Франция на пути к абсолютизму

Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Ключевые слова: история


Используемая литература:

Учебник:

  1. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV–XVIII век. 7 класс. О.В.Дмитриева. Издательство «Русское слово».
  2. Т.Д.Степцова. Методическое пособие Издательство «Русское слово».

1. Актуализация учебной деятельности

  • Вспомните, когда Франция стала централизованным государством.
  • Назовите, какие черты абсолютизма были присущи королевской власти во Франции.
  • Какую религию исповедовали французские короли?
  • Вспомните, как изменилась жизнь европейцев в XVI-XVII веках?

Выполните задание "Западная Европа в XV–XVI вв."

Форма правления, при которой король отказывается от созыва сословно-представительного учреждения:

  • демократия
  • сословно-представительная монархия
  • бсолютная монархия
  • деспотия

Отличительные черты абсолютной монархии:

  • наличие бюрократического аппарата - чиновников, получающих жалование из казны
  • ограничение власти монарха со стороны сословно-представительных органов
  • невозможность принятия новых законов без согласия сословно-представительных органов
  • создание флота

Движение за обновление Католической церкви в XVI в.:  

  • Реформация
  • Контрреформация
  • Просвещение
  • Возрождение

В XV–XVI вв. в Западной Европе росло недовольство Католической церковью. Страна, в которой началось движение Реформации:

  • Германия
  • Франция
  • Англия
  • Италия

Изучение нового материала. Политическая централизация государства в конце XV – первой половине XVI в.

Работа в группах.

  1. Прочтите текст учебника "Становление раннего абсолютизма во Франции".
  2. Докажите, что на протяжении XVI в. во Франции складывалась абсолютная монархия.
  3. Какие новые признаки абсолютизма по сравнению с XV в появились в стране?
  4. Обсуждение результатов работы.

2. Изучение нового материала. Религиозные войны во Франции

Рассмотрите карту "Конфессии в Европе. XVI в." (с. 94 учебника)

В каких частях Франции  преобладали протестанты?

Посмотрите видео "Религиозные войны во Франции" и  выполните задание в парах.

Составьте "летопись событий" Религиозных войн по следующему плану:

1. Хронологические рамки Религиозных войн.

2. Противоборствующие стороны.

3. Государства поддерживавшие противников в войне.

4.Ниаболее значимые события, которые вам известны.

5. Наиболее значимые личности, возглавлявшие противоборствующие стороны.

6. Союзы, которые создавались обеими сторонами конфликта с целью объединения сил для борьбы.

7. Итоги войн.

Выполните самостоятельно задание "Религиозные войны во Франции"

Религиозные войны во Франции:

  • 1524–1526
  • 1566–1609
  • 1562–1598
  • 1589–1600

Сторонники Реформации во Франции:

  • паписты
  • гугеноты
  • роялисты
  • лютеране

В ходе Религиозных войн во Франции  началось правление новой королевской династии:

  • Валуа
  • Бурбонов
  • Тюдоров
  • Габсбургов

Генрих Гиз:

  • лидер католиков
  • лидер протестантов
  • король Франции
  • первый министр

Адмирал Колиньи:

  • лидер католиков
  • лидер гугенотов
  • первый министр
  • Глава Парижской лиги

Нантский эдикт. Задание PISA

Из Нантского эдикта Генриха IV "III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия  была восстановлена во всех местах нашего королевства и повинующихся нам странах, где отправление её было прервано, и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.<...> VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить. <...> XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приёме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных в госпитали и учреждения общественного призрения... XXVII. Чтобы тем лучше объединить желания наших подданных, согласно нашему намерению, и на будущее время прекратить все жалобы, мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеет право занимать и исправлять все общественные должности в нашем королевстве... Дан в Нанте, в апреле 1598 г., в девятый год нашего царствования.

Генрих

Вопрос 1. Каково значение принятия Нантского эдикта для жителей Франции?

1. Эдикт утверждал основы государственной политики веротерпимости.
2. Эдикт запретил кальвинизм во Франции.
3. Эдикт утвердил исключительное право короля на управление церковью
4. Эдик закрепил за католиками право вмешиваться в религиозные обряды гугенотов.

Оценка ответа на вопрос 1:

1. Эдикт утверждал основы государственной политики веротерпимости.

Вопрос 2. Нантский эдикт давал гарантию безопасности гугенотам и укреплял их положение в стране.

Какие условия эдикта позволяют сделать такой вывод?

Ответ принимается полностью:
- в отношении протестантов прекращаются преследования
- протестантам разрешается беспрепятственно совершать богослужения
- гугенотам предоставлялось право получения образования на равных правах с католиками
- гугеноты получили права на социальную поддержку со стороны государства.

Ответ принимается частично:
- гугеноты получили право совершать богослужения 

Ответ не принимается:
- гугеноты совершали богослужения
- нет ответа

Вопрос 3. Католичество остаётся официальной религией после принятия Нантского эдикта.

Какая фраза в тексте позволяет сделать такое утверждение?

Ответ принимается полностью:
Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия  была восстановлена во всех местах нашего королевства и повинующихся нам странах, где отправление её было прервано, и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.

Ответ не принимается:
- другие ответы
- нет ответа

3. Изучение нового материала. Франция в первой половине XVII в. Генрих IV

Первая половина XVII в для Франции стала временем Подъёма после Религиозных войн.

К середине этого столетия она являлась сильнейшим государством Западной Европы. Успехи Франции связаны с деятельностью двух королей, имевших выдающихся помощников.

Это Генрих IV и его первый министр Максимильен Сюлли и Людовик XIII с его первым министром кардиналом Ришелье (правильнее - Ришельё).

Как Генрих IV заботился о восстановлении Франции  вы узнаете  прочитав текст параграфа  (с. 137-138).

Выполните в группе задание.

Охарактеризуйте правление Генриха IV по следующему плану:

1. Годы правления

2. Какие цели ставил перед собой?

3. Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4. Какими были последствия его действий?

5. Ваша оценка деятельности правителя.

Подведём итог:

  • протестанты укрепили своё положение;
  • наметилось возрождение экономики;
  • дворяне вели борьбу за власть.

4. Изучение нового материала. Франция в первой половине XVII в. Франция при Ришелье

Для того чтобы абсолютизм во Франции укреплялся, необходимо было проводить решительную политику по усилению единоличной власти короля. Такую политику проводил первый министр короля Людовика XIII в 1624–1642 гг. - кардинал Ришелье.

Задание выполняется в группе.

Прочтите текст "Франция при Ришелье"

Запишите в тетрадях краткую информацию о кардинале Ришелье и перечень его главных мероприятий направленных на укрепление абсолютизма.

Проверка задания.

1) управление страной с помощью чиновников, назначенных королём;
2) подавление заговоров вельмож;
3) увеличение королевских налогов;
4) поощрение развития и торговли;
5) подавление восстания крестьян и городских бедняков.

5. Закрепление нового материала

"Париж стоит обедни! "
"Я хочу, чтобы в моём королевстве не нашлось такого бедного крестьянина, у которого в котелке не варилась бы курица к воскресному обеду".
Генрих Бурбон

"Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства».
Кардинал Ришелье

Самостоятельно выполните задание "Французские правители и политические деятели"

Установите соответствие между именами французских правителей и политических деятелей конца XVI - первой половины XVII в. и их характеристиками (в конспекте приводится выполненное задание)

Генрих IV - Французский король, издавший Нантский эдикт, поощрявший развитие мануфактур, покровительствовавший торговле.

Генрих III - Последний французский король из династии Валуа, правивший в разгар Религиозных войн. Боролся как   с гугенотами, так и с Гизами, возглавлявшими Католическую лигу.

Максимильен Сюллии - Глава французского правительства при короле Генрихе IV. Заботился о развитии мануфактурного производства и сельского хозяйства.

Кардинал Ришелье - Первый министр короля Людовика XIII, фактически правивший за короля.

Самостоятельно решите тест

1. Генрих II учредил для борьбы с ересью:
- "Огненную палату"
-  "Звёздную палату"
- "Палату лордов"
-  "Палату общин"

2. В XVII в. Франция принимала участие в:
- Тридцатилетней войне
- Войне Алой и Белой розы
-  Северной войне
- Столетней войне

3. В результате деятельности кардинала Ришелье:
- усилилась королевская власть
- окрепли позиции гугенотов
- в стране начались феодальные войны
- ослабли позиции Франции на международной арене

4. Кардинал Ришелье главной опорой самодержавия считал:
- дворянство
- купечество
- крестьянство
- ремесленников

5. Из какого документа приведён отрывок?

"Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства... без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести."
- из Нантского эдикта
- из Акта о супрематии
-  из устава ордена иезуитов
-  из воззвания Мартина Лютера

6. Тех, кто во Франции получал дворянство благодаря государственной службе, называли:
- дворянством мантии
- дворянством шпаги
- новым дворянством
- худородным дворянством

7. Соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок:
- компромисс
- эдикт
- протест
- противостояние

6. Рефлексия

- Какова была тема нашего урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?