Мой класс

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба

Класс: 11


Хочу поделиться опытом работы с классом не только как педагога-психолога, но и как классного руководителя. Это мой третий опыт, но первый раз - это 11 класс. Задача была поставлена руководством чётко: нужно детей мотивировать на хорошую учёбу, выбор сдаваемых предметов по интересам, помочь детям с самоопределением и выбором дальнейшего направления в учёбе и, конечно, помочь подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. Вариантов отказа не предлагалось. Что делать? У этих детей я не первый классный руководитель и не второй, как психолог вела их уже два года. На первый взгляд на детей - их терзает состояние брошенности, неуверенности, страха перед предстоящими экзаменами, а о поступлении в ВУЗ думали единицы.

«Будь что будет!», - подумала я тогда, надо как-то справляться. В конце августа состоялась встреча с родителями. Много вопросов, сомнений, претензий и даже обид. Нет, не ко мне, к школе, смене классного руководства, почему психолог, а не учитель-предметник. Уверять родителей, что они сильно ошибаются или давать им какие-то обещания, не стала, предложила взаимодействие в подготовке детей к экзаменам и будущему, потому что без помощи и участия родителей нам не обойтись. Разговор с родителями получился доверительный. А дети? Они держали дистанцию.

С этими детьми я познакомилась, когда они обучались в 9 классе и готовились к первым своим экзаменам. Их классный руководитель, учитель русского языка и литературы готовила их к экзаменам и готовилась стать мамой. Нагрузка очень большая, но все дети справились – экзамены были сданы. Кто-то ушёл в колледж, кто-то пришёл в 10 класс. Новый классный руководитель – учитель математики. Совместно с ним мы много работали с классом по профориентации, с определением будущего направления в образовании, опираясь на тип мышления обучающихся, строили цели и планы. Особые трудности дети испытывали, когда нужно было прописать свои достоинства – 20! Как, как себя оценить? Писали долго.

- А если нужно было бы прописать 20 своих недостатков быстрее справились? - спросила детей.

- О, это мы быстро напишем! – ответили они мне.

Вот так, дети знают за что себя поругать, но не знают за что хвалить. Надо как-то это менять. Классный руководитель – реалист, считает, что подбадривать детей не обязательно, потому что важен результат, а результат у многих не высокий. Дети тоже проявили завидное упрямство и на все мои доводы отвечали, что максимум о чём они думают – это поступление в колледж. (Зачем тогда нужно было идти в 10 класс??).

Вот таких детей я получила в классное руководство. Первые классные часы были провальными: на все мои – давайте активизируемся в учёбе, старайтесь не пропускать уроки и т.д. – получала равнодушное «хорошо» и рассказы о том, что уже поздно что-то менять. Когда на очередном классном часу они спели мне песенку про ЕГЭ из шоу «Уральские пельмени», я рассердилась. Моя речь была эмоциональна и полна возмущения. Рассказала детям о своём опыте работы организатором ЕГЭ, в аудитории и вне, что подготовиться к экзамену и хорошо его сдать не сложно, если готовить уроки, убрать страх перед контрольными и диагностиками. Они проводятся не для того, чтобы укрепить в ученике сомнения в себе, а для того, чтобы узнать свои слабые места в образовании и подучить недоученное. Моя пламенная речь произвела впечатление: больше никто мне подобных песенок не пел, равнодушных лиц тоже не увидела. Дети стали приходить поговорить, попросить помощи, посоветоваться. Жизнь в классе закипела.

А тут новость: в 10-х классах организовали инженерный класс. Этот класс будет посещать лекции в институте, будет обучаться в автошколе. У моих учеников опять спад в настроении – опять мы в пролёте. Что делать, только началось всё налаживаться? Нужно идти к директору, решила, а там посмотрим.

Светлана Александровна меня внимательно выслушала, приняла к сведению мои аргументы, обещала подумать. Решение было принято: на лекции в ВУЗ ездить вместе с 10-м классом, а по поводу автошколы мы организовали встречу с родителями и детьми. Важно было рассказать о всех возможных рисках, что обучение в автошколе не должно мешать обучению детей и подготовке их к экзаменам. Условие было поставлено такое – не справляются с учёбой – освобождаются от занятий в автошколе. Сначала предполагалось, что одиннадцатиклассники успеют только выучить и сдать экзамен по ППД, но потом оказалось, что они могут обучиться и сдать вождение и получить водительские права после наступления 18-летия. Загруженные и перегруженные дети стали показывать хорошие результаты в обучении, участвовать в олимпиадах, сдавать ГТО. Жизнь закипела. Написали сочинение, получили доступ к экзаменам. Наступила весна, принесла с собой зачёты в автошколе, пробные экзамены, диагностики по предметам. Дышать, спать некогда, а дети придумывают тематику для «Последнего звонка»…

Когда репетировать? С уроков снимать нельзя – дети должны подготовиться к экзаменам. После уроков – сложно собрать всех. Репетировали на переменах, малыми группами, меняли песни, слова. Голова работала на 100%. Но творчество и такая загруженность сняли тревожность перед экзаменами, наполнили учебную жизнь яркими красками созидания, самоутверждения. Самое замечательное, что дети стали выбирать ВУЗы для поступления, успевали ездить на дни открытых дверей. Экзамены в автошколе все сдали, некоторые умудрились в такой нагрузке выйти на муниципальные и городские площадки по олимпиадам, две ученицы достойно выдержали все тяготы учёбы и получили золотые медали за отличные показатели в 10-11 классах. Экзамены сдали все! С хорошими показателями поступили в институты и университеты. А после получения аттестатов ещё и отлично выступили на Выпускном вечере.

Для чего я всё это написала? Меня как всех мучали сомнения в начале года, сомнения в том смогу ли помочь детям поверить в свои силы, чтобы они ощутили себя ответственными за свою жизнь, свой выбор. Я запретила себе сомневаться в детях, в их способностях. Это повлияло не только на меня, но и на детей и их родителей. Об этом я разговаривала с учителями, которые в начале года уверяли, что я многого от детей хочу, а в конце года говорили, что дети замечательные. Конечно, мне самой очень приятно, что не отступилась, что смогла научить детей радоваться жизни, верить в себя и свои способности.

Сейчас это успешные студенты, которые хорошо сдали свои первые в жизни сессии. Удачи! В добрый путь!

Буду рада если мой опыт пригодиться кому-нибудь в работе!