Использование интернет-ресурсов в учебной деятельности

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Ключевые слова: интернет-ресурсы


Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», – гласит китайская мудрость.

Цели:

  • сделать обзор основных интернет-ресурсов, применяемых в образовательном процессе;
  • поделиться личным опытом использования интернет-технологий в профессиональной деятельности;
  • рассмотреть позитивные и негативные стороны применения интернета в образовательном процессе.

Задачи:

  • Повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся;
    подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве, овладевать информационной культурой.

Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы

В новом тысячелетии мы вступилив информационную эпоху.Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.

Наш информационный XXI век (век высоких технологий) требует новых подходов к системе образования. В настоящее время цели и технологии в образовании в большинстве стран мира отражают идеи гуманистического направления в педагогике и философии образования. Здесь речь идет о формировании развития личности как главной составляющей этой цели, то есть обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного творческого и критического мышления.

Для этих целей необходимо широкое информационное поле деятельности. Существуют различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие человека к самостоятельному мышлению, к поиску собственной аргументированной позиции. Данный подход требует определения некоторых условий организации такой системы.

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, даже осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.1

_____________________

1 Зайцева С.А., Иванов В.В. «Информационные технологии в образовании» М.: 2011. - 182 с.

Технологической базой нашего современного общества являются глобальные телекоммуникационные сети. Крупнейшей в мире такой сетью является сеть Интернет, которая, возникла как средство связи. В сети Интернет размещен большой объем информации, которая носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Я считаю, что и учителя, и учащиеся обязательно должны знать о возможностях сети Интернет и стремиться воспользоваться ими.

Интернет предоставляет уникальные возможности для полноценного образования и формирования личности. Он представляет собой не только практически неисчерпаемый массив образовательной информации, но и выступает как средство, инструмент для ее поиска, переработки, представления. Интернет является уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной деятельности обучающегося, его творческой самореализации, в результате чего у него появляется возможность приобрести необходимые знания, умения, навыки.

При всем многообразии информационных и телекоммуникационных технологий, всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Основным направлением использования глобальных сетей является разработка научно-педагогических основ создания и использования информационной среды непрерывного образования на основе создания Единого образовательного пространства.

Современный Интернет характеризуется наличием серьезной проблемы организации глобального поиска информации. Разработаны, так называемые, поисковые системы, которые по нужному слову или сочетанию слов находят ссылки на те страницы в сети, в которых представлено это слово или сочетание. 2

_____________________

2 Безручко В.Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М, 2013. – 109 с.

Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред.

В настоящее время Интернет является средством коммуникации. Специальные образовательные Интернет-ресурсы стали неотъемлемой частью отечественной системы образования.

Особенности использования интернет-ресурсов в учебной деятельности

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процессе обучения. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.3

_____________________

3 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании - М.: Академия, 2008. – 27 с.

Применение учителем на своих уроках интернет – технологий неизбежно выведут общеобразовательный урок за рамки, как урока, так и самого предмета.

Школы, подключаясь к Интернету, удовлетворяют свои потребности в поиске, сборе и обработке материала, что в свою очередь, расширяет возможности осуществления образовательных целей и задач. Задачей современной школы является успешное развитие личности ученика, изменение и улучшение его личных данных, что является важным условием для развития и формирования школьника, так как он становится полноправным пользователем мирового информационного пространства. Частое использование школами интернет-технологий, телекоммуникационных средств в учебно-образовательном процессе показывает нам, как мы внедряем и как мы работаем с использованием инновационных средств, с помощью которых совершаются видоизменения многообразного плана: изменяют цели и задачи урока, учебный план, формы и методы обучения учеников.4

_____________________

4 Курганская Г.С. Система дифференцированного обучения через Интернет – Иркутск: ИГУ, 2000. - 70 с.

Стоит задуматься над тем, какие инновации можно освоить в школе, с помощью интернета? Все знают, что основой учебного процесса является урок, поэтому, необходимо выделить некоторые моменты, которые позволяют правильно реализовывать цели, задачи урока.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Интернет-технологии обеспечивают в образовательном процессе учебную деятельность, с использованием прикладных и инструментальных программных средств.

В данный момент Интернет является частью жизни преподавателя, так как становится привычным и подходящим средством для приобретения нового материала.

Педагоги часто используют на своих уроках материал, который нашли в информационной сети, так как безграничные возможности интернета облегчают поиск учебного материала для подготовки к урокам.

Учителя предпочитают находить учебный материал в Интернете в электронном виде, так как он позволяет:

  • самостоятельно повышать свои знания;
  • повышать свои знания через дистанционное обучение;
  • находить учебный материал в сети Интернет для подготовки и проведения уроков;
  • получать документы с сервера министерства образования;
  • получать сообщение о новейших педагогических материалах;
  • получать информацию о последних педагогических находках, отправлять свои методические разработки;
  • получать программное обеспечение;
  • публиковать собственные статьи, планы, конспекты уроков;
  • переписываться с преподавателями других регионов;
  • выбирать и заказывать методическую литературу через интернет-магазины.

Использование учителем в своей деятельности интернет-уроков позволяет

  • обучать детей и работать как в классе, так и вне классного помещения индивидуально и в группах, парами. Грамотная работа детей, под руководством преподавателя, помогает сплотить детский коллектив, возрастает информационная грамотность школьников.

Рассмотрим возможности интернет ресурсов для создания современного урока:

  • через Интернет учитель может пополнять свою методическую копилку, так как много лет он использовал свои традиционные планы;
  • изучать опыт других учителей и использовать их рекомендации и разработки на своих уроках;
  • печатать на интернетсайтах свои личные поурочные планы, статьи, инновационные идеи.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.5

_____________________

5 Волков В. Современные мультимедиа – М.: Компьютер ИНФО, 2001. – 44 с.

Преподаватель разрабатывает план своего урока и проводит его так, чтобы он был необычным, более интересным. Для этого он демонстрирует наглядный материал из интернета (картинки, таблицы, фотографии...), показывает мультимедийный материал. Часто использует на уроках видео-лекции и презентации.

Следует также обратить внимание на возможности, связанные с дистанционным обучением через Интернет, а также на участие в различных конкурсах, олимпиадах, прохождение тестирований.

Кейс 1

Учащиеся начальной школы принимают активное участие в международных олимпиадах по предметам - математика, русский язык, окружающий мир и занимают призовые места.

Участие в олимпиадах ученикам помогает развивать познавательный интерес, логическое мышление, формирование творческой активности.

Доступ учеников к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для их обучения, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга.

В настоящее время школа предоставляет учащимся и преподавателям возможность использовать в учебном процессе:

  •  участие в телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;
  •  доступ к открытым файловым серверам сети Internet для получения свободно распространяемых программных средств;
  •   удаленный доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных материалов по предметам;
  •  получение электронных периодических изданий по избранной тематике;
  •  участие в on-line телеконференциях сети Internet;
  •  самостоятельное и контрольное тестирование.

Ресурсы Интернет могут использоваться и учителями для повышения своей квалификации (сетевые методические объединения и виртуальные педагогические советы, дистанционное обучение, участие в сетевых проектах и др.).

См. продолжение статьи