QUIZ – интеллектуальная игра "Россия эпохи Петра I"

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 8

Ключевые слова: интеллектуальная игра, реформы Петра I


Цель:

актуализировать и обобщить знания обучающихся по истории эпохи правления и основных реформах Петра I в игровой занимательной форме.

Задачи: коррекционно-образовательная

обобщить и систематизировать знания обучающихся в форме интеллектуальной игры Квиз «Россия эпохи Петра I».

коррекционно-развивающая

развивать и корригировать мышление на основе формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности.

коррекционно-воспитательная

повысить интерес обучающихся к истории России, формировать и развивать коммуникативную компетенцию обучающихся на основе групповой интеллектуальной работы.

Планируемые результаты:

  • предметные компетенции: расширение знаний об историческом прошлом России;
  • метапредметные: развитие умения анализировать информацию, применять навыки логического мышления, умение общаться с равными себе и со взрослыми людьми, работать в команде;
  • личностные: повышение интереса детей к самообразованию, самосовершенствованию и личностному росту, развитие чувств гордости за свою страну и в тоже время чувства ответственности за ее будущее;
  • коммуникативные: приобретение опыта публичного выступления и опыта работы в команде.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с использованием интеллектуальной игры Квиз.

Содержание урока: соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно обучающимся.

Предмет: история.

Класс - 8 класс (обучающиеся с ЗПР)

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный с применением элементов педагогических технологий:

  • интеллектуальная игра quiz в переводе с английского означает «викторина». Игра представляет собой интеллектуально-развлекательную битву, не требующую особой предварительной подготовки. В ходе игры участники должны ответить на поставленные вопросы в условиях ограниченного времени;
  • технология группового и творческого взаимодействия - элементы технологии рассадки обучающихся за столом. За одним столом (сдвоенными ученическими партами) сидят 4 ученика: те обучающиеся, что сидят рядом, называются «партнерами по плечу», а те, что сидят напротив – «партнерами по лицу». Такая рассадка дает обучающимся возможность видеть друг друга, а не спины одноклассников, работать в паре, работать в группе и отвечать на вопросы коллективно;
  • элементы проведения рефлексии по технологии «Кубик Блума» - прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Для проведения рефлексии используется обычный бумажный куб на гранях которого написаны вопросы;
  • ИКТ технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Россия эпохи Петра I», раздаточный материал (конверты с пазлами, таблица «Дворцовые перевороты»), бланки с вопросами, бланки для жюри, аудизаписи.

Ход урока

1. Организационный момент

— Добрый день, ребята! Какой сегодня прекрасный день. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Желаю вам активной работы в течение всего урока.

— На прошлом уроке вам было дано домашнее задание: сформировать команды участников игры — две команды, по 4 человека. Каждой команде необходимо было выбрать капитана команды, задача которого будет состоять в организации согласованной деятельности команды во время игры. А так же необходимо было придумать название команде, которое соответствует изучаемому разделу, девиз и эмблему для своей команды.

— Давайте познакомимся с командами. В нашей игре участвует 2 команды: команда «Гардемарины», капитан команды …….. и команда «Виктория», капитан ……(Представление команд, знакомство с капитанами, девиз команд).

II. Сообщение темы урока

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С.Пушкин)

— Как вы думаете, о ком идет речь? (О Петре I)

— Правильно! Я неслучайно начала с этого эпиграфа, потому что наш урок-игра будет посвящен 350-летию со дня рождения Петра I. За годы своего правления Петр I провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. Наш урок итоговый в системе уроков об эпохе Петра Первого.

Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Ответ обучающихся - «Россия эпохи Петра I».)

— Правильно, тема сегодняшнего урока «Россия эпохи Петра I».

— Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (Ответы обучающихся: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи, основных реформ Петра I).

— Наш урок будет проходить в форме интеллектуальной игры Квиз. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания.

III. Актуализация опорных знаний и представлений

— Кто знает, что такое Квиз?

— Сейчас об этой игре нам расскажет Юлия А., которая подготовила сообщение.

Сообщение обучающегося: Квиз — это командная интеллектуально-развлекательная игра, не требующая предварительной подготовки, но имеющая ряд условий проведения.

Впервые игра появилась в Великобритании в 1970 году. Эта игра популярна сейчас в России среди молодежи, и она набирает всё большую популярность.

IV. Ход игры

— Давайте и мы с вами попробуем свои силы в этой игре. Для этого нам необходимо ознакомиться с правилами игры.

Правила игры:

  1. Игра состоит из 7 раундов.
  2. В каждом раунде разное количество вопросов.
  3. Время на обдумывание каждого раунда 2 минуты.
  4. Все ответы фиксируются в бланке. Бланк сдается на проверку жюри после каждого раунда. (приложение 1)
  5. Между раундами делается пауза – 1 минута.
  6. Подведение итогов и награждение сразу после игры. Жюри сверяет ответы команды с бланком правильных ответов (приложение 3).
  7. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
  8. После каждого раунда (после сдачи бланков с ответами) командам и всем присутствующим будут предоставлены ответы. Каждая команда может сверить свои варианты ответов.
  9. В конце урока экспертное жюри подводит итоги и награждает победителей и участников.

— Сегодня за ходом проведения игры внимательно будет следить уважаемый Сенат, позвольте представить:
1)
2)
3)
(Члены жюри обеспечиваются критериями оценки ответов, заранее подготовленными учителем.)

Структура игры

Игра состоит из 7 раундов, отражающих деятельность и основные реформы Петра I:

Россия эпохи Петра I

— Если всем понятны условия, то мы можем начинать. Итак, первый раунд.

Раунд I. Разминка «Петра творенье»

— Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить. За каждый правильный ответ – 1 балл. Ответы записать в бланк № 1. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам).

  1. На какой реке стоит г.Санкт-Петербург? (Нева)
  2. Кто, по древней легенде, охраняет город Санкт-Петербург? (Львы с золотыми крыльями)
  3. Как называется памятник, установленный в честь Петра I? (Медный всадник)
  4. Как фамилия Петра I? (Романов)
  5. Какого роста был Петр I? (2м. 4 см.)
  6. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)
  7. Именно этот титул принял Петр I после победы над Швецией в 1721 г. (Император Всероссийский)
  8. Указом Петра 1 в 1700 году вводилось новое летоисчисление. С какого числа и какого месяца оно начиналось? (1 января)
  9. Часть света, в которую Пётр I «прорубил окно». (Европа)
  10. Что запрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху? (Жениться)

Обсуждение в команде осуществляется в парах («сильный ученик» + «слабый ученик»), затем каждая пара предлагает свой вариант ответа, выбирается лучший и вносится в бланк ответа.

Раунд II. «Военная реформа»

Задание на коррекцию и развитие когнитивных навыков и мелкой моторики.

— Ребята, послушайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина.

И грянул бой. Полтавский бой!..
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
А.С.Пушкин «Полтава»

— Как вы думаете, какой битве в ходе Северной войны А.С. Пушкин посвятил это стихотворение? (Полтавской битве)

— По каким словам или словосочетаниям вы это поняли? (Полтавский бой, швед, русский).

— В каком году это произошло? (1709 г.)

Вам необходимо собрать пазл «Полтавская битва». За правильно выполненное задание – 1 балл.

Раунд III. «Социальные реформы»

Задание на коррекцию и развитие долговременной памяти.

— Петр I вернувшись из путешествия по Западной Европе привёз материальные новшества, ставшие со временем привычными в нашей повседневной жизни. (Учитель вносит черный ящик.)

— Перед вами черный ящик. Вам необходимо определить 4 предмета, которые находятся в чёрном ящике, и записать ответ в бланк № 6. Время на обдумывание – 1 минута (время засекается по песочным часам). Время пошло.

(Передав бланк жюри, учитель показывает, что находится в чёрном ящике. Это чай, кофе, картофель, табак)

Раунд IV «Экономические реформы»

Задание на коррекцию и развитие мышления на основе соотношения конкретного из общего: объясни понятие.

— В связи с проведением реформ в эпоху Петра I появилось очень много новых понятий. Вот только некоторые из них: подушная подать, губерния, Сенат, мануфактура, меркантилизм, работные люди, Синод, регулярная армия.

— Перед вами набор разрезных карточек. На одной стороне написаны термины и значения, а на другой изображение картины. Вам необходимо соотнести термины и их значения. А проверить правильность выполненного задания, можно перевернув карточки и получив собранную картину. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам). Время пошло. За выполненное задание – 1 балл.

На команду дается четыре карточки, каждый выполняет свое задание.

Задание для команды «Гардемарины»

Мануфактура

предприятие, основанное на ручном труде.

Подушная подать

основной прямой налог, взимаемый со всех лиц мужского пола.

Губерния

основная административно-территориальная единица.

Сенат

высший государственный орган, подчиненный императору.

Задание для команды «Виктория»

Меркантилизм

политика активного торгового баланса

Работные люди

рабочие на промыслах и в промышленности

Синод

высший государственный орган, занимавшийся церковными делами.

Регулярная армия

армия, созданная на основе рекрутской повинности

— Как вы уже заметили, большая часть понятий связана с экономическими реформами.

— Как экономическая политика Петра I связана с историей нашего края? (Появление металлургических заводов, усиление налогового гнета и произвол чиновников)

— Как простой народ реагировал на происходящие в стране изменения? (Поднимался на восстания)

Поэтому наш следующий раунд называется «Реакция народа на реформы».

— Как вы уже заметили, большая часть понятий связана с экономическими реформами.

— Как экономическая политика Петра I связана с историей нашего края? (Появление металлургических заводов, усиление налогового гнета и произвол чиновников)

— Как простой народ реагировал на происходящие в стране изменения? (Поднимался на восстания)

Поэтому наш следующий раунд называется «Реакция народа на реформы».

Раунд V. «Реакция народа на реформы»

Задание на коррекцию и развитие внимательности.

— Перед вами 4 картины, изображающие народные восстания эпохи Петра I. Вам необходимо каждому из вас определить, какое восстание в ряду лишнее и почему? Результаты записать в бланк ответов № 2. За правильно выполненное задание -1 балл.

— Чтобы получить дополнительный балл в этом раунде, вам необходимо назвать причины башкирского восстания. Будьте внимательны. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам). Время пошло.

(Задание на бланках)

V. Физминутка

Мы много работали и нам необходимо отдохнуть. Для этого мы проведем небольшую физминутку:

Физминутка по снятию усталости глаз, улучшению зрения и исправления осанки.

VI. Продолжение игры

Раунд VI. «Реформы в сфере культуры»

Задание на коррекцию и развитие слухового восприятия.

— Петр I был патриотом России. При Петре I культура заняла новое место в духовной жизни общества.

— Ребята, как вы считаете, кто такой патриот? (Это тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на подвиги во имя интересов своей родины)

— Как вы считаете, тема патриотизма актуальна в наши дни? (Ответы детей)

— Правильно, ребята, в преддверии 75-летия Победы в Великой отечественной войне патриотическое воспитание приобретает особое значение. Этому событию посвящено много песен и мелодий. Поэтому и у нас в игре есть музыкальный раунд.

— Сейчас вы прослушаете известные мелодии военных лет. Вам необходимо узнать, что это за мелодии и вписать название песни в бланк ответов № 4. Каждая мелодия будет повторяться 2 раза. За каждую угаданную композицию получаете 1 балл.

1. «Катюша»

2. «День победы»

(Включается аудиозапись)

Раунд VII. «Дворцовые перевороты»

Задание на соотношение конкретного из общего

— Петр I относится к выдающимся деятелям Русского государства, которые определили путь развития страны на длительное время. Благодаря его реформаторской деятельности поднялся статус России до уровня передовых европейских государств.

— После смерти Петра I началась борьба за престол и в течение 37 лет сменилось 7 правителей. Это явление получило название «Дворцовые перевороты». Вам необходимо в таблице соотнести имена и портреты правителей России. Не забывайте, что вы работаете в группах. Поэтому, прежде чем выполнить это задание, советуйтесь друг с другом. Будьте внимательны. Время на обдумывание – 2 минуты (время засекается по песочным часам). Время пошло.

- Итак, это был последний раунд интеллектуально-развлекательной игры квиз — «Россия эпохи Петра I». Пока наше жюри подводит итоги, мы проведем с вами рефлексию.

VII. Рефлексия. Кубик Блума

— Каждая команда по очереди подбрасывает кубик, на гранях которого написаны начало фраз. Вам необходимо продолжить (обучающиеся отвечают).

Вопросы:

  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я знаю…
  • Я узнал…

— Итак, Сенат готов огласить результаты сегодняшнего состязания. И слово предоставляется………

VIII. Итоги урока

— Мы искренне поздравляем победителей сегодняшней интеллектуально-развлекательной игры Квиз, которая стала команда……….., набравшая больше всего баллов. (Награждение участников орденами.)

— Отлично, ребята! Вы хорошо знаете историю времен эпохи Петра I. Какие выводы мы можем сделать по итогам проведенного урока-игры? (Ответы обучающихся: проведенные Петром I преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр I за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше.)

Правильно, молодцы! И дело не в том, кто сегодня победил, а в том, что вы показали хорошие знания и слаженную работу в команде.

IX. Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

  1. Рисунок на тему «Петровская эпоха» - желающим получить дополнительную «4».
  2. Составить кроссворд на тему «Реформы Петра I» - желающим получить дополнительную «5».

И в конце урока я хочу вам пожелать:
Пусть каждый день и каждый час,
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!

Спасибо за внимание!