Спортивное ориентирование как средство физического воспитания на уроках физической культуры в рамках ФГОС НОО

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство, Дополнительное образование

Ключевые слова: физическое воспитание детей, ФГОС, спортивное ориентирование, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


В настоящее время в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) эффективность обучения оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, формирование основные элементы научного знания по предмету - предметные, а метапредметные результаты - через формирование универсальных учебных действий (УУД) [2,3].

Совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса называют универсальными учебными действиями.

Вопросы организации и формирования УУД на уроках физической культуры представлены недостаточно. Нет четкого перечня универсальных учебных действий, востребованных на уроке физической культуры, ни их специфическое содержание, нет ни способов их формирования. Разработанные в современной науке и практике способы формирования УУД невозможно применить в полном объеме на уроках физической культуры, так как их формирование необходимо проводить в процессе двигательной активности [2,3].

Применение спортивного ориентирования на уроках физической культуры на начальном звене позволяет сделать  занятие более емким, насыщенным вбирающим в себя знания из других предметных дисциплин (естествознания, географии и т.д.), позволяющим школьникам реализоваться не только физически, но и интеллектуальные возможности [1].

Проведение таких уроков достаточно трудоемкий процесс, так как требует тщательной подготовки: планирования карт-схем дистанций, печати карт, но зато результат оправдывает себя. Ориентирование - интеллектуальный вид деятельности, учащийся не просто совершают пробежку, но в тоже время и размышляют, в уме прикидывая пройденные расстояния, корректируя направления движения и внимательно фиксируя окружающее. Это не просто бег, выполняемый на автоматизме, а беговые действия с активным включением в работу головного мозга, и всех его анализаторов, с выбора оптимального варианта пути [4,6].

Рисунок 1. Карта-схема эстафеты с элементами спортивного ориентирования (Отметка на КП) в спортивном зале

В основе уроков с элементами ориентирования лежит принцип последовательности процессов обучения. В начальных классах лучше использовать на занятиях эстафеты и подвижные игры не большой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, и сооружений различного рода т.п. Например, на нарисованной карте спортивного зала, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы, а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям) [5].

Уже к концу учебного года ученики самостоятельно вычерчивают карту своего класса и спортивного зала, устанавливают на карте спортивный зал, рекреации школы, школьной площадки нескольких контрольных пунктов с заданием для класса - обнаружить их.

Достаточно интересно проходят уроки физической культуры с элементами спортивного ориентирования на пришкольной территории, в любое время года (зимой лыжная эстафета, весной, осенью бег по пересечённой местности). По форме занятия могут проводиться как личностные соревнования, лично-командные и командные (эстафеты). Основным методическим средством для достижения должного эффекта занятий является максимально возможное сочетание обычного набора физических упражнений с элементами спортивного ориентирования. В таком случае ученики приобретают не только знания по ориентированию,  но и получают нагрузку существенно больше, чем на обычном уроке физической культуры, за счет эмоционального подъема.

Для оценки эффективности спортивного ориентирования на уроках физической культуры, приведено тестирования марфофункциональных показателей  организма, с  использованием традиционных батарей тестов.

Результаты тестирования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Тестирования марфофункциональных показателей  организма.

Вид упражнения

Средние показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Начало года

Конец года

Изменение показателей, %

Начало года

Конец года

Изменение показателей, %

Бег 30 метров (сек)

0,8

0,6

-1,9%

10, 7

10,4

-2,8%

Отжимания в упоре лежа (кол-во раз)

5,4

7,8

15,6%

16, 2

19,4

19,8%

Прыжки в длину (см)

60

65

3,1%

59

67

5,0%

Подъем туловища (кол-во раз)

27

3

22,2%

28

6

28,6%

Таким образом, мы видим, что показатели экспериментальной группы стали выше к концу учебного года, чем у контрольной группы.

Можно сделать вывод о том, что применение элементов спортивного ориентирования на уроках физической культуры на начальном звене способствует увеличению двигательной подготовленности, следовательно, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД).

Такие занятия содержать не только разнообразные физические упражнения, но учит коллективизму, товариществу и взаимопониманию, интеллектуальный вид деятельности, можно обыграть любой сюжет в игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях, дети с большим удовольствие впитывают в себя все интересное.

Так же элементы спортивного ориентирования можно попробовать использовать и в старших классах: в среднем звене школьники закрепляют знания, полученные в младших классах, старших классах уже самостоятельно вычерчивают  карты-схемы школьных помещений, этажей, а также карту школьного двора с нанесенными точками контрольных пунктов, установленных на объектах.

Используя на уроках обучающего и развивающего ориентирование с использованием «Лабиринта», парковое ориентирование, ориентирование в закрытых помещениях, городское ориентирование.

Литература

  1. Алешин В. Соревнования по спортивному ориентированию. Карты и дистанции / В.Алешин, Н.Калиткин. - М.: Физкультура и спорт. - 2014. - 152 c.
  2. Ляха В.И. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И.Лях. - 3-е издание -  М.: Просвещение,2012 г.
  3. Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию [Текст] / Т.В.Моргунова. - М.: Советский спорт, 2008.
  5. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование / В.Нурмимаа. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 160 c.
  6. Рассел Джесси. Спортивное ориентирование / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2015. - 663 c.