Особенности организации духовно-нравственного воспитания кадет в российских военных корпусах

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: 9

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, кадетское училище


Для изучения особенностей организации духовно-нравственного воспитания в российских военных корпусах необходимо иметь представление об особенностях создания самих военно-учебных заведений. Согласно работе Д.А.Бачурина, появление в России военно-учебных заведений началось со времен Петра Великого1. В 1701 году была основана Школа математических и навигацких наук в Москве. В 1712 году были основаны Инженерная и Артиллерийская школы. К концу правления Петра из Навигацкой школы выделили Морскую академию, а инженерные школы объединили. В период правления Анны Иоанновны, согласно работе Я.А.Демушкина, началась история кадетских корпусов, она была заимствована у Запада, заимствованы были и формы воспитания и подготовки кадетов к служению Царю и Отечеству.

_________________________

1, 2 Бачурин Д.А. Краткий обзор становления и развития кадетских корпусов в России XVIII-XX вв. // FILO ARIADNE, 2016. – № 2. – С. 59-70. С. 61-64.

При Екатерине II, согласно исследованию Е.Е.Курвинен, сформировалась модель кадетского военного образования, которая включала определение его миссии, содержание учебного курса, подходов и принципов к обучению и воспитанию, обустройство быта и жизни воспитанников, а также образа кадета-выпускника с выделением преобладающих свойств личности3. В начале XIX века в кадетском военном образовании произошли существенные модификации, активизированные увеличивающейся из-за наполеоновских войн нуждой в офицерских кадрах для русской армии4. Кадетские военные корпуса не могли увеличить собственную производительность по выпуску кадров из-за долгого срока обучения и разнопрофильности подготовки. Полный курс кадетского военного образования был поделен на ряд периодов, в частности, на военную и общеобразовательную подготовку. Как указано в исследовании С.И. Фоменко, кадетские военные корпуса дополнились сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники данных училищ могли идти в столичные кадетские корпуса для подготовки военной или уже в университеты для приобретения высшего гражданского образования5.

_________________________

3 Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») // Молодой ученый, 2015. – № 6.4. – С. 91-95. С. 92.

4 Журавлев А.Ю. Подготовка обер-офицерского состава русской армии в юнкерских военных училищах второй половины XIX – начала XX в.: автореферат дис. ... канд. истор. наук. – СПб., 2008. – 23 с. C. 14.

5 Фоменко С.И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе системно-деятельностного подхода: дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2016. – 207 с. С. 123.

_________________________

Революция 1917 года разрушила систему кадетского военного образования. Как отмечено в исследовании О.Ю.Мацукевич, И.А.Герасимовой и А.П.Герасимова, попавшие зарубеж члены педагогического персонала и кадеты объединились и основали на территории нынешней Югославии Донской кадетский военный корпус и Первый Русский кадетский военный корпус, который существовал до 1944 года6. До 1964 года во Франции действовал военный корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрещение властей на работу иностранных учебных заведений, в особенности военных, почитались кадетские законы и традиции. Кроме традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, согласно работе М.П.Стародубцева, в корпусах существовало большое число кружков, творческих коллективов, мастерских, спортивных объединений7. Как отмечает в своем исследовании С.А. Салтыков, кадетские традиции приобрели за границей специализированное значение, они воплощали отдаленную и утраченную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!». Так, российское кадетское военное образование, начавшееся в первой половине XVIII века, стало базой для становления и формирования кадетского движения, которое, соответственно, привело к реставрации кадетского образования в конце XX и начале XXI веков.

_________________________

6 Мацукевич О.Ю., Герасимова И.А., Герасимов А.П. Социально-культурные традиции кадетского образования в России, 2017. – № 1 (75). – С. 84-95. С. 88.

7 Стародубцев М.П. История становления и основные этапы формирования военно-педагогических традиций в системе отечественного военного образования, 2017. – № 184. – С. 14-26.

В настоящее время, согласно работе Г.П.Трофимова, кадетские военные образовательные учреждения демонстрируют высокую эффективность организации учебно-воспитательного процесса на базе воссоздания культурных, исторических, ценностей и традиций, а также результативность в разрешении вопросов безнадзорности, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних8. Как отмечает в своем исследовании В.А.Вазлеев, в кадетских военных образовательных организациях до советского периода была сформирована система духовно-нравственного воспитания, которая осмысливалась как организованный, целенаправленный процесс воздействия на воспитанника и основания определенных условий для образования и формирования положительных моральных, духовных качеств, направленных на имевшиеся ценности и идеалы, вырабатывания нравственного духа, духовно-морального сознания, поведения и нравственной в культуры общем9.

_________________________

8 Трофимов Г.П. Особенности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях кадетского типа // Эксперт года 2018: сб. стат. IV Международного научно-исследовательского конкурса (Пенза, 15 сентября, 2018 г.). – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – С. 40-43.

9 Вазлеев В.А. Содержание кадетского воспитания и образования // Молодой ученый, 2018. – № 3. – С. 178-181. С. 179.

В целом, рассматривая особенности реализации духовно-нравственного воспитания в современных кадетских военных учебных заведениях России, необходимо обратиться к основополагающим идеям и принципам духовно-нравственного воспитания. К первому из этих принципов относится принцип направленности воспитания, который предполагает отношение педагога к обучающимся как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития10. При этом взаимодействие с личностью и коллективом в рамках данного принципа происходит на основе субъект-субъектных отношений. По мнению А.В.Мудрика, как отмечено в исследовании Л.В.Мардахаева, воспитание во многом определяет то, как обучающиеся осваивают позитивные нормы и ценности11. Именно воспитание создает такие условия развития человека, которые позволяют ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, а также уменьшить риск превращения обучающегося в жертву неблагоприятных условий социализации.

_________________________

10 Орлова А.В. Реализация гуманистических принципов воспитания в системе высшего образования // Труды Братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2016. – Т. 1. – С. 124-128. С. 125.

11 Мардахаев Л.В. Развитие А.В. Мудриком социального воспитания // Педагогическое образование и наука, 2016. – № 4. – С. 40-45. С. 42.

Применительно к кадетскому военному корпусу указанный принцип можно уточнить следующим образом: духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к духовным ценностям, призвано организовывать индивидуальную работу с кадетами с целью развития у них навыков конструктивного общения, формирования мировоззрения, соответствующего духовно-нравственным представлениям общества, а также системы базовых ценностей личности. Кроме того, в рамках индивидуальной работы должны, согласно исследованию Л.И. Олешко, быть созданы благоприятные условия для интеллектуального, духовного, нравственного и физического развития личности кадетов, формирования у них представлений о здоровом образе жизни и социализацию кадетов в условиях военного кадетского корпуса12.

_________________________

12 Олешко Л.И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет // Молодой ученый, 2016. – № 1.1. – С. 22-24. С. 23.

Следующим принципом является принцип природосообразности духовно-нравственного воспитания в кадетском военном корпусе. Данный принцип в рамках организации духовно-нравственного воспитания в кадетском военном корпусе, согласно работе Г.Ю. Беляева, может быть рассмотрен в следующих двух аспектах13:

– опора на естественные процессы, которые происходят с воспитанниками кадетского военного корпуса;

– рассмотрение самого процесса духовно-нравственного воспитания как естественного процесса.

_________________________

13 Беляев Г.Ю. Эволюция представлений о природосообразности обучения в контекстах изменения теории воспитания // Сибирский педагогический журнал, 2015. – № 2. – С. 50-57. С. 51.

Если говорить о естественности процесса духовно-нравственного воспитания, то здесь необходимо обратиться к идеям синергетического подхода, который, согласно работе Г.Ю.Шамуратовой, рассматривали в своих исследованиях такие ученые как А.В.Волохов, Д.И.Григорьева, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, М.И.Рожкова и др.14. Применительно к духовно-нравственному воспитанию в кадетском военном корпусе, согласно исследованию И.М.Дугина, идеи синергетического подхода можно выразить следующим образом15. Принципиальный момент в формировании духовно-нравственного опыта кадет заключается в особенностях из возраста, который приходится на этап перехода от отрочества к юности. На данном возрастном этапе происходит преобразование сфер психики человека, а также наблюдаются физические и личностные изменения. Как отмечено в работе О.В.Шучневой, одна из возрастных особенностей кадет-подростков – это проявление различного рода агрессии16. В.В.Чернов отмечает, что именно в переходном возрасте происходит формирование новых потребностей, которые впоследствии могут стать доминирующими у будущих военных17. К данным потребностям относятся:
– потребность в преодолении, которые связаны со стремлением пересилить, справиться с чем-нибудь, оказаться сильнее препятствия и т.д.;
– потребность в доминировании, которая основывается на желании контролировать, пользоваться авторитетом и т.д.;
– потребность в патернализме, представляющая собой ориентацию на покровительство, опеку, заботу о ком-либо;
– потребность в аффилиации, как стремление к эмоциональным контактам, к оказанию и принятию помощи и поддержки.

_________________________

14 Шамуратова Г.Ю. Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе // Молодой ученый, 2017. – № 22. – С. 203-205. С. 204.

15 Дугин И.М. К вопросу о педагогической сущности нравственного воспитания учащихся образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (системно-антропологический подход) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015. – Т. 3, № 1. – С. 132-139. С. 135.

16 Шучнева О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте // Инновационная наука, 2016. – № 2-4. – С. 198-203. С. 199.

17 Чернов В.В. Формирование профессиональной направленности личности курсанта в воспитательном пространстве военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Кострома, 2002. – 19 с.

Относительно формирования опыта духовно-нравственного поведения воспитанников военного кадетского корпуса реализация принципа природосообразности опирается на особенности юношеской дружбы, а также на готовность воспитанников обсуждать смысловые и жизненные проблемы.

Следующий принцип – это принцип культуросообразности духовно-нравственного воспитания, который М.М.Бахтин, В.С.Библер, Д.В.Григорьев и др., согласно исследованию З.К.Исмаиловой, М.Х.Байбаевой и Б.Р.Мукимова, рассматривают в качестве диалога культур18. Очень близкую к рассматриваемой проблеме идею высказал в своих положениях о социальной конвенции Б.В.Куприянов, которые заключаются в следующем19:

_________________________

18 Исмаилова З.К., Байбаева М.Х., Мукимов Б.Р. Общие закономерности и принципы воспитания // Молодой ученый, 2015. – № 8. – С. 934-937. С. 936.

19 Куприянов Б.В. Вариативность социального воспитания школьников. – 2-е изд. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2009. – 258 с. С. 45.

– общественная сущность воспитания заключается в ориентации на установление гармонии интересов личности и общества;

– если каждый человек создает свой субъективный мир и свое социокультурное пространство, то в ситуации социальной интеграции эти плюралистичные миры и пространства должны пересекаться;

– указанная выше особенность человека и свойство социального носит название конвенциальности социальных миров или социальной конвенциальности. Социализация человека также происходит при участии конвенциальных значений, в соответствии с этим, развивая навык мыслить конвенциальными терминами, человек становится участником символитического окружения данной группы;

– система конвенциальных значений является неким подобием общего конвенциального знания, которое человек должен усвоить по мере своей социализации для последующего участия в коллективных действиях.

Как отмечают Т.Е.Дуброва и О.А.Тодарчук, идея сопряжения юношеских субкультур и различных культур значимых взрослых (педагогов, родителей и пр.) находит свое отражение в обеспечении конвенциальных эталонов российского воинства и, прежде всего, офицерства, а также «дворовой» мальчишеской субкультуры, и порождает своеобразную культуры кадетских военных корпусов20.

_________________________

20 Дуброва Т.Е., Тодарчук О.А. Особенности современной образовательной стратегии духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе // Вестник непрерывного образования, 2017. – № 1. – С. 60-70. С. 63.

Принцип коллективности духовно-нравственного воспитания, согласно работе Т.Е.Дубровой и О.А.Тодарчук, позволяет соединить коллектив кадетского взвода как формальную группу и сообщество сверстников21. Как отмечает в своем исследовании И.М.Дугин, данный принцип направлен на создание условий для приобретения опыта жизни в обществе, опыты взаимодействия с окружающими и позитивного направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения22. Большую роль в реализации указанного принципа играет опыт коллективно-творческого воспитания. В частности, для духовно-нравственного воспитания в кадетском военном корпусе свойственно то, что свойственно для воспитания военных в целом, в том числе и использование коллектива как средства воспитания.

_________________________

21, 22 Дугин И.М. О педагогических средствах нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны, 2016. – № 3 (133). – С. 73-76. С. 74.

Принцип центрации духовно-нравственного воспитания на развитии личности, как отмечено в работе А.А.Буцкой, определяет развитие человека через осознание им своих поступков в значимых ситуациях, а также определяет его нравственное самоопределение и самосовершенствование23. В соответствии с указанным принципом, развитие рассматривается как процесс и результат решения воспитанников кадетского военного корпуса трех групп возрастных задач – естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических.

_________________________

23 Буцкая А.А. Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 261-263. С. 262.

Таким образом, исходя из характеристики процесса организации социального опыта, представленной А.В.Мудриком24, концепции духовно-нравственного воспитания военнослужащих, типологии воспитательных систем М.В.Воропаева25, характеристики пространства воспитательной деятельности Н.М.Борытко26 и анализа практики дореволюционных и современных кадетских военных корпусов С.Л.Шпангеля, основным определяющим условием осуществления духовно-нравственного воспитания кадетов в кадетских военных корпусах России является конструирование в воспитательных коллективах системы норм, которые основаны на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести и особенностям юношеской дружбы.

_________________________

24 Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с. С. 111.

25 Воропаев М.В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем : автореферат дис. ... док. педагог. наук. – М., 2003. – 47 с. С. 23.

26 Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004 (ООО Бланк). – 119 с. С. 56.

Стоит отметить, что специфика процесса духовно-нравственного воспитания современных кадетских военных образовательных организациях, согласно исследованию А.В.Бредихина, заключается в следующих аспектах:

– прямая и многогранная связь с интересами государства, идеологией, национальными традициями;

– необходимость соблюдения правил комплектования и выполнения государственного заказа;

– определенная особенностями обучения характерность задач, целей и содержания образования;

– специализированная напряженность процесса образования и воспитания;

– определенные особенности субъектов, объектов и задач, разрешаемых указанным образовательным учреждением;

– специализированная регламентация взаимоотношений между участниками образовательного процесса в рамках отмеченного образовательного учреждения;

– воспитательный процесс в указанных учреждениях имеет направленность на моральный идеал;

Основным определяющим условием осуществления духовно-нравственного воспитания кадетов в кадетских военных корпусах России является конструирование в воспитательных коллективах системы норм, которые основаны на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести и особенностям юношеской дружбы.

Специфическими особенностями духовно-нравственного воспитания в российских кадетских военных корпусах являются: прямая и многогранная связь с интересами государства, идеологией, национальными традициями; необходимость соблюдения правил комплектования и выполнения государственного заказа; необходимость соблюдения правил комплектования и выполнения государственного заказа; специализированная напряженность процесса образования и воспитания; определенные особенности субъектов, объектов и задач, разрешаемых указанным образовательным учреждением; специализированная регламентация взаимоотношений между участниками образовательного процесса; направленность воспитательного процесса на моральный идеал; преимущественное сосредоточение образовательного процесса на формирование волевой области личности кадета. Миссия кадетских военных корпусов России состоит в воспитании гражданственности, патриотизма, а также в воспитании уважения к традициям своего народа. Выпускник кадетского военного корпуса должен обладать широкой эрудицией, креативностью, быть выносливым, физически крепким и здоровым.