Исследовательская работа по теме "Особенности взросления современных подростков"

Разделы: Школьная психологическая служба


Подростковый период — важнейший этап жизни, определяющий последующую судьбу человека. Особенно трудно приходится подростку, когда его взросление происходит в нестабильной экономической и культурно-ценностной жизни современного общества. Именно в таких условиях пребывает большинство современных подростков. Почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики. В такой ситуации родители и педагоги нередко оказываются беспомощными, не понимая, что происходит с подростками.

Цель работы: изучить основные проблемы, связанные с подростковым взрослением.

Для изучения особенностей взросления подростков нашей школы мы с группой старшеклассников провели анкетирование учащихся 6-9 классов (всего 208 человек). Анкета (таблица №1 в приложении) составлена на основе теории представленной в книге О.В.Хухлаевой «Психология подростка». Анализ результатов даёт возможность увидеть особенности развития мальчиков и девочек, а также увидеть закономерности возрастного развития подростков.

Так, девочки 6а класса нашей школы больше боятся будущего (23%), чем мальчики (0%). Девочки больше помогают родителям, чем мальчики (27% и 14%), 38% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков же таких лишь 11%. В то же время  100% мальчиков ждут светлого будущего, а девочек таких лишь 69%.Особенностью 6Б класса является  то, что всего 40% мальчиков и 55% девочек считают своё будущее светлым. Особенностью 8А класса является то, что 6% девочек считают себя старше своих сверстников, мальчиков же таких 50%.

В 9А классе 40% девочек и 50% мальчиков считают, что у них больше обязанностей, чем прав, при этом никто не отмечает, что помогает родителям. В 9Б классе же из 40% девочек и 11% мальчиков помогают родителям соответственно по 20% и 22%. А в 9В классе 100% девочек считают, что у них больше обязанностей, чем прав, мальчиков таких 50%, помогают родителям 11% девочек и 25% мальчиков.

Можно предположить, что в 6А классе мальчики очень жизнерадостны, смотрят на жизнь сквозь «розовые очки», девочки более «заземлены», более настороженно относятся к своему будущему.

В 6Б классе лишь половина ребят ждут светлого будущего, а остальные его боятся или к нему безразличны: скорее всего, такое отношение связанно с социальным статусом семьи.

В классе 38% полных семей, 28% одиноких матерей, 17% воспитываются бабушками или отцами, всего 33% семей можно назвать социально благополучными (полная семья, родители работают, не пьют, имеют достаточный материальный достаток).

В 8А классе половина мальчиков считают себя взрослыми, возможно, они выдают желаемое за действительное.

В 9м классе особенно проявляется проблема несоответствия заявки подростков на свои права и нежелания брать на себя дополнительные обязанности.

Мы выявили некоторые закономерности подросткового развития девочек и мальчиков. Так, например, мы обратили внимание, что девочки 6-7-х классов хотели бы поменять своё имя (17% и 26%), у мальчиков же эти цифры соответственно 11% и 4%.

Количество девочек, которые считают, что у них больше обязанностей, чем прав растёт с 6 по 8 класс (с 28% до 36%), в то время как девочек помогающих родителям с каждым годом становится всё меньше (с 33%  до 6%).

В силу того, что девочки физически взрослеют быстрее, скорее всего и психологическое взросление наступает раньше. Подростковые проблемы для девочек 6-8 классов проявляются острее. Из ребят предпочитающих одиночество 75% девочек и 25% мальчиков. Скорее всего, это связано с трудностями в общении. Из таких ребят 20% воспитываются в социально неблагополучных семьях, 40%-новенькие, 10% - из интеллектуальной «элиты» школы.

По полученным результатам можно говорить об общих закономерностях взросления подростков нашей школы.
Так проблема неприятия своего имени больше характерна для учащихся 6–7-х классов.

Большинство учащихся 6-9 классов относят себя к группе подростков (90%, 75%, 97%, 87%), выделяются лишь учащиеся 7-х классов, из которых 16% считают себя взрослыми, но, скорее всего, они выдают желаемое за действительное.

Отношение к будущему, скорее всего, зависит не только от возраста, а от социального статуса семьи. В свободное время учащиеся больше всего гуляют.  Процент таких учащихся растёт с 6 по 8 класс (с 31% до 60%), девятиклассники же больше посещают секции (43%).

Читают очень мало все (6%, 2%, 3%, 0%).

По мере взросления растёт число ребят, предпочитающих общение в большой компании (17%, 28%, 41%, 41%),

любителей одиночества  с возрастом становится всё меньше (6%, 12%, 4%, 2%).

С 6 по 8 класс растёт число родителей, принимающих вкусы своих детей (65%, 66%, 77%), вместе с тем растёт число родителей относящихся к ним безразлично. Во всех возрастных группах достаточно большой процент родителей одобряющих дружбу своих детей со сверстниками противоположного пола, соответственно 9%, 3%, 7%, 8% не одобряют, 18%, 24%, 13%, 14% относятся безразлично.

У родителей и подростка складываются новые взаимоотношения. Они учатся понимать друг друга. Этим можно объяснить то, что большой процент родителей принимает вкусы своих детей и их дружбу со сверстниками. И это положительный момент, потому что, скорее всего, в этих семьях происходит необходимое подростку отделение от «родительского гнезда».

Те родители, которые не одобряют дружбу подростка с противоположным полом, скорее всего, не хотят отпускать ребенка из-под своей опеки, не дают ему возможности становиться самостоятельным. Но это может пагубно сказаться в дальнейшем, так как ему необходимо учиться приобретать свой жизненный опыт.

Безразличие родителей ко вкусам подростка и его дружбе со сверстниками можно объяснить самыми разными причинами. Мы проанализировали социальный статус семей, в которых они воспитываются и увидели что это семьи самые разнообразные:

1. Неблагополучные семьи (пьющие, неработающие родители).

2. Семьи, в которых дети являют приёмными.

3. Неполные семьи.

4. Семьи, где подросток является старшим из детей.

5. Достаточно благополучные, но очень занятые родители (учителя, предприниматели).

По результатам изучения особенностей взросления подростков нашей школы, можно выявить следующие закономерности:

1. С возрастом у ребят всё больше проявляется потребность в общении со сверстниками.

2. Интерес к интеллектуальным занятиям падает.

3. С 6 по 9 класс всё более актуальной является проблема несоответствия желаемых прав и нежелания выполнять предъявляемые взрослыми обязанности.

4. С 6 по 9 класс растёт число подростков, для которых актуальной является проблема взаимоотношений «отцов и детей».

5. Пик возрастных проблем приходится на 7 класс:

1. Неприятие своего имени.

2. Ощущение мнимой взрослости.

3. Ощущение одиночества.

4. Трудности во взаимопонимании родителями.

Чтобы облегчить процесс взросления, подросткам необходимо понимание взрослыми их возрастных трудностей, необходимо оказание психологической поддержки. Необходимость такой поддержки обусловлена ещё и социальным статусом семей, в которых они живут.

Приложение

Таблица № 1 «Текст опросника»

Вопрос

Вариант ответа

1. Как ты относишься к своему имени?

А) нравится

Б) не очень, но пусть будет

В) хотел бы поменять

2. Кем ты себя считаешь?

А) ребёнком

Б) подростком

В) взрослым

3. Чего у тебя больше?

А) прав

Б) обязанностей

В) поровну того и другого

4. Чего ты ждёшь от будущего?

А) оно мне кажется светлым

Б) я его боюсь

В) мне всё равно, что со мной будет

5. Как ты себя чувствуешь в физическом развитии по сравнению со сверстниками?

А) старше

Б) наравне

В) младше

6. Чем ты занимаешься в свободное время?

А) помогаю родителям

Б) гуляю с друзьями

В) хожу в секцию

Г) смотрю телевизор

Д) читаю

7. Для общения тебе:

А) нужна большая компания

Б) хватает несколько друзей

В) никто не нужен

8. Как твои родители относятся к тому,
Что ты одеваешь, как говоришь и что cлушаешь?

А) хорошо

Б) не одобряют

В) безразлично

9. Как реагируют твои родители на дружбу со сверстниками противоположного
пола?

А) хорошо

Б) не одобряют

В) безразлично