Конспект логопедического занятия по коррекции системного недоразвития речи легкой степени. Тема: "Времена года. Весна"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: времена года, логопедическое занятие, весна


Цель: совершенствование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные:

  • уточнение имеющего словаря существительных по теме «Весна» и его обогащение;
  • уточнение и расширение глагольного словаря по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение активного словаря наречиями, обозначающие оценку действия и ощущения;
  • формирование умения согласовывать числительные с прилагательными и существительными;
  • формирование умения вслушиваться в обращенную речь и отвечать на вопросы полными ответами;
  • обучение пересказу описательного текста с опорой на картинки,
  • совершенствование динамической организации движений,
  • развитие произвольного внимания при расшифровке слов.

Воспитательные: воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: компьютер, презентация, рабочие тетради, пособие «Детям о времени», мяч, карточки с заданием, карточки с опорными картинками для пересказа.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, моё приветствие будет необычным – в виде хлопков. Поздоровайтесь со мной так же, как и я с вами (отхлопывание ритмического рисунка). Давайте подарим друг другу улыбку и сохраним ее на протяжении всего занятия.

- У меня на экране иллюстрация к сказке. Вспомните ее название. (Двенадцать месяцев).

- Все верно. В году двенадцать месяцев. А сколько времен года? (Четыре). Назовите их по порядку.

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня на уроке мы будем закреплять ваши знания о временах года.

3. Актуализация опорных знаний

Определите по четверостишью, о каком времени года идет речь.

Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд ОДИН.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога…   (Зима)

У ВТОРОГО - синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева,
Первые проталинки,
Первая трава. (Весна)

На картинке ТРЕТЬЕГО
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)

А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам. (Осень)

(Дети объясняют, по каким признакам узнали время года)

4. Основной этап работы.

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц - … МАРТ.

- Ребята, сейчас вступил в свои владения весенний месяц март, но все его остальные братья-месяцы перепутались. Помогите навести порядок, расставьте их в правильной последовательности (дети выходят к доске и расставляют картинки с месяцами в нужной последовательности).

- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

- В феврале день - февральский, а в марте какой день? А в апреле? А в мае? (Мартовский, апрельский, майский).

5. Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы упражняем и слова запоминаем.

Старичок-годовичок,
Быстро дочек назови,
Никого не пропусти
Эта дочка - весна
Эта дочка - лето,
Это дочка –осень,
Эта дочка - зима
Вот и вся моя семья.

6. Работа в тетради

Открываем тетрадочки. В третьей чистой строке подписываем число. Кладем ручки.

7. Д/и «Шифровальщики»

- Ребята, я приготовила вам зашифрованные слова. Вы уже умеете пользоваться нашим ключом, где каждой цифре соответствует буква. В новой чистой строке запишите получившиеся слова через запятую. Первое слово запишите с большой буквы. (Слова: ручьи, капель, проталинки, половодье, ледоход.)

- К какому времени года можно отнести эти слова (К весне).

8. Объяснение незнакомых слов

Объяснение слов: проталинки, половодье, ледоход. (слайд)

- Составьте предложение со словом  «проталинки»  (половодье, ледоход).

9. Д/и «Подбери действие»

- Правильно, ребята. Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».

Кто что делает, скажи,
Много действий назови.
Снег (что делает?) …тает, темнеет, твердеет..
Ручьи (что делают?)  ..бегут, журчат, шумят..
Капель (что делает?) .. капает, звенит, барабанит, стучит.
Птицы (что делают?) … поют, прилетают, вьют гнезда, летают..
Почки (что делают?) .. пахнут, набухают, зеленеют, распускаются..

10. Д/и «Посчитай до пяти»

- Поиграем в игру «Посчитай до пяти».

- Представьте, что мы вышли с вами из школы на улицу. Будем считать все, что увидим вокруг. Сначала посчитаем маленькие проталинки. Одна маленькая проталинка, две маленькие проталинки, три маленькие проталинки, четыре маленькие проталинки, пять маленьких проталинок (на полу разложены цифры от 1 до 5, аналогично дети прошагивают и считают «темные лужи, веселые ручейки, перелетных птиц»).

11 Динамическая игра с мячом «Вопрос-ответ» и физкультминутка «Мишка»

- Ребята, ответьте на вопросы полным ответом:

- Как светит солнце? (Солнце светит ярко)

- Как становится на улице? (На улице становится тепло)

- Как поют птицы? (Птицы поют весело)

- Как тает снег? (Снег тает быстро)

- Как капает капель? (Капель капает звонко)

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)

12. Д/и «Ты учитель»

- А теперь мы поиграем в игру «Ты учитель». Я буду говорить предложения, а вы меня исправлять.

1. Солнце светит яркий.

2. На улице теплый.

3. Быстрый тает снег.

4. Капель капает звонкий.

5.Птицы поют веселый.

13. Пересказ текста «Весна» с опорой на наглядность

- Ребята, а сейчас мы свами составим рассказ о весне.

На картинки посмотри,
Обо всем нам расскажи.
По порядку говори,
Ничего не пропусти.

- У вас на столах картинки, изображающие признаки весны. Послушайте мой рассказ и цифрами обозначьте последовательность картинок в нем.

Наступила весна. Солнце поднимается высоко и светит ярко. Быстро тает снег, появляются первые проталины. Слышится веселая капель. Пробуждаются звери в лесу. Прилетают первые птицы. В апреле начинается ледоход. На лесных полянках появляются подснежники. Оживают насекомые. Хорошо весной!

- С опорой на картинки, перескажите наш рассказ о весне. (Два-три человека пересказывают).

13. Подведение итогов