Тема урока: "Решение задач с одним недостающим данным". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Цель

обучающий аспект:

  • знать части и признаки текстовых задач (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь отличать текстовую задачу, дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь извлекать и использовать информацию из различных источников для решения текстовых задач (познавательные универсальные учебные действия);
  • применять знания и способы решения задач (познавательные универсальные учебные действия).

развивающий аспект:

  • развивать мыслительные операции сравнения, анализа при выполнении учебных заданий (познавательные универсальные учебные действия)
  • развивать умение анализировать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать умение ставить учебную задачу (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать умение распределять функции и роли в совместной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру общения и взаимодействия при работе в парах и группах (коммуникативные универсальные учебные действия).
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности (личностные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
  • усвоение нового,
  • первичная проверка,
  • итог на рефлексивной основе.

I. Организационный момент

- В Москве в одном из павильонов ВДНХ есть музей Анимации. Там есть зал отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов.

Страна добра, страна чудес -
Известна всем с пеленок.
И побывать в ней каждый рад,
И взрослый, и ребенок!

- Сегодня на уроке математики вместе с нами будут мультипликационные герои.

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

1. Устный счёт

По тропинке в лесок покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
встретил волка, встретил мишку.
Да плутовку лису повстречал он в лесу.
Отвечай поскорей,
Сколько встретил он зверей?

Молоточками стуча, 
Веселясь и хохоча, 
Шли по лесу гномики, 
Чтоб построить домики. 
Гном Седая Борода 
Дом построил у пруда, 
Круглый, толстенький Ватрушка 
Дом построил на опушке, 
Гномик озорной Егорка 
Дом построил у пригорка, 
А веселый гном Незнайка 
Дом построил на лужайке. 
А Ворчалка - хмурый гном, 
Прямо в чаще строит дом. 
Сколько было гномиков, 
И сколько было домиков?

Глупый маленький мышонок
В сыре дырочки считал:
Сверху три и снизу три,
Слева три и справа три.
Сколько дырочек всего?
Кто ответит за него?

Красная Шапочка шла по тропинке.
Семь пирожков в плетеной корзинке
Бабушке внучка на праздник несла.
Но по дорожке часть раздала:
Зайчику,
ёжику,
мышке и белочке.
Сколько гостинцев
осталось у девочки?

Мишка Винни рано встал,
Бочки с мёдом сосчитал.
Оказалось 10 их,
Только, что ж, смотреть на них.
Три бочонка с мёдом съел,
Прогуляться захотел.
В полдень мишка наш пришёл,
Сколько бочек он нашёл?

2. - Чтобы определить тему урока, разгадайте ребус.

На доске: ТЕМА: Решение задач…

- У нас сегодня новая тема, поэтому, мы позже допишем ее продолжение.

- Поставим учебные задачи урока.

Знать: части задачи.

Уметь: решать задачи.

Познакомиться с новыми задачами

- Сегодня у нас групповая работа, повторим правила работы в группах.

Первое задание состоит из двух этапов: Приложение 1

  • 1 этап – задание выполняет каждый.
  • 2 этап – объединяетесь и выполняете задание в группе

1 этап

- Выслушайте инструкцию по выполнению задания:

1. Прочитать задание, выполнить.

2. Выбрать карточку с правильным ответом.

3. Показать жест – задание выполнил.

- Приступаем к работе

2 этап

- Старуха Шапокляк при поддержке крыски Лариски всегда мешает своим друзьям. И вот сейчас они разбросали решённую задачу. Соберите части задачи в правильном порядке и заполните таблицу.

- Возьмите выбранную карточку, объединитесь в группы, заполните таблицу.

- Любой ли математический текст можно считать задачей? Вспомните и назовите признаки задачи

Второе задание выполняем в парах. Приложение 2

- Сейчас вы будете работать с текстами, из них вы узнаете, что герои мультфильмов, так же, как и мы, участвуют в экологических акциях.
Примените знание признаков на практике и среди математических текстов, найдите задачу. Обведите ее номер в кружок.

- Почему вы не выбрали текст о Красной Шапочке? А можно преобразовать текст и получить задачу? Как?

- Такие тексты тоже являются задачами. Называются они задачами с недостающим данным (дописать тему на доске)

- Используя информацию в виде схемы, подберите подходящее данное.

Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

Третье задание выполняем в парах.

- Ёжик и Медвежонок решили больше не рвать ромашки для своего друга Зайца. Они участвуют в проекте «Комнатные растения».

- Медвежонок и Ёжик вырастили комнатные растения для своего друга Зайца. На диаграмме показано количество растений каждого вида.

Используя информацию диаграммы, выполните задание.

1) На сколько меньше выращено кактусов, чем фиалок?

Ответ на ____ кактус выращено меньше.

2) Сколько фикусов вырастили друзья?

Ответ: ____фикусов вырастили друзья.

Для 1 В. Задание 1, для второго – 2. Начинает объяснение 1 вариант, затем – 2 вариант

- Как вы определяли недостающее данное по диаграмме? (Это числовой луч, и числа там идут по порядку, просто они не записаны на диаграмме).

III. Первичная проверка

- Следующее задание будете выполнять индивидуально, пользуясь информацией из текста и календаря.

1.В январе Кеша запланировал посетить кинотеатр 2 раза в будние дни и по воскресеньям. Сколько всего раз побывает Кеша в кинотеатре в январе?

Решение: _____

Ответ:____ раз побывает Кеша в кинотеатре в январе.

2. Используя информацию из текста справа и календарь, определи, когда состоится премьера мультфильма Мегащенки Могучие лапы. Запиши дату цифрами и название месяца.
«_______» ___________

Попугай Кеша очень любит смотреть разные телепередачи. Особенно ему нравятся премьеры. Премьера мультфильма Мегащенки Могучие лапы, состоится в кинотеатрах России в последний четверг января.

В.1 выполняет 1 задание, В.2 – второе.

Взаимопроверка.

- Повернитесь друг к другу и объясните свое задание товарищу, после этого заполните пропуски в своей карточке.

IV. Итог на рефлексивной основе

- С какими задачами мы познакомились на уроке?

Мы получали информацию из схемы, диаграммы, текста и календаря. Вспомните, какое из этих заданий было для вас легким, прикрепите туда зеленую фишку, а рядом с заданием, которое для вас было сложным, прикрепите желтую фишку.

На доске:

Задания:

  1. Со схемой
  2. С диаграммой
  3. С текстом и календарём

- Эта информация мне необходима для подготовки к нашему следующему уроку математики.

- Урок окончен. Спасибо за работу!