результатов образования.

На завершающем этапе мастер-класса организуется работа по закреплению этапов технологии, обозначаются преимущества и возможности технологии, что являлось изначально целью мастер-класса.

Итоги подводятся с помощью приёма «цитатная рефлексия», где вновь предоставляется возможность участникам выразить своё мнение. У каждого осталась памятка с технологической картой урока и ссылками со специальной литературой.

Мастер-класс

Здравствуйте коллеги, приглашаю вас на мастер-класс «Твори, познавай, действуй!» Начать я хочу с притчи. Послушайте и скажите, в чём её смысл.

Слайд

Один Учитель и один Хранитель вместе управляли монастырем. Хранитель был в годах, и пришел день, когда он умер, и надо было найти ему преемника. Учитель собрал всех послушников, чтобы избрать среди них самого достойного. — Я поставлю вас перед проблемой, — сказал учитель, — кто первым ее решит, тот и станет новым Хранителем. Он установил в центре зала скамейку, на нее — большую красивую фарфоровую вазу с прекрасной розой и продолжил: — Это и есть проблема. Послушники с удивлением рассматривали то, что находилось у них перед глазами: сложные и странные рисунки на фарфоре, цвет и форму лепестков розы… «Что все это значит? — думали они. — Какая загадка кроется за всем этим? Что делать?» Все пребывали в недоумении. Спустя несколько минут один ученик встал, посмотрел на Учителя, других учеников, подошел к вазе, поднял ее над головой и разбил об пол. — Вы будете новым Хранителем, — сказал Учитель и объяснил остальным, — Я выразился очень ясно, сказав, что перед нами проблема. Не важно, как красиво или заманчиво она выглядит — проблемы существуют, чтобы их решать.

Так в чём смысл притчи?

Можно думать о проблеме, но, как правило, это, ни к чему не приводит. Справиться с проблемой позволяет только действие. Я не случайно начала с притчи, потому что основные понятия, на которые мы будем опираться - это проблема и диалог.

Слайд

ПРОБЛЕМА - это…продолжите. ( Дело, вопрос, задача, загадка, трудность, препятствие, затруднение, предмет обсуждения)

ДИАЛОГ - это…продолжите. (Разговор, беседа, переговоры, совещание, собеседование)

ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ – это…(обмен мнениями)

А технология проблемного диалога?

(Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечива­ющий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.)

Какое здесь ключевое понятие? (технология)

Слайд

Цель мастер-класса: познакомить с особенностями и возможностями технологии «Проблемного диалога», автором которой является Елена Леонидовна Мельникова.

Слайд

Технология деятельностного типа активно используется в образовательной системе «Школа 2100», поэтому педагоги, которые работают с учебно-методическим комплексом системы, с технологией, как правило, знакомы. Она является универсальной и даёт учителю широкие возможности выбора методов, приёмов и средств обучения.

Деятельную часть предлагаю провести в форме урока по этой технологии.

Я уверена, что ФГОС, уважаемые коллеги, знаком вам не понаслышке. Какие группы результатов заложены в ФГОС? Вы абсолютно правы.

Это:

  • Предметные
  • Метапредметны
  • Личностные

Слайд

Предлагаю вам посмотреть мультфильм и высказать предположение, о какой группе результатов пойдёт речь сегодня на уроке.

Слайд (мультфильм точка-точка-запятая) ...

Да, речь сегодня пойдёт о личностных результатах образования в соответствии с ценностными ориентирами начального образования по ФГОС. Их вы видите на слайде презентации.

Слайд

Ценностные ориентиры начального образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности;
  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Это был этап актуализации знаний.

У авторов мультфильма, на мой взгляд, легко получилось нарисовать портрет маленького человечка. А каким вы видите портрет младшего школьника? Предлагаю поработать в группах или индивидуально. (на столах материалы) (Приложение 1)

Подпишите, пожалуйста, качества личности выпускника начальной школы. Время для работы 2 мин. (выполняют под музыку)

Хотелось бы такого выпускника видеть? (есть ли учителя не начальной школы, каким вы бы увидели пятиклассника, пришедшего из начальной школы).

Это был этап создания проблемной ситуации.

А возможно ли, на ваш взгляд, получить такой результат?

Предположите, а что нужно делать? (какие механизмы, подходы, условия, чтобы приблизиться к идеалу)

Спасибо за ваши предложения.

Мы видим идеал, но испытываем затруднения в путях, способах достижения.

Слайд

Мы сформулировали проблему и высказали свои гипотезы о представляющей вами модели выпускника с помощью побуждающего диалога.

А моя гипотеза в том, что решению этой проблемы способствует, в том числе и технология ПД.

Формы работы на этом этапе могут быть разнообразные: фронтальные в парах, группах, в виде мозгового штурма.

Учитель, реализуя стандарт, задаётся вопросом, как учить, ради чего учить, чему учить? С точки зрения личностных результатов и формирования идеальной модели выпускника начальной школы ориентиром выступают общечеловеческие ценности, но все ли мы их понимаем одинаково. Предлагаю в группах или индивидуально определить содержательный смысл, заложенных в стандартах ценностей и их проранжировать для себя. Время для работы 4 мин. (выполняют под музыку)

С какой целью в стандарте даётся трактовка ценностей? (чтобы все говорили на одном языке) напр. «добро».

Сравните с тем, что у вас получилось.

Слайд

Мы провели этап открытия нового знания, и у нас получилась опорная таблица.

А с какой целью я попросила вас проранжировать? (одно дело стандарт, а другое личностное отношение педагога к стандарту, т.е. ряд приоритетов расставляет и сам учитель... это ответственность)

Какая ценность у вас на первом месте... Почему?

Рассмотрев портрет выпускника, поработав с ценностными ориентирами, можно ли это наше «условно» новое знание применить к первоначальному образу? Какие качества личности и ценности, о вашему мнению, можно соотнести? (соотносят...)

Это был этап применения нового знания.

Слайд

Заключительными этапами технологии являются подведение итогов и домашнее задание.

Какова была проблема нашего обсуждения? (как формировать идеального выпускника).

Нашли ли вы ответы в ходе нашей работы? (ориентация на ценности)

Мы видим идеал, но испытываем затруднения в путях, способах достижения, но технология способствует решению ...

Цель мастер-класса познакомить вас с технологией деятельностного типа, которая реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Я провела вас по всем её этапам, поэтому просьба обратиться к технологической карте урока и определить порядок этапов урока по технологии ПД. Проверьте...

  • Можно ли технологию использовать как механизм в решении проблемы, которую мы обозначали?
  • Какие преимущества или возможности вы увидели? (проявляли творчество, сотрудничество, диалог, личное участие всех)

Таким образом, технология ПД способствует формированию всех групп УУД.

Слайд

Какой из этапов технологии мы не прошли в мастер-классе?

Какое бы вы хотели получить домашнее задание? А моё задание не задание, а пожелание - попробовать применить технологию в своей практике. В ваших материалах есть рекомендательная литература.

И возможно, многие проблемы или педагогические затруднения будут решены.

Слайд

Любой урок я заканчиваю рефлексией. И вам я предлагаю выполнить эту работу: прошу вас прочитать цитаты и выбрать ту, которая отражает ваше отношение к мастер-классу, к нашей совместной деятельности.

Спасибо за сотрудничество!

Технологическая карта урока

Рекомендуемая литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение. http://pdo-mel.ru

2. ОС «Школа 2100». http://school2100.com