Корабль успеха. Интерактивное занятие-путешествие для учащихся начальной школы

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 4, 5

Ключевые слова: успех


Цель занятия: создание условий, позволяющих обучающимся сформировать положительную мотивацию к учению, делиться своими чувствами с окружающими и обсуждать вызывающие их причины.

Оборудование: интерактивная доска, презентация (приложение 1) магнитная доска, 8 компьютеров с комплексом компьютерных психодиагностических программ Эффектон Студио, плакаты для практической работы.

Используемые приемы и методы: метод незаконченных предложений, тест «Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой», метод визуализации «Формула успеха», упражнение «Свеча», наглядный метод, словесный метод (дискуссия), рефлексия.

Целевая аудитория: обучающиеся 4-5-х классов.

Время: 30-40 минут.

Ход занятия

Вступительное слово психолога: Дорогие ребята, я сейчас приглашаю вас отправиться в необычное морское путешествие.

Введение в проблему: Перед тем, как занять места, прошу вас выполнить следующее упражнение:

Упражнение «Поменяйтесь местами те, …»

  1. Кому нравится в школе…
  2. Кто всегда с радостью идет в школу…
  3. Кому нравится, когда отменяют в школе какие-нибудь уроки?
  4. Кто хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  5. Кто часто рассказываешь о школе родителям?
  6. Кто хотел бы, чтобы у вас был менее строгий учитель?
  7. Кому нравятся одноклассники?

Психолог: Ребята во время нашего путешествия мы постараемся не только отдохнуть, но и получить ответы, например, Как справляться с некоторыми трудностями школьной жизни? Но, чтобы наше путешествие было комфортным, предлагаю познакомиться с правилами экипажа нашего корабля.

Упражнение «Правила экипажа»

Цель: разработка правил работы в группе.

Любое путешествие будет удачным, если каждый участник будет соблюдать правила, так как мы – один экипаж, и нам нужно договориться, как мы будем общаться друг с другом.

Правила экипажа: 

  1. Правило поднятой руки (внимание)
  2. Один говорит, другие внимательно слушают.
  3. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай мнение других.
  4. Активное участие каждого члена экипажа.
  5. Взаимная поддержка и одобрение.
  6. Храним чужие секреты – конфиденциальность.

Психолог: Ну, теперь все заняли свои места. - Перед отплытием давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга! (помашем ладошками) и в хорошем настроении можем  отправляться  в  плавание...

-  К отплытию готовы! (Звук корабля) У нас на пути остров «Мотивационный»

Остров «Мотивационный»

Метод: методика «Незаконченные предложения».

Цель: диагностика преобладающих мотивов в учении обучающихся.

Педагог-психолог: Ребята, сейчас я вам хочу предложить прочитать начало каждого предложения и закончить его.

Детям даются задания на карточках.

  1. В свободное время я занимаюсь…
  2. Все познать невозможно, но хочется знать…
  3. Учусь в школе для того (что бы?)….
  4. Мои любимые книги (и почему?)…
  5. Мне нравиться, когда меня хвалят за…
  6. Я бы не учился, если бы не…
  7. «Хорошие» оценки – это результат...
  8. Я буду активным на уроке, если...

Остров «Гипотетический»

Метод: дискуссия «Что случится, если не ходить в школу».

Цель: формирование положительной школьной мотивации.

Педагог-психолог: На пути у нас необычный остров «Гипотетический». Я вам предлагаю для обсуждения не совсем обычную ситуацию: - Что случится, если не ходить в школу?

Дети делятся на 2 группы. Назначаются помощники капитана корабля. Каждый в команде высказывает свое мнение. Выслушиваются все суждения. Капитан (педагог-психолог) отмечает самые оригинальные версии.

Рефлексия: Какова же роль знаний в жизни человека? Что вы можете сказать по этому поводу?

Остров «Формула успеха»

Метод: метод визуализации «Формула успеха».

Цель: снятие эмоционального напряжения, обучение навыкам саморегуляции (настрой самого себя на учёбу).

Педагог-психолог: Умение одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя это очень помогает в любой деятельности, в том числе и учебной. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, мы можем вдохновить себя на дальнейшие достижения. Давайте попробуем отработать это на примере…

Упражнение «Формула успеха» (муз.фон.)

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните ваше эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы на уроках, конкурсах или соревнованиях…

2. Похвалите самого себя… Скажите самому себе несколько приятных слов…

3. Убедите себя и дальше так работать над собой и в школе и вне школы (например, проявить настойчивость, упорство, целенаправленность и т.п.).

Рефлексия: Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения? Что вас удивило?

- Ребята, это ваш новый ресурс, который поможет вам саморегулироваться, поможет вам настроится на успех.

Остров «Позитивный»

Метод: Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Ход упражнения

Педагог-психолог: Вот мы приплыли к острову «Позитивный». Ребята, каждый отдельный человек уникален, обладает собственными чертами характера и множеством положительных личностных качеств, которые помогают им в любой деятельности: в работе, учебе, игре…Я хочу каждому из вас предложить оценить себя как ученика, в этом вам поможет фраза «Я горжусь собой за то…».

Каждый ребенок проговаривает данную фразу, давая себе положительную оценку в учебной деятельности (Если ученик не сможет себя оценить, ему дают оценку остальные члены экипажа, при этом используется упражнение «Позитивный стул»).

Рефлексия: Трудно ли было говорить о положительных сторонах своей личности? Сложно ли было говорить о себе? Ребята, это еще один ресурс, который поможет вам в вашей школьной жизни.

Остров «Ассоциативный»

Цель упражнения: формирование положительного отношения к статусу «ученик».

Метод: работа с плакатом (наглядный, словесный метод)

Ход упражнения

Практическая часть

Педагог-психолог предлагает детям придумать ассоциацию на слово «Идеальный ученик». Дети на цветных лепестках записывают ассоциации на слово «Идеальный ученик» и прикрепляют к плакату. Педагог-психолог предлагает ученикам поделиться своими мыслями.

Рефлексия: Вызвало ли трудности — это упражнение?

Бухта «Эффектон»

Цель: выявления уровня мотивации к школьному обучению на завершающем этапе.

Метод: тест «Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой» с использованием комплекса Эффектон Студио.

Ход упражнения

Педагог-психолог: Вот, наконец, мы приблизились к бухте «Эффектон». Ребята, я вам предлагаю по маршрутным листам выполнить 1 задание в каютах нашего корабля.

Ребятам даются маршрутные листы «Эффектон», дети садятся за компьютерные столы и выполняют задания пакета «Личность», тест «Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой»

Время - 5 мин.

Рефлексия.

Остров «Успешный»

Метод: упражнение «Свеча», аудиальный метод (муз.фон «Тепла! Добра! Любви!»)

Ход упражнения

Упражнение «Свеча»

Педагог-психолог: Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Предлагаю высказаться по итогу нашего путешествия. Что для вас было полезным? С чем вы уйдете?

Педагог-психолог по кругу передает участникам «зажженную» свечу, дети заканчивают высказывания по итогу занятия… Именно сегодня! Я…

Педагог-психолог: Спасибо за ваши высказывания. На нашем корабле для вас подготовлены талисманы – спасательные круги. Подойдите, пожалуйста, к кораблю и выберите понравившийся талисман-пожелание.

Спасибо за работу, успехов в учебе.