Контроль и диагностика уровня сформированности УУД

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: универсальные учебные действия, контроль УДД


Актуальность исследования

Целью и смыслом современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. В связи с новыми задачи образования в Фундаментальное ядро содержания общего образования включены универсальные учебные действия. УУД понимаются, как умение учиться, как способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. Уровень сформированности этих действий является основным критерием результативности освоения содержания образования.

Основная идея инициативы

Создание оптимальной системы контроля и диагностики при определении уровня сформированности УУД.

Ссылка на страницу сайта ОО с полным текстом проекта

http://tiksi-sosh1.ucoz.ru/

1. Анализ социокультурной ситуации

МБОУ «Тиксинская средняя общеобразовательная школа №1» является одним из старейших образовательных учреждений Булунского района Республики Саха (Якутия). 1936 г. – год основания школы, 1947 г. – выстроено деревянное двухэтажное здание школы, 1964 г. – введено в эксплуатацию каменное трехэтажное здание. Поселок, в котором находится школа, является небольшим населенным пунктом с малой численностью населения, большой миграцией, как в пределах улуса, так и за его пределы. Национальный состав учащихся: русские – 21%, якуты – 20,5%, эвены – 10%, эвенки – 31%, др. – 18%.

Всего в школе – 11 классов-комплектов, 196 учащихся, в начальной школе обучается - 91, в средней – 83, в старшей школе – 22 учащихся.

В соответствии с социальным заказом образовательное учреждение обеспечивает стабильный уровень успеваемости и качества знаний обучающихся:

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

Медалисты

золото

серебро

2012-2013

98,9

29,7

-

2

2013-2014

99,4

36,05

-

3

2014-2015

100

31,8

-

-

Педагоги школы своевременно проходят курсовую подготовку, в том числе по вопросам внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО, успешно аттестуются, повышают квалификационные категории.

Учебный год

Количество учителей

Количество учителей, имеющих соответствие занимаемой должности или 2 кв. категорию

Количество учителей I квалификационной категории

Количество учителей высшей квалификационной категории

2012-2013

18

4

7

7

2013-2014

18

3

8

7

2014-2015

20

5

7

8

2015-2016

17

6

5

6

Учащиеся постоянно участвуют в улусных предметных олимпиадах, в дистанционных олимпиадах регионального, Федерального и международного уровней. Ежегодно принимают участие в НПК школьников и НПК младших школьников.

Профессиональный уровень педагогического коллектива позволяет делиться опытом с коллегами. Лауреаты Республиканского профессионального конкурса «Учитель года» - 2 учителей, лауреаты муниципального этапа профессионального конкурса «Учитель года» - 4 учителей, Грант Президента РС (Я) – 2 учителей. Регулярно педагоги нашей школы публикуют свои работы в республиканском журнале «Народное образование», «Первое сентября», на сайте www.infourok.ru. С 2013 года учителя нашей школы принимают участие в профессиональной деловой игре Учитель-Профи.

Материально-техническая база школы соответствует требованиям ФГОС, позволяет использовать новые ИКТ технологии, разрабатывать и создавать проекты.

МБОУ «ТСОШ №1» реализует Образовательные программы НОО, ООО, СОО. С 2010 года МБОУ «ТСОШ №1» реализует ФГОС НОО (приказ МО РС (Я) №01-08/1102 от 8.07.2010 г. Творческая группа учителей начальных классов нашей школы начала свою деятельность с освоения УМК «Планета Знаний». Все учителя начальных классов прошли фундаментальные курсы по ФГОС НОО, регулярно становились участниками педагогических чтений, семинаров. На заседаниях МО начальных классов обсуждали задачи, поставленные перед школой.

Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием видов универсальных учебных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

В результате реализации проекта учителя – участники проекта повысят своё профессиональное мастерство, у обучающихся начальной школы – участников проекта будут сформированы универсальные учебные действия на уровне требований новых образовательных стандартов.

2. Проблематика проекта

Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, которые будут получены на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, как в основном было раньше, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, учитель начальных классов должен не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация школами предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников. Показателем наличия в школе системы оценки метапредметных результатов будет наличие в арсенале педагога инструментария оценки УУД.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребёнка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. С универсальными учебными действиями, их формированием и оценкой теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.

Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью – всё это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и предметом измерения и оценки.

Конечно же, всё перечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки невозможно полностью. Знания ребёнка по тому или иному учебному курсу можно проверить с помощью вопросов, заданий, решения различных учебных задач в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля. Оценить уровень выполнения контрольной работы учеником можно с помощью понятных и привычных педагогических критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). А как измерить метапредметные результаты? Годятся ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества предметных знаний для измерения универсальных учебных действий? Для достижения этой цели необходимо разбираться в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению уровня их развития и сформированности, ориентироваться в особых измерительных инструментах.

3. Основная идея проекта. Образовательные цели и задачи проекта

В решении задач, поставленных перед современной школой, большое значение придается непрерывному систематическому отслеживанию результатов обучения учащегося. Встает вопрос об инструментарии, позволяющего реально оценить уровень сформированности УУД.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Цель проекта: в условиях сложившегося опыта обучения создание непрерывной системы контроля и диагностики сформированности универсальных учебных действий младших школьников на уровне требований ФГОС, направленную на развитие индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Создать модель выпускника начальной школы, обучавшегося по УМК «Планета Знаний», в части сформированности универсальных учебных действий, ориентируясь на планируемые результаты;
  • Создать инструментарий для определения уровня сформированности УУД;
  • Систематически диагностировать степень сформированности универсальных учебных действий младших школьников – участников проекта;
  • Использовать данные карты личностного интеллектуального роста (далее ЛИР) для развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося и/или корректировки траектории развития;
  • Обобщить педагогический опыт учителей начальных классов, достигших высоких показателей в формировании универсальных учебных действий и предметных знаний, умений, навыков младших школьников.

4. Психологическая концепция проекта

Используемая система контроля и диагностики сформированности УУД должна быть направлена на создание комфортных психолого-педагогических условий.

Специфика данной системы такова, что педагоги участвуют в создании условий для благоприятного развития младшего школьника, а для учащихся с ОВЗ своевременного оказания психологической и педагогической помощи.

На проектировочном этапе:

  • Анализ психологических условий реализации проекта;
  • Прогнозирование результативности с точки зрения влияния на психологическое здоровье и развитие ребенка;

На организационном этапе:

  • Разработка модели выпускника в части сформированности универсальных учебных действий в соответствии с нормативной моделью психического развития ребенка;
  • Прогноз позитивных и возможных негативных последствий контроля и диагностики сформированности УУД;

На этапе реализации проекта:

  • Выявление проблемных зон внедряемого проекта;
  • Консультирование педагогов, помощь в преодолении и затруднении;
  • При необходимости внесение корректив;

На этапе рефлексии:

  • Анализ показателей карты ЛИР каждого обучающегося;
  • Использование показателей карты ЛИР для дальнейшего планирования индивидуальной траектории обучающегося;

5. Описание способа (механизма) реализации проекта

Для начальной ступени образования разработано разнообразное методическое обеспечение формирования планируемых результатов образования и демоверсии всех видов проверочных работ (предметных, комплексных, диагностических), овладение которыми должно составить основу стандарта готовности педагогов к внедрению ФГОС нового поколения. Его можно представить в виде таблицы, заполнение которой поможет педагогу создать индивидуальный план подготовки к введению ФГОС, руководителю МО – спланировать систему работы МО, а администрации ОУ получить чёткие критерии готовности учителей к введению Стандарта.

Опираясь на имеющееся методическое обеспечение, учитель может разработать свою систему контроля планируемых результатов освоения ООП, создать инструментарий, разработать критерии оценки достижений.

В течение года промежуточные предметные и метапредметные результаты вносятся в сводную таблицу достижений. При составлении проверочных работ используются такие формы заданий, которые направлены на применение обучающимися универсальных действий. Диагностические работы проводятся по разделам или по разделам и темам. Каждая такая работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Все задания позволяют установить уровень освоения общеучебных и метапредметных умений. Первая часть работы показывает освоение предметных знаний, вторая — метапредметных. В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую степень сложности. Они соотносятся с планируемыми результатами учащегося данного класс, формируемыми при изучении конкретного предмета. Все умения, проверяемые в основной и дополнительной части работы, оцениваются по диагностической шкале, которая есть после каждой части любого варианта работы. Например,

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

 

 

 

 

 

Выполнение каждого задание фиксируется учителем в процентном отношении, потом общее число суммируется и делится на количество заданий. Таким образом, учитель получает итоговый результат, который переводит в оценку, в соответствии с инструментарием. В целом данные работы позволяют учителю провести достаточно быструю проверку знаний и умений на первых этапах изучения разделов курса, своевременно выявить ошибки. Это повлияет на повышение результативности обучения. Учащиеся, допустившие ошибки имеют возможность сделать работу над ошибками, а затем частично или полностью выполнить другой вариант работы.

Предметные и метапредметные результаты после проведения каждой диагностической работы учитель отмечает в таблице достижений. Отмечая без разрывов выполнение заданий от работы к работе, можно на конец года получить общую картину сформированности метапредметных умений.

Пример таблицы предметных и метапредметных достижений по математике в 1 классе. Каждое задание проверочной работы маркируется и вносится в левую колонку таблицы вместе с предметными и метампредметными умениями.

Достижение предметных результатов по математике

Проанализировав таблицы достижений по итогам года по всем учебным курсам можно выявить общий уровень сформированности УУД.

Это позволяет отследить индивидуальный прогресс каждого обучающегося, скорректировать работу с детьми как одаренными, так и с ОВЗ.

1. Этапы реализации проекта

2. Предполагаемые результаты

Содержательная система контроля и оценки знаний и умений учащихся сможет предусмотреть выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов и не допустит сравнения с другими детьми.

Карта ЛИР позволит продемонстрировать индивидуальный прогресс или определить этап, на котором находится ребенок в данный момент времени.

Возможность учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части УУД и при желании – на пересдачу подобной работы с целью подтверждения более высоких уровней достижений.

При правильном определении целей достижения и способов их проверки Сводные ведомости по предмету дадут учителю всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных обучающихся, достигли учитель и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

3. Критерии оценки предполагаемых результатов

Творческая группа учителей, работающих над данным проектом считает, что работу данной системы контроля и диагностики сформированности УУД можно оценить положительно, если:

  • способствует личностному развитию каждого ученика на основной ступени обучения;  обеспечивает процесс развития самооценки и образовательной рефлексии; развитие образовательной мотивации школьников;  создаёт условия для предупреждения и раннего эффективного преодоления учебных затруднений.
  • ориентирована на личностные достижения учащихся, успешности педагогического диалога семьи и школы, открытости образовательного процесса. Это позволяет рассматривать  представленный продукт как ресурс построения гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на доступность качественного образования школьников, а с другой - на профессиональное развитие и актуализацию педагогической позиции учителей в условиях внедрения ФГОС. Кроме того, инновационный проект способствует становлению партнёрства на всех ступенях школьного образования.
  • повлияет на мотивацию профессионального развития  педагогов, сделав саму  деятельность более привлекательной, востребованной на уровне личных профессиональных инициатив учителей-предметников и классных руководителей. Это позволит обеспечить накопление учителями культуры применения педагогических технологий, проектной деятельности, практики осмысленной педагогической диагностики. Существенно снизить «порог профессионального страха» и риска «неуспешности» перед новыми идеями, проектами и инициативами, предлагаемыми как группами учителей, так и администрацией школы.

6. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Технические ресурсы:

  • сайт образовательного учреждения
  • компьютеры в классах начальной школы (операционная система - Windows 2000, XP, Vista, Windows7;  программное обеспечение  Microsoft Office 2003,2007,2010 (Word, Exel))
  • принтеры в классах начальной школы

Кадровые ресурсы:

  • координатор проекта, курирующий начальную школу
  • учителя начальной школы, учителя-предметники, прошедшие обучение в рамках проекта
  • педагог-психолог

7. Финансовое обеспечение проекта