Культурное наследие Чувашии – игры

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклор, игры Чувашии


Подготовка. На земле (полу) чертится круг диаметром 3-4 м. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. В каждой команде выбирается капитан.

Описание игры. Капитаны посылают по одному игроку - «петуху» в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает, руки кладет за спину. По сигналу руководителя петухи, прыгая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идет в середину следующая пара петухов (по усмотрению капитанов) и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.

Правила.

1. Петух, ставший на обе ноги или выскочивший из круга, считается побежденным.

2. Если во время выталкивания оба петуха выйдут из круга, победа никому не присуждается, а на их место в круг идет следующая пара.

3. Петухи вступают в бой только по сигналу.

4. Во время боя руки должны быть за спиной.

Вариант «Борьба в квадратах»

На земле (полу) чертятся три квадрата: 3x3, 2x2 и 1x1 м. В большом квадрате (3x3 м) встают 4 игрока близкие по росту и силам и, приняв положение, как в предыдущей игре, по сигналу начинают выталкивать плечом друг друга. Трое выбывших из большого квадрата, переходят в средний квадрат, а победитель остается в большом квадрате. Борьба продолжается в среднем квадрате, двое выбывших переходят в малый квадрат, победитель остается в среднем квадрате. Борьба заканчивается в малом квадрате, когда один выйдет из квадрата, а другой останется победителем. Первый победитель в большом квадрате получает 4 очка, второй - в среднем квадрате - 3 очка, победитель в малом квадрате - 2 очка, а выбывший из малого квадрата - 1 очко. Затем идет бороться следующая четверка.

Воробьи и кошка

Количество играющих: от 4 до 25 человек.

Подготовка к игре. Чертят на земле круг диаметром в 5-7 шагов. В нем становится один из играющих кошка. Остальные играющие воробьи становятся вне круга, около его линии.

Игра. Воробьи перепрыгивают через линию круга и обратно, а кошка старается поймать кого-нибудь из выпрыгнувших или того, кто не успел еще выпрыгнуть совсем из круга. Пойманный становится кошкой, а поймавший воробьем.

Правила.

1) Кошкой становится тот воробей, который пойман, или тот, кто не впрыгнул в круг, а вошел или вбежал, а также тот, кто вышел или выбежал из круга.

2) Если будет обусловлено перед игрой или во время нее, чтобы прыгать на обеих ногах или на правой, или на левой ноге, то всякий, прыгнувший иначе, считается запятнанным.

Указание. При большом количестве играющих вводится правило, чтобы всякий раз, как кто-нибудь пойман, все воробьи должны встать вне круга и уже тогда продолжать перепрыгивание. Гали, гали, стоп!..

Ку — сăмах тупмалли вăйă. Пĕри ачасен умне тухса сăмах туптарать. Анчах вăл малтан сăмахĕ мĕне пĕлтернине, мĕнле саспаллипе пуçланса мĕнле саспаллипе пĕтнине, кирлех пулсан, миçе саспаллирен тăнине асăрхаттарать. Тĕслĕхрен, хула ячĕ «А» саспаллирен пуçланать те «К» саспаллипе пĕтет. Ачасем черетпе хăйсен сăмахĕсене калаççĕ, сăмахĕ тĕрĕс пулсан, ыйтаканни айккинелле чупса тарать. Тĕрĕс сăмах тупаканнин часрах: «Гали, гали, стоп!» — тесе кăшкăрмалла. Вара ыйтаканни патне çитме миçе утăм кирлине каламалла та, çавăн чухлĕ утăм пусса ун патне çитмелле. çав утăмсемпе çитсен, вăл ыйтаканни пулать, çитеймесен хăйĕн вырăннех каять.

Количество играющих: от 4 до 25 человек. Гуси-лебеди.

Количество играющих: от 5 до 30 человек. Место для игры: большая комната или площадка.

Подготовка к игре. На одной стороне площадки намечают длинной линией место для дома гусей, а на противоположной стороне небольшое волчье логовище. Одного играющего выбирают волком, другого хозяином гусей, остальные гуси. Волк становится в логовище, гуси в своем доме, хозяин в стороне между логовищем и домом.

Игра.

Хозяин гусей кричит:

- Гуси-лебеди, в поле!

Гуси вылетают в поле и бегают, пока хозяин не закричит:

- Гуси-лебеди, домой: серый волк под горой!

Гуси останавливаются и спрашивают:

- Что он там делает?

- Гусей щиплет, - отвечает хозяин.

- Каких?

- Сереньких да беленьких. Летите скорей домой! Гуси летят к себе в дом, а волк ловит их. Пойманные идут в плен в волчье логовище, и игра продолжается прежним порядком. Игра идет до тех пор, пока не будут переловлены все гуси.

Правила.

1) Гуси могут вылетать в поле или обратно к себе домой только после определенных приказаний своего хозяина.

2) Волк ловит только после слов хозяина: «Летите скорей домой!».

Указания. Если играющих много, договариваются заранее об условленном количестве гусей (10-15), которых должен поймать волк, после чего выбирается новый волк. Это рекомендуется для того, чтобы пойманным гусям не находиться долго в плену у волка, с одной стороны, а с другой не утомлять длительной ловлей волка.

Иголка, нитка, узелок

Количество играющих: от 20 до 40 человек.

Подготовка к игре. Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

Игра. Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Правило. Играющие не задерживают и свободно пропускают иголку, нитку и узелок и поднимают руки.

Камăн пушмакĕ?

Ку вăййа тĕрлĕ çулхи ачасем выляма пултараççĕ. Чи малтанах ертсе пыраканнипе ĕç хушакан ачана шăпа ярса суйламалла. Ун хыççăн ачасем юнашар ларса тухаççĕ. Пурте урисене малалла тăсса хураççĕ. Вăййа ертсе пыраканĕ миçеччен шутламаллине ыйтать. Ачасем пĕр число калаççĕ те ертсе пыраканни шутлама пуçлать. çапла майпа вăл йĕркипе ачасен пушмакĕсене хывса илет. Каярахпа вара ĕç хушакан ачин куçне хуплаççĕ те: «Кăна мĕн тутаран?» — тесе ыйтаççĕ. Лешĕ вара пĕр-пĕр ĕç хушать. Ёçне тусан ачасен пушмакĕсене каялла параççĕ, урисене тăхăнтарса пĕтереççĕ.

Вăйă тĕслĕхĕ: «3» число каланă пултăр. «Пĕрре, иккĕ, виççĕ» — çав ачан пушмакне хывса илет. Унтан малалла çапла майпа шутласа пурин пушмакĕсене те хывса пĕтерет. Ĕç хушаканни вара: «Юпа патне чупса кайса кил», — тесе хушать. Ача чупса кайса килнĕ хыççăн ăна пушмакне параççĕ. çапла майпа (пурте ĕç тунă хыççăн) хăйсен пушмакĕсене каялла илеççĕ. Вăййа кайран тепĕр хут выляс тесен çĕнĕрен шăпа ямалла.

Ку вăййа урăхла выляма та пулать. Ачасем юнашар лараççĕ. Вăййа ертсе пыраканĕ ачасен пушмакĕсене шутласа хывса пырать. Хывса пĕтернĕ хыççăн тепĕр ачи тухса (мала) ларать. Ертсе пыраканни: «Ку пушмакне кама паран?» — тесе ыйтса пырать. Ку ачи: «çавна (ача ятне калать) паратăп», — тет. Пушмакĕсене тăхăнтарса пĕтерсен кам çĕнтерни паллă. çĕнтерÿçĕ ĕнтĕ хăш ачи икĕ пушмакне те хăйĕннех тăхăнни пулать. МалаллАмăшĕпе чĕпписем тата çăхан

Амăшĕпе чĕпписем тата çăхан

Вылякансем хушшинче чĕп амăшне (вăйлăрах ачана) тата çăхана суйлаççĕ. Ытти ачасем чĕпсем пулаççĕ. Çăханĕ çĕр чавать. Чĕпписем амăшĕ хыççăн пĕр-пĕринчен тытăнса утаççĕ. Çăхан патне çитсен унран ыйтаççĕ:

— Мĕн чаван?

— Çĕр чавап.

— Çĕртен мĕн тухать?

— Йĕп тухать.

— Йĕппе мĕн тăван?

— Хутаç çĕлеп.

— Хутаçпа мĕн тăван?

— Сан чĕппÿсене тытап!

Çăхан аллисене сарать те: «Тытатăп!»— тесе чĕпсем çине тапăнать. Чĕп амăшĕ: «Памастăп!» — тесе чĕпписене хÿтĕлеме тăрăшать, хăй хыçнерех пытарать. Тытнă чĕппи вăйăран тухать, çăхан теприсене тытма тăрăшать. Темиçе чĕп тытсан вăйă вĕçленет.

Вăйă йĕрки. Çăханпа чĕп амăшĕ калаçса пĕтерсен çеç чупкалама пуçлаçççĕ. Чĕпписене сыхланă вăхăтра чĕп амăшĕн çăхана аллисемпе тĕксе яма юрамасть. Çăхан картара вĕçĕнче тăракан чĕппине тытма тăрăшать. Чĕпĕсен пĕр-пĕринчен хытă тытмалла. Хăшĕ те пулсан картара тытăнса юлаймасан хăвăртрах хăйĕн вырăнне тăма тăрăшмалла.

Клушка с цыплятами и коршун

Из игроков выбирают клушку и коршуна. Остальные — цыплята. Коршун разгребает землю, к нему подходит клушка с цыплятами. Цыплята идут гуськом за клушкой, крепко держась друг за друга. Между коршуном и клушкой происходит диалог,

— Что делаешь?

— Землю рою.

— Из земли что выйдет?

— Игла выйдет.

— Что будешь делать с иглой?

— Мешок сошью.

— Что будешь делать с мешком?

— Цыплят твоих ловить!

Коршун, широко раскинув руки и растопырив пальцы, со словами «Поймаю!» бросается на клушку с цыплятами. Клушка со словами «Не дам!» также бросается на коршуна и ведет за собой цыплят, те стараются спрятаться за спину матери. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить остальных. Игра закончится, когда будет поймано несколько цыплят.

Правила игры. Игроки начинают двигаться по окончании диалога. Клушка, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками. Коршун ловит последнего в цепи цыпленка. Цыплятам следует крепко держаться друг за друга. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться встать на свое место.

 Кĕтесле (Кĕт-кĕтесле)

Çулла пурара, хĕлле пÿртре выляççĕ. Шĕвĕр япалапа йĕр туртса çерем çинче (е урайĕнче тăват кĕтеслĕх тус) выляма юрать.

Пиллĕкĕн выляççĕ. Тăваттăшĕ пĕрер кĕтесре тăрать, пĕри — хуралта (варринче). Варринчи хушсан вылякансен харпăр хăй кĕтесĕсенчен тухса тепĕр кĕтес йышăнмалла. çав хушăра варринче тăраканĕ те вырăн тупма тăрăшать. Кам кĕтессĕр юлать, вăл — хуралçă.

Кĕтес улăштарма хушакан юрă:

Сик-сик, кĕтес, сик, кĕтес,
Сикмессерен — пĕр кĕтес.
Малти кĕтес, кайри кĕтес,
Сулахай кĕтес, сылтăм кĕтес —
Мана пуласси хăш кĕтес?
Сик, кĕтес!
Кĕт-кĕтес, кĕт-кĕтес!
Кĕтнĕ çиме Самарук!
Сик, кĕтес! Сик, кĕтес!
Шăпăрчăк чăрр!

Ак çапла та калаççĕ:

— Сик, куç! Сик, куç! Сик, кĕтес!

Кĕтесри:

— Улăшас! (Кĕтес улăштараççĕ.)

Е урăхла калаççĕ:

— Хваттер яратни?

Кĕтесри:

— Пушă мар, хăнасем пур. («Ĕне пăруланă», «Чирлĕ çын пур» т.ыт.те теме пулать.) Хурал (тепĕр кĕтесе пырса):

— Хваттер яратни? Кĕтесри:

— Яратăп.

Тата урăхла калама та май пур:

— Хваттер яратни?

— Ямастăп.

— Эсĕ яратни?

— Ямастăп.

— Эсĕ яратни?

— Ямастăп.

— Эсĕ яратни?

— Ямастăп.

— Эппин, ман качакана куртăн-и?

— Сан качаку ман картари купăстана &çисе янă. Эпĕ ăна сутса ятăм.

— Апла пулсан тÿле укçа.

Кĕтесре тăраканни çÿлелле пĕр-пĕр япала ывăтать. Вăл ÿкиччен кĕтес улăштараççĕ. çĕнĕрен юлнă хуралçă ÿкнĕ япалана хуçине илсе парать те вăйă çĕнĕрен пуçланать.

Кун пек те калаçаççĕ:

— Кĕтес тарас?

— Ав (тепĕр кĕтеселле кăтартать).

— Кĕтес тарас?

— Улăшас!

Лапталла

Шăпа ярса е шутласа, мечĕкпе перекеннине палăртаççĕ. çерем çинче е юр çинче ыттисем çавра йĕр туса тарса тухаççĕ.

Кашни ача аллинче мечĕкрен хÿтĕленме ятарласа тунă лапатка евĕрлĕ патак е хăма татки. Шăпа тухнă ачи мечĕк илсе варрине кĕрет те çаврара тăракан ачасене пеме пуçлать. Кама лекет, çавă перекенни пулать, малтанхи ачи ун вырăнне йышăнать. Ачасем хăма таткипе е лапаткапа çеç хÿтĕленме пултараççĕ, унпа мечĕке аяккалла çапса яраççĕ. Тепĕр чухне, мечĕкĕ юнашарах ÿксен, хăрах урине кăна вырăнтан хускатса, ăна, патакĕпе хăйсем патнелле туртса илсе, питĕ аякка çапса яраççĕ. Вăйă питĕ çивĕч, хускануллă иртет.
ихĕ тăхăнса сикмелле

Çуллахи уявсенче вылякан вăйăсенчен пĕри. Икĕ каччă е икĕ хĕр тавлашса вылямалла вăйă. Иккĕшне пилĕк таран михĕ тăхăнтараççĕ те юнашар тăратаççĕ. Вĕсен умне, 5—6 метр виçсе, пĕр-пĕр паллă лартаççĕ. çаксен, михĕпе сиксе, çав паллă тавра кайса çаврăнмалла. Кам маларах сиксе тухать, çав çĕнтернĕ шутланать.

Çак вăййах пысăк ушкăнпа та выляма пулать. Ачасем икĕ ушкăна пайланаççĕ те черетпе михĕ тăхăнса сикме пуçлаççĕ. Хăш ушкăн малтан сиксе тухать, çавă — çĕнтерÿçĕ.

Шăпа ярса е шутласа, мечĕкпе перекеннине палăртаççĕ. çерем çинче е юр çинче ыттисем çавра йĕр туса тарса тухаççĕ.

Кашни ача аллинче мечĕкрен хÿтĕленме ятарласа тунă лапатка евĕрлĕ патак е хăма татки. Шăпа тухнă ачи мечĕк илсе варрине кĕрет те çаврара тăракан ачасене пеме пуçлать. Кама лекет, çавă перекенни пулать, малтанхи ачи ун вырăнне йышăнать. Ачасем хăма таткипе е лапаткапа çеç хÿтĕленме пултараççĕ, унпа мечĕке аяккалла çапса яраççĕ. Тепĕр чухне, мечĕкĕ юнашарах ÿксен, хăрах урине кăна вырăнтан хускатса, ăна, патакĕпе хăйсем патнелле туртса илсе, питĕ аякка çапса яраççĕ. Вăйă питĕ çивĕч, хускануллă иртет. Простая лапта

Количество играющих: от 5 до 25 человек.

Пособия: лапта и маленький мяч.

Подготовка к игре. На двух противоположных сторонах площадки (на расстоянии 20-40 шагов) проводятся линии городов. Около одного города (№1) чертится еще четырехугольник (1,5 X 1,5 м), из которого должны будут подавать мяч. Один из играющих идет в середину площадки (поля) ходить. У четырехугольника становится один играющий для подачи мяча (подавальщик). Все остальные дети становятся за черту города № 1.

Игра. Играющие, стоящие в городе, по очереди выходят в четырёхугольника для отбивания лаптой в поле мяча, который подбрасывает подавальщик. После удара по мячу лаптой, игрок тотчас же бежит в противоположный город и оттуда возвращается обратно в город № 1. Водящий в поле стремится, схватив мяч, осалить им перебегающего. Если бьющий по мячу промахнется, отбивает следующий игрок по очереди, а первый становится в конец очереди. Если же водящий посалит мячом перебегающего, то становится на место подавальщика, который идет в конец очереди, а осаленный становится водящим. Если водящий поймал мяч с воздуха, то сейчас же меняется ролью с отбившим.

Правила.

1) Водящий может салить мячом перебегающего только один раз.

2) При перебежке нельзя задерживаться в противоположном городе; в случае такой задержки, водящий бросает мяч три раза вверх и ловит, после чего перебегающий должен вернуться в первый город.

3) Каждый раз, вернувшийся после пробежки игрок, становится в конце очереди. Салки

Большинство подвижных игр для детей в возрасте 6-9 лет состоит в том, что одни из играющих убегают, другие догоняют, пятнают или салят, т.е. дотрагиваются до убегающих рукой. В простейшем своем виде такая игра называется поэтому «Салками» или «Пятнашками». Заключается она в следующем. Играют от 3 до 20 человек. По жребию один играющий водит. Он салка. Салка громко считает: «Раз, два, три». По счету «раз» играющие разбегаются, а по счету «три» бежит за ними салка и пятнает кого-нибудь. Теперь запятнанный стал салкой. Он останавливается, поднимает высоко руку, кричит: «Я - салка!» И только после этого может бежать и салить.

Игра без определенного конца. Играют в эту игру 35 минут.

«Салки руки на стену». Когда играют на пространстве, очень небольшом сравнительно с числом играющих, где салки меняются слишком быстро, ставят условием, что салить нельзя того, кто положил обе ладони на стену.

«Салки с домами». Если размеры помещения позволяют, то намечают один или несколько домов. Условие: нельзя салить находящегося в дому.

«Мяч-салка». В описанных видах салок вводится условие салить не рукой, а мячом.

Вариант салок «кошка». Место для игры: площадка размером 10x15 м или 15x20 м, в зависимости от количества играющих.

Подготовка к игре. Границы площадки очерчиваются линиями.

Из играющих выбирается один водящий кошка. Все остальные размещаются на площадке произвольно.

Игра. Кошка гонится за играющими, стараясь осалить кого-либо из них. Пойманный становится кошкой и может в дальнейшем ловить, только приложив руку к тому месту своего тела, по которому он был осален.

Шакки-шакла

Ку вăййа ытларах иккĕн выляççĕ. Ушкăнпа та выляма пулать. Вăйă виçĕ пайран тăрать.

1-мĕш пайĕ. Вылякансем икĕ патак илеççĕ (тăршшĕсем 17 тата 70 см). Тăваткал варринче тăрăхла шăтăк чаваççĕ. Шăтăка урлă вăйă пуçлаканни кĕске патак хурать. Кайран вăрăм патакпа кĕскине çаклатса илет те ывăтса ярать. Унтан шăтăка урлă вăрăм патакне хурать. Иккĕмĕш ачи кĕске патакĕпе лешне тивертме тăрăшать е кĕске патакне вĕçсе пынă вăхăтра тытать. Тытаймасан е тивертеймесен пĕрремĕш ачи малалла вылять.

2-мĕш пайĕ. Пĕрремĕш выляканĕ кĕске патакне çÿлелле ывăтать те вăрăммипе çапать. Унтан вăрăм патакне шăтăка тăратать. Иккĕмĕш ачин кĕске патакĕпе вăрăммине тивертмелле. Тивертеймесен е кĕске патакĕ чылай аякка ÿксен, пĕрремĕш ачи вăрăм патакĕпе çав хушша виçет. Миçе патак тухать, çавăн чухлĕ очко илет.

3-мĕш пайĕ. Пĕрремĕш ачи вăрăм патакĕпе кĕскине çĕклет те çапса ярать. çапаймасан е иккĕмĕш ачи кĕске патакне вĕçсе пынă чухне тытсан, вылякансем ылмашăнаççĕ. Пĕрремĕш ачин очкосем çĕртен кая мар пулсан, иккĕмĕш ачине куçаççĕ. Иккĕмĕш ачи тунă йĕр патĕнчен пуçласа кĕске патака тытнă вырăн хушшине виçет те очкосене хăйне илет. Иккĕмĕш ачи кĕске патакне вĕçсе пынă чухне тытаймасан, пĕрремĕш ачи кĕске патак ÿкнĕ вырăнпа чĕрнĕ йĕр хушшине виçет те очкосене хăйне илет. Вăйă пĕрремĕш пайĕнчен çĕнĕрен пуçланать (иккĕмĕш ачи пуçлаканни пулать, пĕрремĕш хураллать).

Вăйă пуçламăшĕнче миçе очкоччен вылясси çинчен калаçса татăлаççĕ. Кам маларах очко пухать, çавă теприне ĕç хушать. Выляса яраканнин виçĕ хутчен кĕске патакне шăтăка персе кĕртмелле, теприн вара вăрăм патакĕпе ăна çапса яма ĕлкĕрмелле.

Вăйă йĕрки. Вылякансем кĕске патакне хуралçă тытмалла мар çапса яма тăрăшаççĕ. Кĕске патакĕ аяк-калла вĕçсе кайсан, яраканнине айăплаççĕ: хуралçи патакне илет те малтан калаçса татăлнă чухлĕ утăм туса йĕр çине тÿрĕ тухать. Енчен те вылякансенчен хăшĕ те пулин кĕске патакне вĕçсе пынă чухне тытсан, тепĕр выляканĕ пухнă очкосем унăн пулаççĕ. Вылякан йăнăшрĕ пулсан, хăйĕн вырăнне теприне парать.

Вăйă хатĕрĕсем. Кĕске патак (тăршшĕ 17 см), вăрăм патак (тăршшĕ 70 см) е бита.

Шакки-шакки

В игре могут участвовать несколько детей, могут быть образованы также команды, но чаще всего играют парами. Игра состоит из трех этапов.

1 этап. Для игры нужны две палки (длиной 17 и 70 см). На площадке размечают квадрат, в центре делают продолговатую ямку. Поперек этой ямки начинающий игру кладет короткую палочку и, подцепив ее снизу длинной палкой, отбрасывает на то или иное расстояние. Затем он кладет поперек ямки длинную палку и отходит в сторону. Задача второго — попасть короткой палочкой в длинную палку с того места, куда упала отброшенная палочка. Если второй игрок попадет в цель или же поймает палочку на лету, то играющие меняются ролями. Если же второй игрок не попадет в цель и не поймает палочку на лету, то продолжает водить.

2 этап. Первый игрок подбрасывает палочку рукой и ударяет длинной палкой, затем длинную палку ставит вертикально в ямку. Второй опять должен попасть короткой палочкой в длинную палку. Но если он не попадет, и короткая палочка упадет на значительном расстоянии от ямки, то первый измеряет длинной палкой это расстояние и берет его на учет как очко.

3 этап. Первый игрок подбрасывает короткую палочку длинной и ею же ударяет. Если он не попадет длинной палкой в короткую палочку, то он должен уступить свое место второму и идти на его место караулить. Если караулящий поймает короткую палочку на лету, то игроки должны поменяться ролями. Тогда все очки первого игрока, превышающие число 100, переходят второму игроку. Расстояние от черты до того места, где короткая палочка схвачена на лету, измеряется вторым игроком, и очки зачисляются ему. Но если второй игрок на лету не поймает короткую палочку, то расстояние от ямки до того места, куда она упала, измеряется длинной палкой и засчитывается первому игроку как очки. Затем игра начинается с первого этапа вторым игроком, а первый караулит.

Перед началом игры договариваются об окончательном счете. Проигравший должен три раза попасть в ямку короткой палочкой. Победитель должен помешать этому, отбивая короткую палочку на лету длинной палкой.

Правила игры. Игроки стараются метнуть короткую палочку так, чтобы противник не мог ее поймать. Если же игрок направляет палочку в сторону от караулящего, то тот подбирает ее и выходит на прямую линию, приближаясь к черте на определенное количество шагов (по договоренности). Если на любом этапе игры короткую палочку поймает на лету караулящий игрок, то все очки противника переходят к нему. В ходе игры ни одна неудачная попытка никем из игроков не повторяется. Игрок в случае неудачи уступает место сопернику.

Материал. Короткая палочка (длина 17 см), длинная палка (длина 70 см) или бита.