Современное применение методики организации индивидуально-групповой учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках биологии в рамках темы "Клеточное строение организмов" с использованием электронного приложения к учебнику. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Ключевые слова: технологическая карта, биология, индивидуально-групповая деятельность , электронное приложение , инструктивная карточка


Особенности новых социально-экономических условий в нашей стране, а также новые информационные и коммуникационные технологии, которые используются в нашем обществе во всех областях жизнедеятельности, современный уровень техники выдвигают новые требования к качеству процесса обучения биологии в школах. Не так давно перед российскими школами стояла проблема, связанная с наличием оборудованных компьютерами рабочих мест, в современный период данная проблема постепенно уходит в прошлое, т.к. переоборудуются учебные места, комплектуются всё новые и новые компьютерные классы, в школах появляются проекторы, интерактивные доски, цифровые микроскопы, наконец строится много новых школ, оборудованных по последнему слову техники.

Современные учителя получили возможность применять электронные приложения, электронные образовательные ресурсы, применять презентации и разработанные компьютерные программы в процессе обучения предмету биологии и другим предметам.  

Сегодня одной из наиболее актуальных и представляющих большой интерес для преподавания биологии в школе методик, является авторская методика профессора, доктора педагогических наук Владимира Васильевича Пасечника: «Методика организации индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся».

Опыт моей работы по данной методике составляет три года. Начинать её применение целесообразно с 5 класса, т.е. в самом начале знакомства обучающихся с предметом биологии. Следует отметить, что методика В.В.Пасечника написана в соответствии с новой образовательной парадигмой, по которой образовательный стандарт основного общего образования построен на основе системно-деятельностного подхода [1]. Реализация современного подхода предполагает овладение обучающимися важными познавательными учебными действиями: умение сформулировать проблему и гипотезу, умение ставить цели и задачи, умение строить планы достижения целей и решения поставленных задач, а также проводить эксперименты и по  результатам экспериментов делать выводы, представлять их и отстаивать публично свою точку зрения. Следовательно, при изучении биологии в основной школе обучающиеся должны освоить учебные действия, которые позволят им достичь личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Решение этих задач необходимо начинать с первых уроков биологии [2].

Обобщение опыта учителей, анализ многолетней работы и проведенные специальные исследования позволили выявить очень важное звено педагогической системы – коллективную деятельность обучающихся. Социальные исследования показали, что коллективная учебно-познавательная деятельность обучающихся способствует развитию их познавательной активности, развитию умений самостоятельной работы. Существенно меняется и характер деятельности учителя. Учитель выступает как организатор и руководитель учебно-познавательной деятельности учеников. Хочется обратить внимание на то, что коллективная познавательная деятельность обучающихся становится более эффективной, если ее проводить не эпизодически, а систематически.

Педагогам-предметникам известно, что индивидуально-групповая методики имеет свои особенности. Единицей учебного процесса в индивидуально-групповой методике является не урок, а целая учебная тема, рассчитанная на 4-6 уроков. Если тема большая, то ее необходимо разбить на подтемы. Методика состоит из нескольких этапов [2].

Первый этап - организационный, введение в тему. Проводится инструктаж, направленный на мотивацию обучающихся. Учитель раскрывает наиболее важные понятия темы. Целесообразно на этом этапе использовать электронное приложение к учебнику www. drofa.ru. Также на этом этапе формулируются проблемные и познавательные задачи, которые ученики решают в процессе изучения материала [3].

Второй этап – самостоятельная работа школьников с обсуждением ее результатов внутри групп. Работа организуется в группах гетеро- или гомогенного состава по инструктивным карточкам из учебника, рабочей тетради на печатной основе и электронного приложения. Так выполняются задания, лабораторные и практические работы. У учеников формируются познавательные УУД, развиваются умения решать творческие задачи, умения структурировать полученные знания в устной и письменной формах [3].

Третий этап - систематизация и коррекция знаний. Учитель должен проверить как школьники усвоили материал, который изучили самостоятельно. Рекомендуется использовать для этого этапа из электронного приложения тесты с множественным и одинарным выбором ответов, интерактивные задания. При необходимости учитель поправляет обучающихся, уточняет, дополняет их ответы [3].

Четвертый этап – обобщение и оценка знаний. Можно проводить в виде фронтального опроса по заранее подготовленным вопросам, которые являются наиболее сложными и весомыми в изученной теме. Заданный учителем вопрос обязательно обсуждается учениками в группе. Для ответа вызывается любой ученик из группы. Если ответ неполный его дополняют другие члены группы. На этом этапе целесообразно использовать не только вопросы, но и тесты, а также фото и видеоматериалы для демонстрации различных заданий из электронного приложения. Учитель оценивает работу как каждой группы в целом, так и обучающихся. В итоге каждый ученик получает по две отметки [3].

Важно отметить, что электронное приложение значительно обогащает уроки по индивидуально-групповой методике: позволяет расширить биологические знания, понять практическое применение биологических знаний, проиллюстрировать недоступные в определенный период времени биологические объекты.

Технологическая карта урока в рамках темы «Клеточное строение организмов»

Тема урока: Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Тип урока: урок общеметодологической направленности – изучение нового материала, закрепление полученных знаний и умений.

Технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, развивающего обучения, игровые технологии, индивидуально-групповой деятельности, интерактивные.

Цели урока:

  • Обучающая: изучить строение растительной клетки.
  • Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь обучающегося.
  • Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и с инструктивной карточкой, вырабатывать умение слушать учителя и одноклассников, доброжелательно и корректно делать замечания в случае ошибок, продолжить формирование умений работать в группах (парах).

Задачи урока:

  • показать, что живые организмы состоят из клеток;
  • сформировать понятия об основных частях клетки: оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях;
  • продолжить формирование умения работать с микроскопом;
  • научить обучающихся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • У обучающихся формируется начальное представление о строении клетки, они учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради.  

Метапредметные:

  • регулятивные: самостоятельно определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы; искать пути решения проблемных вопросов; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое мнение;
  • коммуникативные: работать в группах (парах); строить эффективное взаимодействие со сверстниками: слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи;
  • познавательные: учатся давать определения понятий, сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения; учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять её результаты.  

Личностные:

  • У обучающихся формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для них объектов.

Основные понятия урока: клетка, клеточная оболочка, целлюлоза, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, поры, вакуоли, клеточный сок, пигменты.

Оборудование: световые микроскопы – по одному на каждого ученика в группе, набор оборудования для приготовления микропрепаратов – по одному на парту, луковицы репчатого лука, инструктивные карточки на каждого учащегося, рабочие тетради на печатной основе, рисунок «Многоэтажный кирпичный дом», компьютер, проектор, электронное приложение (www.drofa.ru), учебники – Пасечник В.В.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: М.: Дрофа.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация

Ученики рассаживаются по группам. Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.  Проверьте свои рабочие столы, все ли приготовлено к уроку? Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем!

2. Актуализация знаний

Сегодня нам предстоит изучить одну из важных тем главы «Клеточное строение организмов». Какую? Вы позже назовете её сами. Внимание! Посмотрите на рисунок. Ученики видят на рисунке многоэтажный кирпичный дом. Ответьте пожалуйста на вопросы. Что изображено на рисунке? Ученики обсуждают в группе ответ, отвечают: на рисунке - кирпичный дом. Что необходимо для строительства такого высокого красивого кирпичного дома? Обсуждают в группе, ответ детей: для строительства дома необходимы кирпичи. А теперь представьте себе, что большой и красивый кирпичный дом – это ваш организм. Из чего состоит ваш организм? Обсуждают и группы предлагают свои ответы. А из чего состоят тела растений, животных? Чтобы правильно ответить на такой проблемный вопрос, прослушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем в нём говорится?

Загляните на часок в нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут органоиды живут. 
Там такое происходит - цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье в клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, а назвал их Роберт Гук.

Теперь вы сможете ответить на вопрос: из чего состоят все живые организмы? Из клеток. Правильно!

Так какова же тема сегодняшнего урока? Звучат версии ответов из разных групп детей.

Учитель записывает тему на доске «Строение клетки», а дети пишут её в инструктивных карточках.

3. Целеполагание и планирование

Тема урока нам понятна, а теперь попробуем обозначить цель и задачи для достижения цели. Обсуждение и формулировка цели и задач в группах.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

  • показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких частей;
  • изучить понятия: оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль;
  • отрабатывать умение пользоваться микроскопом;
  • научиться делать микропрепараты на примере кожицы чешуи лука;

4. Проверка знаний

Фронтальный опрос:

- С помощью каких увеличительных приборов можно рассмотреть клетки мякоти плодов яблока, арбуза, томата?

- Что представляют собой ручная и штативная лупы, и какие увеличения они дают?

- Каковы правила работы с ручной лупой?

- Как можно узнать, во сколько раз увеличивает световой микроскоп?

- Как устроен световой микроскоп? Учитель обращается по очереди к разным группам при этом демонстрирует указкой части микроскопа, а учащиеся одной группы хором произносят названия частей микроскопа.

- Каковы правила работы с микроскопом?

5. Изучение нового материала

Немного истории. Знаете ли вы, что… Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 330 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р.Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Наука, изучающая клетки – это цитология.

Рассказ учителя о строении клетки. Изучение строения осуществляется учителем в интерактивном режиме по электронному приложению. На экране изображение растительной клетки. Мышью учитель наводит курсор на элементы строения клетки, далее нужно кликнуть мышкой, и возникает информация о функциях каждого органоида: цитоплазма – представляет собой бесцветное вязкое вещество, заполняющее пространство внутри оболочки клетки; ядро представляет собой небольшое плотное округлое образование, имеющее сложное строение. Внутри ядра можно различить ядрышко. Оболочка предотвращает растекание внутреннего содержимого клетки и придает ей форму. В её состав входит особое вещество – целлюлоза, придающая прочность. Клеточная мембрана – тончайшая пленка, обладающая свойством полупроницаемости (проницаема для одних веществ и непроницаема для других). Регулирует поступление веществ в клетку и из клетки. Поры в оболочке клетки можно различить только при большом увеличении. Через них соседние клетки обмениваются различными веществами. Вакуоли представляют собой полости внутри клеток, ограниченные мембраной, заполненные клеточным соком – водой с растворенными в ней сахарами и другими органическими и неорганическими веществами. Хлоропласты – это пластиды, в которых находится зелёный пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» - зеленоватый и «филлон» - лист). Пластиды характерны для растений. Работа с текстом учебника: на стр. 36 учебника найдите информацию о пигментах. Ответьте устно на вопросы: что такое пигменты? Красящие вещества. Где они находятся? В клеточном соке, в пластидах. В какой цвет они могут окрашивать различные части растений? Синий, фиолетовый, малиновый. Ученики осуществляют поиск ответов на вопросы работая в группах.

Физкультминутка с использованием массажного шарика су-джок.

Приготовление временного микропрепарата клеток кожицы чешуи лука. Учитель осуществляет демонстрацию последовательности действий в приготовлении микропрепарата клеток кожицы чешуи лука.  

Работа в тетради на печатной основе. Ребята изучают последовательность приготовления препарата по рис. 18 учебника и выполняют задание 24 в рабочей тетради на печатной основе.  

Подготовка к лабораторной работе.

Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. Послушайте стихотворение – инструкцию:

С лука сняли кожицу – тонкую, бесцветную,
Положили кожицу на стекло предметное.
Микроскоп поставили, препарат – на столик,
Объектив направили, смотрим: лук – из долек!
Дольки – это клетки с ядрами внутри,
Вакуоли крупные в клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка, под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды искать будешь напрасно.

На экране из электронного приложения открывается инструкция по выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание временного микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом”. Работа выполняется в группах по инструктивной карточке на стр. 36-37 учебника и оформляется в тетради на печатной основе – задание 25.

Инструктивная карточка:

1). Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2). Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3). При помощи препаровальной иглы или пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4). Накройте кожицу покровным стеклом.

5). Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6). Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой оттяните лишний раствор.

7). Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

8). Сравните с рисунком 19 «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

9). Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.  

10). После работы запишите вывод.

Учитель осуществляет контроль за работой групп, проверяет правильность приготовления микропрепаратов; оказывает помощь при необходимости.

6. Коррекция знаний

Проверка правильности выполнения лабораторной работы и ее оформления в рабочей тетради.

7. Закрепление знаний о строении клетки и приготовлении микропрепарата

Беседа о строении клетки. Выполнение заданий из электронного приложения: перетяните с помощью мыши название элементов строения растительной клетки; определите последовательность приготовления препарата кожицы лука; определите, в каком из объектов содержатся клетки, изображенные на рисунках, установите соответствие с помощью стрелок. К доске вызываются желающие выполнить задания из разных групп. Фронтально выполняется тест в рубрике «Контроль знаний» компьютер выдает автоматически результат проверки. Учитель объявляет сколько заданий выполнено без ошибок.

Отметьте в инструктивных карточках верные утверждения.

1. Основная единица строения всех живых организмов – это клетка.

2. Главные части клеток растений – это оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

3. Пластиды есть только в растительных клетках.

4. Лупа – увеличивает предметы в 150 раз.

5. По форме и размерам все клетки одинаковы.

6. Организмы растений, животных, человека состоят из клеток.

- Осуществите самопроверку! (Учитель отмечает тех, у кого работа без ошибок)

8. Рефлексия

В инструктивных карточках обучающиеся отмечают:

На уроке я запомнил(а)…На уроке мне не понятно…На уроке мне понравилось…

Я себя чувствовал(а) так: (изобразить сигнальный цветной смайлик). Зеленый цвет – урок прошел хорошо, мне все было понятно; желтый цвет – некоторые задания вызвали затруднения; красный цвет – было трудно, многое не понял(а).

9. Подведение итогов урока

- Пора подводить итоги урока. Давайте подумаем: достигли ли мы сегодня цели? Что мы изучили на уроке? Чему мы сегодня научились? Понравилось ли работать в группах? Что запомнилось больше всего? (Обучающиеся отвечают)

Клетка – жизни всей основа! Повторять мы будем снова!
Только есть один секрет: нам не удастся видеть, нет,
Клетку невооруженным глазом, а хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать, клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят: морж, медведь и долгопят,
Дуб, сосна, собака, кошка, да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы: и поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять, клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки нам хорошие отметки!

10. Задание на дом. Окончание урока

Изучить параграф 7, устно ответить на вопросы на стр. 38, по желанию выполнить задание для любознательных на стр. 40 или выполнить творческое задание: вылепить из пластилина на картоне макет «Строение растительной клетки». Посмотреть электронное приложение к уроку.

- Ребята, вы молодцы! Мне сегодня очень понравилось работать с вами на уроке. Сегодня все получат отметки за выполнение лабораторной работы. Урок окончен! Всем спасибо за внимание! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пасечник В.В. Биология: индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся: 5 класс. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2017. - 96с.
  2. Пасечник В.В. Биология: индивидуально-групповая учебно-познавательная деятельность учащихся: 6 класс. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2017. - 96с.
  3. Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016. - 109с.