Урок русского языка в инклюзивном классе. Тема: «Второстепенные члены предложения». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Класс: 3

Ключевые слова: ОВЗ, русский язык, УМК «Начальная школа XXI века», инклюзивное образование, второстепенные члены предложения


Пояснительная записка.

Состав обучающихся: В классе 25 человек, 13 мальчиков и 12 девочек.

Основная программа класса: Основная образовательная программа НОО МОУ Лицей №1.

Программа обучения в соответствии с рекомендациями Территориальной ПМПк: Один учащийся обучается по программе ФГОС НОО ОВЗ, вариант 7.1.

Степень включённости: Полное включение в образовательный процесс.

Индивидуальные особенности обучающегося ОВЗ: Трудно воспринимает материал во время фронтальных занятий, низкая концентрация внимания, фрагментарное выполнение заданий, не осваивает пошаговый контроль своих действий, не сформирована саморегуляция деятельности. Бедный словарный запас, трудности в понимании познавательных текстов, связная речь фрагментарна, трудности в формировании умения строить высказывания, нарушено звукопроизношение.

УМК «Начальная школа XXI века». Авторская программа С.В.Иванова.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Методы: метод проблемного обучения, беседа.

Формы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, учебник Иванов С.В. русский язык 3 класс учебник в 2-х частях - Москва: Вентана-Граф 2014 год.

Цель: Формирование представления о второстепенных членах предложения, знакомство с  алгоритмом определения второстепенных членов предложения.

Задачи:

  • актуализировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях;
  • учить выбирать смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;
  • организовать усвоение детьми нового способа действий;
  • формировать у учащихся умение проводить промежуточную и итоговую рефлексию своей деятельности.

Формируемые УУД:

Регулятивные:  целеполагание, контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: 

  • проводят сравнение и классификацию изученных объектов, выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;
  • построение логических рассуждений.

Коммуникативные: 

  • приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;
  • действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Коррекционные задачи:

  • Формировать умение ориентироваться в задании.
  • Учить выполнять работу в соответствии с наглядным образом.
  • Учить оценивать свою работу, исправлять допущенные ошибки.
  • Формировать умение выстраивать коммуникации.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащегося
ОВЗ

1.Орг.момент.

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный  процесс

Приветствие учащихся.
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “пять”.
А теперь повторяйте за мной:
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать
Я буду много знать!
Мне нравится учиться!

 

2.Актуализация опорных знаний
фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала

- Прочитайте, что записано на доске.
У дома стоят красивые берёзы.
Шелестит листва. (предложения)

- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Проверка работы. Оценивание.

- Чем отличаются эти два предложения?
(Первое распространённое, второе нераспространённое).
Кроме главных членов есть и другие слова, которые дополняют, уточняют, поясняют главные члены предложения.

Работа в паре: Дополните второе предложение. (весело, пушистые, молодая, белая, зимой)
Весело шелестит молодая листва.

Найдите грамматическую основу предложения – это главные члены предложения.

Тогда как называются остальные члены предложения? Остальные слова называются второстепенными членами предложения. (запись на доске)

Находит главные члены предложения с опорой на карточку – подсказку и помощь учителя.
Проверка совместно с другим учеником.

 

 

Работа с учителем. У ученика слова для справок. (весело, пушистые, молодая, белая, зимой)

3. Целеполагание. Постановка учебной задачи. 3. Определите тему нашего урока.
(Главные и второстепенные члены предложения)
Какую цель поставите для себя на урок? (фиксация на доске)
Находить второстепенные члены предложения, учиться задавать вопросы.
 
4. Первичное усвоение.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

4. Теперь давайте вместе попробуем найти второстепенные члены предложения:
В старом парке с деревьев облетают последние листья.
1. Найдём грамматическую основу предложения.
2. Найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего. (запись словосочетаний с вопросами)
3. Найти слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого. (запись словосочетаний с вопросами)
4.Найти второст.чл. предл., к которым можно задать вопрос от других второст. чл. предложения. (запись словосочетаний с вопросами)

Физминутка.

4. Участие во фронтальной работе.
Алгоритм действий есть у данного ученика. Учитель стимулирует на повторение за учителем и за детьми (как задавать вопросы)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать за детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
5. Работа в группе.
В данном предложении найдите и выпишите второстепенные члены предложения вместе с вопросами по данному выше алгоритму.
Пёстрая бабочка сидела на белой лилии.
Проверка работы фронтально, исправление ошибок.
5. Ученик работает с другим, более простым предложением.
Дети играют в футбол.
Самопроверка с учителем по образцу, с проговариванием.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организовать выполнение учащимися
заданий изученным способом действий.

6. Предлагаю потренироваться в умении находить главные и второстепенные члены предложения, поработав в паре или самостоятельно.

Предложения рассыпались. Собери их. Запиши в тетрадь, найди главные чл. предл. и выпиши словосочетания с вопросами по нашему алгоритму.
Играла, маленькая, на, девочка, прекрасно, рояле
Проверка по эталону.
Что будем оценивать?
1) Как составил предложение.
2) Правильно ли нашёл главные члены предложения.
3) Правильно ли задал вопрос к второстепенным членам предложения.
Самооценка по записанным критериям.

В зависимости от того, на какой вопрос отвечает второстепенный член предложения, выделяют три вида второстепенных членов предложения. С ними мы познакомимся на следующих уроках.

6. Выполнение данного задания с простым предложением с помощью учителя.
Грелись, костра, у охотники

7. Рефлексия деятельности (Итог урока)
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

7. Какую цель ставили на уроке?
Кто может сказать, что хорошо научился находить второстепенные члены предложения?
Кто может сказать: «Я могу помочь своему однокласснику»?
Кому ещё надо потренироваться в данном умении?
Кто может похвалить себя или товарища и за что?

 

8. Домашнее задание

С. 86, у. 4. (по алгоритму)

Подобное задание с другими более простыми предложениями. (Карточка. Два предложения).